Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторов и приемов создания смешного в рекламе. Для этого нам предстоит выявить, что однозначно принятой типологии юмора пока не существует. Зато существует масса теорий и концепций, которые берут за основу какой-либо фактор/факторы, приемы и пытаются объяснить, почему юмор работает в одних ситуациях и не работает в других. Но чтобы знать, где юмор следует применять, а где нет – нам надо будет разобрать некоторые требования по использованию юмора в рекламе.
Юмор и внимание
В ходе многочисленных исследований был сделан вывод, что юмористическая реклама чрезвычайно эффективна в привлечении внимания. В отличие от других выводов этот оказался наименее противоречивым. Ни один исследователь не пришел к противоположному заключению.
Юмористические
элементы рекламы буквально "кричат"
о том, что сейчас можно будет
расслабиться, получить удовольствие
от хорошей шутки, улыбнуться. Стремление
аудитории отвлечься от забот, снять стресс
и получить эстетическое удовольствие
проявляется довольно сильно, поэтому
юмор в рекламе привлекает гораздо больше,
чем просто информация. Среди других приемов
привлечения внимания подобных юмору
— необыкновенно большой шрифт, яркий
цвет, намеренно совершенные ошибки в
словах и тому подобное. В этих случаях
рекламодатель пытается привлечь внимание
за счет любознательности либо удивления.
Спек в своих экспериментах продемонстрировал,
что юмористическая реклама более эффективна,
чем неюмористическая и в удержании внимания
в течение определенного времени. Однако
привлечение и удержание внимания лишь
первая часть коммуникационного процесса.
Реклама как несущая оболочка основного
сообщения должна не только привлечь внимание,
но и передать потребителю смысл этого
сообщения.
Юмор и понимание
Результаты
исследований влияния юмора на общее
понимание рекламной идеи неоднозначны.
Стьюарт и Фюрс, Вайнберг и Кэмпбелл,
Жанг и Зинхан и многие другие исследователи,
основываясь на своих экспериментах,
заключили, что юмор улучшает восприятие
смысла. С другой стороны, не менее многочисленная
группа исследователей пришла к прямо
противоположным результатам. Среди них
Кэнтор и Винус, Джелб и Зинчан, Лэммерс
и другие. Вайнбергер и Джулас предположили,
что разница в результатах могла быть
получена за счет различных методологий,
использовавшихся в экспериментах. Так,
например, авторы обнаружили, что положительный
эффект юмора был найден в большинстве
исследований, где использовались настоящие
товары, а негативный эффект там, где использовались
фиктивные товарные марки. Еще одна проблема
в том, что авторы вкладывали разный смысл
в концепцию понимания и поэтому измеряли
различные до некоторой степени реакции
потребителей. Объясняя положительный
эффект юмористической рекламы на понимание,
многие авторы предполагали, что более
пристальное внимание может привести
к более интенсивному процессу восприятия.
Кроме того, юмор подавляет отрицательные
ассоциации, связанные с характерной для
рекламы навязчивостью, и поэтому потребители
охотнее воспринимают смысл юмористического
рекламного сообщения. Оппоненты придерживаются
другого мнения. Они смотрят на юмор как
на элемент рекламы, отвлекающий от основной
идеи рекламного сообщения. К тому же в
силу специфики юмора аудитория может
просто не понять его или посчитать юмор
неуместным, и это может создать внутреннее
напряжение, опять же не способствующее
процессу восприятия рекламы. Как отмечал
Хершковитс, юмористическая реклама больше
открыта к разного рода интерпретациям,
чем неюмористическая. Вайнбергер и Джюлас
призвали к дополнительным исследованиям
в этой области.
Юмор и отношение к собственно рекламе и к рекламируемой товарной марке
Большинство исследователей пришло к выводу, что юмористическая реклама вызывает положительные чувства к собственно рекламе и улучшает отношение потребителей к рекламируемому товару. Однако если первое заключение получило подтверждение практически во всех исследованиях, то второй вывод не так однозначен. Чаттолэдхья и Бэсу предположили, что при определении рекламного эффекта одним из важных факторов является сложившееся (до восприятия рекламы) у потребителей отношение к рекламируемой товарной марке. Большинство товаров, которые рекламируются в средствах массовой информации, уже давно существуют на рынке и известны покупателям. Знание и опыт использования формируют отношение потребителей к товарной марке: благоприятное, неблагоприятное либо нейтральное. Обладая определенным отношением к товарной марке, потребитель будет по-разному воспринимать ее рекламу, в том числе и юмористическую. Чаттопэдхья и Бэсу выявили, что юмористическая реклама более эффективно воздействовала на респондентов, обладающих благоприятным отношением к рекламируемой товарной марке. Рассматривая психологические механизмы такой реакции, авторы предположили, что респонденты с благоприятным отношением к товарной марке более восприимчивы к любой информации о такой товарной марке и юмор только укрепляет их положительный настрой. В то же время эффективность юмористической рекламы практически не отличалась от эффективности неюмористической рекламы, когда у потребителей наблюдалось неблагоприятное отношение к товарной марке. Негативная оценка товарной марки настолько доминировала в мыслях людей, что они одинаково скептически относились как к юмористической, так и к неюмористической рекламе, сохраняя свое мнение о рекламируемой товарной марке. Тем не менее, даже у таких потребителей отношение к юмористической версии рекламы было более благожелательным, чем к неюмористической версии. Авторы исследования пришли к выводу о том, что юмористическая реклама лучше всего подходит для ситуаций, когда надо укрепить уже существующее благоприятное отношение потребителей к определенной товарной марке.
Благоприятное отношение к собственно рекламе имеет целый ряд положительных для рекламодателя последствий. Так, например, Александр Бейл и Кэрол Бриджуотер, а позже Дассел Хейли и Аллан Балдингер продемонстрировали, что положительное отношение к рекламе является надежным показателем коммерческого успеха товара. Среди респондентов, которым понравилась реклама и которые благоприятно относились к рекламируемому товару, было в два раза больше людей, готовых купить товар, чем среди респондентов, которые отнеслись к рекламе нейтрально (хотя и обладали таким же благоприятным отношением к товару).
Еще
одно заключение — юмористическая
реклама может помочь и в ситуациях,
когда рекламодатель старается
изменить негативное отношение потребителей
к своей товарной марке. Но такая
реклама должна сопровождаться целым
рядом других мероприятий, показывающих,
что изменения затрагивают не только рекламу,
но и сам товар.
Юмор и настроение потребителей
Восприятие рекламы косвенно зависит и от настроения. Согласно Isen настроение определяется как временное эмоциональное состояние человека. Исследования в области социальной психологии установили, что хорошее настроение положительно влияет на мотивацию и способность обрабатывать информацию, что в свою очередь отражается на механизме восприятия рекламы. Американские исследователи Батра и Стэйман провели серию экспериментов, в которых манипулировало настроение респондентов. Важно отметить, что сравнивались только респонденты в хорошем и нейтральном настроениях. Плохое настроение менее стабильно, имеет массу различных подтипов и во многом определяется контекстуальными факторами. Поэтому сделать какие-либо однозначные выводы не представляется возможным.
Хорошее настроение может возникнуть как в результате восприятия юмористической рекламы, так и независимо от рекламы в результате каких-либо других событий (например, празднование юбилея, чтение веселой книжки и т.д.).
В
ходе экспериментов авторы показали,
что хорошее настроение ослабляет
интенсивность обработки
Юмор и потребность в познании
Американский
исследователь Йонг Жанг предположил,
что одним из факторов, влияющих
на восприятие юмористической рекламы
на индивидуальном уровне, может быть
так называемая потребность в познании
окружающего мира. Потребность в познании
определяется как внутренняя установка
на обработку информации. При повышенной
потребности к познанию человек получает
удовлетворение от самого процесса обработки
и поэтому готов к интенсивной мыслительной
деятельности; при пониженной — человек
прилагает минимум усилий. У одних людей
эта потребность ярко выражена и проявляется,
например, в виде повышенной любознательности,
у других людей такая потребность находится
на минимальном уровне и обычно проявляется
очень слабо. Потребность в познании как
один из индивидуальных факторов изучалась
и ранее. Так, Батра и Стэйман установили,
что люди с пониженной потребностью в
познании склонны к эвристическому типу
обработки информации, в то время как люди
с повышенной потребностью — к систематическому
типу. Первая категория людей (с пониженной
потребностью) больше внимания обращала
на периферийные элементы рекламы, чем
на центральные аргументы рекламного
сообщения, и соответственно их общая
оценка рекламы базировалась почти исключительно
на периферийных элементах. Как и следует
ожидать, Жанг в своих экспериментах пришел
к выводу, что люди с пониженной потребностью
в познании воспринимают юмористическую
рекламу более благожелательно, чем люди
с повышенной потребностью в познании.
Повышенная потребность в познании ведет
к тому, что люди в первую очередь оценивают
качество смысловой составляющей рекламного
сообщения и поэтому меньше всего подвержены
воздействию юмора. Автор также предположил,
что сила влияния потребности в познании
на восприятие юмористической рекламы
зависит от типа рекламируемого товара.
Юмор и характеристики товара
В одном из российских городов транспортники, устав бороться с автобусно-троллейбусными «зайцами», объявили конкурс-лотерею проездных билетов в конце месяца. Что интересно, в течение трех недель доход автотранспортного предприятия увеличился на сотни миллионов рублей. В данном случае остроумные транспортники учли психологию своих клиентов-пассажиров - подзабытый обычай вычислять счастливый билетик.
Выбор
рекламной стратегии зачастую зависит
от товарной категории рекламируемого
товара. То, что хорошо для рекламы
мыла, не всегда подходит для рекламы
автомобилей. В практике рекламы товары
обычно разбивают не на товарные категории
(их слишком много), а на отдельные группы,
руководствуясь одним-двумя базовыми
критериями. Так, одна из популярных разбивок
— цветовая товарная матрица, созданная
в 1994 году Вайнбергером, Кэмпбеллом и Броди.
В этой матрице товары подразделяются
на группы на основе их применения (для
удовлетворения функциональных либо эмоциональных
потребностей) и финансового риска, связанного
с покупкой товара. Авторы классификационной
схемы выделили четыре группы товаров
и приписали каждой группе свой цвет (смотри
таблицу 1).
Таблица 1
Цветовая товарная матрица
|
К белой группе относятся товары, удовлетворяющие функциональные потребности, покупка которых требует сравнительно больших финансовых расходов. Это такие товары, как автомобили, холодильники, компьютеры и т.п. К красной группе относятся товары, которые можно назвать товарами для души. Это довольно дорогие товары, выражающие внутреннее "Я" своего покупателя. К таким товарам могут, например, относиться дорогие спортивные автомобили, ювелирные изделия, модная одежда и т.п. К голубой группе относятся товары, удовлетворяющие функциональные потребности, но в отличие от товаров, относящихся к белой группе, не требующие каких-либо значительных вложений. К этой группе относятся такие товары, как стиральный порошок, ручные инструменты и т.п. Наконец, последняя желтая группа, которую можно назвать "маленькие удовольствия", включает в себя разнообразные десерты, пиво, табак, алкоголь и т.п. Несмотря на то, что такие товары недороги, это эмоциональные товары, часто приносящие потребителям несравнимое по затратам удовольствие.
Американские
исследователи А. Споттс, М. Вайнбергер
и Э. Парсонс, проанализировав огромную
выборку печатной рекламы, установили,
что юмор чаще всего использовался
при рекламе товаров, относящихся
к желтой группе и реже всего —
в рекламе "красных" товаров. Второй
группой после желтой (по частоте использования
юмора) оказалась белая. В рекламе товаров
из голубой группы юмор использовался
почти так же редко, как и в рекламе товаров,
относящихся к красной группе. Исследователи
заключили, что повышенное использование
юмора в рекламе товаров, относящихся
к желтой группе, объясняется двумя факторами.
Первый — это то, что из-за небольшой цены
уровень вовлеченности покупателей в
процесс покупки невысок — и поэтому юмористическая
реклама эффективно привлекает внимание
потребителей. Второй фактор заключается
в том, что такие товары обычно покупаются
импульсивно и мотивация покупки практически
всегда положительная. В отличие от товаров
желтой группы товары белой не только
стоят дороже, но и обычно покупаются для
решения каких-то функциональных потребностей,
а поэтому мотивация не всегда бывает
положительной. Использование юмора в
рекламе товаров, относящихся к красной
и голубой группам, может иметь негативные
последствия для рекламируемого товара.
Предполагается, что товары из красной
группы воспринимаются покупателями как
продолжение своего "Я", и поэтому
юмор может показаться обидным и неуместным.
При рекламе товаров из голубой группы
юмор может препятствовать восприятию
основной идеи рекламного сообщения. В
этом случае, когда уровень вовлеченности
покупателей в процесс покупки невысок,
потребителю важно быстро предоставить
полную информацию о товаре, вернее, о
том, как рекламируемый товар решит его
проблемы (в отличие от товаров из желтой
группы, где детальная информация не так
важна). Отвлеченные юмористическими элементами
рекламы потребители могут пропустить
главную идею рекламы.