Лекции по "Рекламе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций

Описание работы

Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.

Работа содержит 1 файл

pravo.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

--------------------------------

    <*> Доказать отсутствие технической  возможности предоставления соответствующей  услуги потребителям естественному  монополисту крайне сложно, но  такие прецеденты в судебно-арбитражной  практике все же имеются. Так,  например, от ответственности за  отказ от заключения договора по данному основанию была освобождена компания "Ивановорегионгаз". См. об этом: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2004 г. N А17-57/4. 

    Именно  для таких ситуаций закон предусматривает  нетарифное регулирование. Однако на практике данный метод регулирования пока не применялся. 

§ 5. Государственный  контроль в сферах

естественных  монополий 

    Государственный контроль осуществляется за действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного  рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

    Предварительный государственный контроль.

    Требуется представить в Федеральную антимонопольную  службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки. Контролю подлежат три группы сделок естественных монополистов:

    1) сделки, в результате которых  субъект естественной монополии  приобретает право собственности  на основные средства или право  пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров (в отношении которых применяется регулирование), если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

    2) инвестиции субъекта естественной  монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование, если инвестиции превышают 10% собственного капитала субъекта естественной монополии;

    3) продажа, аренда и другие сделки, если хозяйствующий субъект приобретает  право собственности либо владения, пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется тарифное регулирование, если их стоимость превышает 10% собственного капитала субъекта естественной монополии <*>.

--------------------------------

    <*> Перечисленные сделки государством  фактически не контролируются. Это  обусловлено тем, что практически  все естественные монополисты  обладают крупными активами, и  даже значительные капиталовложения  или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов. 

    Последующий государственный контроль.

    Требуется представить уведомление о совершенной  сделке в 30-дневный срок. Для осуществления  контроля орган регулирования вправе запрашивать у хозяйствующих  субъектов информацию о лицах, располагающих более 10% голосов в их уставных капиталах. Контролю подлежат две группы сделок:

    1) лицо (группа лиц) приобретает  акции (доли) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной  монополии, в том числе по  договорам поручения, доверительного управления, залога, в размере более 10% общего числа голосов;

    2) субъект естественной монополии  приобретает более 10% общего количества  голосов в уставном капитале  другого хозяйствующего субъекта.

    Существуют  и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов естественной монополии. Один из них - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль <*>, поскольку любое государственное воздействие возможно только после включения организации в соответствующий раздел реестра. Этим Реестр субъектов естественной монополии отличается от Реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%.

--------------------------------

    <*> См. об этом: Временное положение  о Реестре субъектов естественных  монополий, в отношении которых  осуществляются государственное  регулирование и контроль, утв.  Приказом ФСТ России от 26 августа  2004 г. N 59. 

§ 6. Ответственность  за нарушение законодательства

о естественных монополиях 

    До  вступления в силу в 2002 г. Кодекса  об административных правонарушениях  такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно  в названном Кодексе.

    Размеры административных штрафов для естественных монополистов невысоки, в частности  для организаций они могут  доходить до 5000 МРОТ. Такие меры административной ответственности могут применяться  за невыполнение законного предписания  органа регулирования (ст. 19.5 КоАП РФ), непредоставление ему ходатайств, сведений и информации, предусмотренных законодательством (ст. 19.8 КоАП РФ).

    Помимо  штрафов в качестве меры ответственности  может служить перечисление субъектом  естественной монополии в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения им законодательства, а также возмещение убытков, причиненных субъекту естественной монополии в связи с принятием неправомерного решения органами государственного регулирования. 

Лекция 9. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

§ 1. Понятие  конкуренции и монополии 

    В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

    В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

    Юридическое содержание конкуренции характеризуется  тремя признаками:

    1) в большинстве случаев конкуренция  является естественным регулятором  цен на рынке;

    2) конкуренция становится предпосылкой  для реализации прав потребителей;

    3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

    Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

    Монополия означает:

    1) исключительное положение хозяйствующего  субъекта на рынке, при котором  он сосредоточивает в своих  руках значительную часть производства  и сбыта определенного товара;

    2) особое поведение господствующего  на рынке субъекта и использование  доминирующего положения в своих  интересах;

    3) исключительное право, которое  предоставляется государством одному  или нескольким субъектам на  осуществление определенной деятельности.

    В юридической литературе выделяют:

    а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

    б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

    в) "сильные" олигополии - несколько  фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.

    Типы  монополии:

    1) временная (предприятие впервые  предложило потребителям совершенно  новую продукцию);

    2) государственная (эмиссия наличных  денег, экспорт и импорт отдельных  видов товаров, например, экспорт  необработанных алмазов, производство  и оборот этилового спирта);

    3) естественная (функционирует только  тогда, когда на рынке присутствует  лишь один хозяйствующий субъект). 

§ 2. История  становления конкурентного законодательства 

    Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".

    Формирование  современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера  пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

    Первые  законы о защите свободы конкуренции  появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права  считаются США, где оно традиционно  именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

    Монополии, которые возникли в России в 90-х  годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной  России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".

    Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.

    Правовое  регулирование конкуренции может, в принципе, осуществляться двумя  способами, условно их именуют "американским" и "европейским" (см. табл. 8). 

Таблица 8 

Способы правового  регулирования конкуренции 

Американский  способ       Европейский способ    
"Антитрестовское  право"          "Картельное право"         
Презумпция "вредности" монополий, 
поэтому их деятельность формально 
запрещена                       
Допускается существование   
монополий, но под жестким   
законодательным контролем 
Компания (или группа компаний)   
может доказать, что ее монополия  
полезна публичным интересам, и    
тогда ее деятельность может быть  
разрешена                       
Если будет доказано, что    
деятельность монополии прино- 
сит больше вреда, чем пользы, 
ее деятельность будет запре-  
щена                        
 

    Российское  законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").

Информация о работе Лекции по "Рекламе"