Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций
Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
------------------------------
<*>
Доказать отсутствие
Именно
для таких ситуаций закон предусматривает
нетарифное регулирование. Однако на практике
данный метод регулирования пока не применялся.
§ 5. Государственный контроль в сферах
естественных
монополий
Государственный контроль осуществляется за действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Предварительный государственный контроль.
Требуется
представить в Федеральную
1)
сделки, в результате которых
субъект естественной
2)
инвестиции субъекта
3)
продажа, аренда и другие
------------------------------
<*>
Перечисленные сделки
Последующий государственный контроль.
Требуется
представить уведомление о
1)
лицо (группа лиц) приобретает
акции (доли) в уставном (складочном)
капитале субъекта
2)
субъект естественной
Существуют и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов естественной монополии. Один из них - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль <*>, поскольку любое государственное воздействие возможно только после включения организации в соответствующий раздел реестра. Этим Реестр субъектов естественной монополии отличается от Реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%.
------------------------------
<*>
См. об этом: Временное положение
о Реестре субъектов
§ 6. Ответственность за нарушение законодательства
о естественных
монополиях
До вступления в силу в 2002 г. Кодекса об административных правонарушениях такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно в названном Кодексе.
Размеры
административных штрафов для естественных
монополистов невысоки, в частности
для организаций они могут
доходить до 5000 МРОТ. Такие меры административной
ответственности могут
Помимо
штрафов в качестве меры ответственности
может служить перечисление субъектом
естественной монополии в федеральный
бюджет прибыли, полученной в результате
нарушения им законодательства, а также
возмещение убытков, причиненных субъекту
естественной монополии в связи с принятием
неправомерного решения органами государственного
регулирования.
Лекция 9.
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
§ 1. Понятие
конкуренции и монополии
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
В
предпринимательской
В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:
1)
в большинстве случаев
2)
конкуренция становится
3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".
Монополия означает:
1)
исключительное положение
2)
особое поведение
3)
исключительное право, которое
предоставляется государством
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1)
временная (предприятие
2)
государственная (эмиссия
3)
естественная (функционирует только
тогда, когда на рынке
§ 2. История
становления конкурентного
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".
Формирование
современной концепции
Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.
Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".
Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.
Правовое
регулирование конкуренции
Таблица 8
Способы правового
регулирования конкуренции
Американский способ | Европейский способ |
"Антитрестовское право" | "Картельное право" |
Презумпция
"вредности" монополий, поэтому их деятельность формально запрещена |
Допускается существование монополий, но под жестким законодательным контролем |
Компания
(или группа компаний) может доказать, что ее монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешена |
Если будет доказано,
что деятельность монополии прино- сит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запре- щена |
Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").