Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторов и приемов создания смешного в рекламе. Для этого нам предстоит выявить, что однозначно принятой типологии юмора пока не существует. Зато существует масса теорий и концепций, которые берут за основу какой-либо фактор/факторы, приемы и пытаются объяснить, почему юмор работает в одних ситуациях и не работает в других. Но чтобы знать, где юмор следует применять, а где нет – нам надо будет разобрать некоторые требования по использованию юмора в рекламе.
Введение
Под рекламой понимается целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах и об их производителях, распространяемая известным источником. Что бы выполнить своё основное предназначение, реклама стремится найти способ привлечь внимание, завоевать потенциального покупателя, а потом его «соблазнить» и, в конечном счёте, побудить совершить покупку.
В России со времен зарождения рекламы юмористические вещи были в почете. Еще в XVII-XVIII веках, когда стала появляться первая реклама, продавцы умели посмеяться над собой. Причем именно над собой, а не над клиентами. Это сейчас у нас модно выставлять недотёпами клиентов (вспомним нашумевшую рекламу Эльдорадо). А испокон веков в России было модно смеяться над собой или товаром. И образцом подражания была Нижегородская центральная ярмарка, которая задавала тон в плане новейших «рекламных технологий XVII века». В теории массовой коммуникации не раз был доказан факт, что смешное в рекламе – один из самых сильных продающих факторов. Причем в форме смешной притчи или стихотворения можно говорить и о товаре, и о клиентах. Эффективность таких технологий в наши дни подтверждают различные стресс-тесты и прочие промо-события, которые устраивают рекламные агентства для товаров народного потребления. Из наиболее удачных примеров применения юмора в рекламе можно вспомнить, к примеру, рекламу пива «Толстяк», где незадачливый любитель пива, в изображении Александра Семчева, постоянно попадает в комичные ситуации из-за своей страсти к пиву. Другой вариант хорошо работающей рекламы с юмором - мультипликация. Она значительно оживляет рекламу и привлекает к ней внимание. Раньше мультипликацию считали эффективным средством только рекламы для детей. Полагали, что для взрослых герои мультиков неубедительны. Практика, однако, показала, что мультипликационная реклама весьма эффективна и для взрослых. Мультипликация дает возможность показать нечто, что в реальной жизни выглядело бы неприятно, или же применяется для упрощения сложных вещей. Однако лишь немногие компании рискуют использовать ее для своего продвижения.
Актуальность данной темы заключается в том, что юмористическая реклама занимает достойное и весьма «заметное» место во всех сферах массовой информации. Это вызвано тем, что производители хотят и готовы привлечь клиента к рекламируемому товару различными способами, в данном случае юмором. Ведь юмор на данный момент стал одним из самых продающих факторов. Согласно исследованиям Вайнбергера и Споттса юмористическая реклама составляет от 10 до 30 процентов от объема всей американской рекламы. К шуткам в рекламе прибегают и молодые компании, стремясь выделиться из общего ряда и завоевать доверие потенциальных потребителей, и такие тяжеловесы, как Coca-Cola. Такой объем юмористической рекламы может говорить только об одном — о ее действенности. Однако эту действенность не следует понимать абсолютно. Рекламные исследования показали, что юмор уместен только в определенных ситуациях, с определенными товарами и для определенных аудиторий. Как только "определенность" нарушается, юмористическая реклама начинает приносить нежелаемые, а в некоторых случаях и просто губительные для товарной марки результаты.
Целью данной курсовой работы является
изучение факторов и приемов создания
смешного в рекламе. Для этого нам предстоит
выявить, что однозначно принятой типологии
юмора пока не существует. Зато существует
масса теорий и концепций, которые берут
за основу какой-либо фактор/факторы, приемы
и пытаются объяснить, почему юмор работает
в одних ситуациях и не работает в других.
Но чтобы знать, где юмор следует применять,
а где нет – нам надо будет разобрать некоторые
требования по использованию юмора в рекламе.
Глава
1. Теоретические
исследования юмора
в рекламе
Непременная черта рекламы — юмор. Без него рекламе трудно пробиться в сознание покупателя. Пример. Реклама французской фирмы по поиску квартир для клиентов. На рисунке — заключенный в тюремной камере. Текст: "Он решил свою жилищную проблему. А вы? Покупайте наши каталоги, наша фирма всегда готова подыскать для вас более удобное помещение". Пример. Привлекает внимание рекламный слоган: "Самый надежный способ размножения". Первая реакция: неужели придумали что-то новенькое, помимо общепринятого способа? Оказалось — это относится к копировальным аппаратам фирмы 8пагр. Пример. С великолепным чувством юмора сделана серия реклам журнала "ТВ парк", да и сюжет с "квадратной головой" тоже достаточно оригинален. Пример. А вот попытка юмора. На городском кладбище Тулы посетителей встречало приветствие "Желаем успеха. Оставайтесь с нами", изображенное на рекламном щите фирмы "Шанс". Если это юмор, то воистину кладбищенский...
К юмору в рекламе предъявляют два основных требования. Во-первых, юмор не должен быть плоским и пошлым. Плоский и пошлый юмор оскорбит людей с высокими интеллектуальными стандартами и послужит скорее антирекламой. И, во-вторых, важна направленность юмора – шутим не над читателем, а вместе с ним.
Неуместен юмор в финансовой рекламе. Так, Дэвид Огилви предостерегает: "В финансовой рекламе следует избегать юмора и шуток. Деньги, — говорит он, — дело очень серьезное".
Ограничением
для использования юмора служит
иногда сам объект рекламы – неуместно
шутить над здравоохранением, религиозными
конфессиями или банковскими операциями.
Когда же создается смешная реклама?
Чтобы быть уверенным, что аудитория хорошо
воспримет наши шутки, рекламодатель (либо
рекламное агентство) должен определить
уместность такого типа рекламы в отношении
своего товара. Далее надо проанализировать
характеристики целевой аудитории, к которой
будет обращена реклама, а затем, базируясь
на этих характеристиках и на целях рекламной
кампании, поставить четкую задачу креативному
отделу. То, что хорошо смотрится в плане,
может бледно выглядеть на практике. Поэтому
следующий важный этап перед тем, как запустить
полномасштабную рекламную компанию,
- это тестирование. Во время тестирования
можно убедиться в правильности выбранной
стратегии, а в противном случае – сэкономить
массу денег на размещение рекламы в средствах
массовой информации. Без такого тщательного
планирования использование юмористической
рекламы это все равно что игра в рулетку.
Можно выиграть, но почему-то в большинстве
случаев все проигрывают.
Необходимо понять, что четкой границы между юмористической и неюмористической рекламой не существует. Граница расплывчата и неопределенна до тех пор, пока из рекламы начисто не исчезают все юмористические элементы. Тогда она становится просто развлекательной. Далее она также плавно и незаметно переходит в неразвлекательную. И здесь главный фактор, определяющий такие переходы, — аудитория. То, что смешно для одной аудитории, совершенно не обязательно вызывает улыбку у другой. И наоборот. Для восприятия юмора важно общее понимание и знание окружающей действительности. Когда такое понимание и знание отсутствуют, люди смотрят на мир по-разному и соответственно реагируют на один и тот же юмор по-разному. Следующий немаловажный фактор, влияющий на эффективность юмористической рекламы, — сам рекламируемый товар. Как было замечено, юмористическая реклама лучше работает для недорогих товаров, процесс покупки которых не связан с интенсивным мыслительным процессом. И, наконец, третий фактор — тип применяемого в рекламе юмористического приема. Американский исследователь Поль Спек пришел к выводу, что реакция аудитории во многом зависит от типа юмора, применяемого в рекламе. Таким образом, все три фактора неотделимы друг от друга и их взаимодействие определяет все многообразие реакций на юмористическую рекламу.
Прежде
чем перейти к обзору исследований,
необходимо сказать несколько слов
об основной теоретической модели,
которая применяется в
Согласно этой модели
Рассмотрим некоторые факторы, влияющие
на эффективность юмористической рекламы,
а также выводы отдельных исследований
по данной тематике.
Юмор и степень неконгруэнтности
Для
создания юмористического эффекта
необходима некоторая степень
Юмор и связанность с основной идеей рекламы
Реклама одной из небольших телефонных станций в Англии предельно коротка: «Не пишите письма, звоните по телефону, что поможет вам избежать грамматических ошибок!». Представим себе человека, что называется «от станка», пишущего письмо своему приятелю. Грамматика подзабыта (а английское правописание, так же как и русское, предполагает учитывать массу традиционных условностей), и - о! - спасение: он, следуя тексту данной рекламы, вспоминает, что общение письмами старомодно и лишено смысла. Найдя такое оправдание своему поступку, он набирает код города своего приятеля... Возможно, несколько надуманно. Но для большинства людей действительно периодически встаёт проблема правописания. И вместо того, чтобы написать кому-то записку, мы пользуемся голосовыми сообщениями. Актуальность данной рекламы и образует тот юмористический эффект, который мы и наблюдаем.
Другие исследователи — Хекклер и Чайлдерс предложили рассматривать неконгруэнтность в двух измерениях — неожиданность исполнения рекламы и ее связанность с основной идеей рекламного сообщения. В качестве иллюстрации авторы выбрали рекламу ускоренной доставки почты. Одним из ожидаемых исполнений рекламы в этом случае может быть картинка несущихся на большой скорости почтовых автомобилей. Неожиданный вариант той же рекламы — когда кузова почтовых автомобилей выполнены в виде летящих стрел. Обе картинки передают главную идею рекламного сообщения — ускоренную доставку почты.
Реклама,
не связанная с главной идеей,
также может быть как ожидаемой,
так и неожиданной. Например, группа
улыбающихся почтальонов — это
ожидаемая, но мало связанная с главной
идеей реклама. А вот картинка со слоном,
доставляющим почтовые отправления, может
служить примером неожиданной и не связанной
с главной идеей рекламы. В связи с тем,
что юмор всегда характеризуется элементами
неожиданности, исполнение юмористической
рекламы может быть только неожиданным.
В то же время сама реклама может быть
либо связанной, либо несвязанной с основной
идеей рекламного сообщения. Когда юмористическая
реклама связана с основной идеей рекламного
сообщения, то она не превосходит в эффективности
неюмористическую рекламу. В том же случае,
когда такой связи нет, юмор компенсирует
негативные ассоциации, возникающие в
результате того, что потребитель не видит
связи и поэтому начинает испытывать чувство
раздражения. Исследователи также заметили,
что такая "несвязанная" юмористическая
реклама обладает исключительной запоминаемостью.