Общими моментами для
всех брачных объявлений можно назвать их преимущественно
простую конструкцию, лексическую обогащенность,
наличие разговорной лексики, употребление
разнообразных аббревиаций, Обязательная
принадлежность брачных объявлений —
количественные (включая цифровые) параметры.
Общая прагматическая установка
брачного объявления – заинтересовать
и получить ответ от адресата. Эта установка определяет и оправдывает
широкий набор языковых средств, разностилевых
элементов, использование стилистических
приемов и языковой игры. Специфика брачного
объявления с точки зрения стилистики
состоит в многообразии как типовых, так
и индивидуальных особенностей речи авторов
текстов. В качестве стилистического стандарта (так называемого, нулевого уровня) выступают тексты, отличающиеся безэмоциональным
характером изложения, а стремление авторов
отойти от стандарта обусловливает наличие
экспрессивно-окрашенных вариантов языкового
оформления. Эмоциональность и экспрессивность как стилевая черта рекламных текстов
вообще, и брачных объявлений в том числе,
проявляются в отборе, как правило, положительно
оценочных лексических средств.
Обязательная номинация
своих характеристик в социальной
роли потенциального супруга, а также
критериев, желательных в потенциальном брачном партнере,
объясняется установкой на прямую саморекламу
субъекта и на поиск человека, обладающего
набором желательных для адресата качеств.
Сводный анализ аспектов языковой организации брачного объявления
в примерах нашей выборки позволяет предложить
прототипичные модели, которая имеет следующий
вид в зависимости от гендера автора:
- Общительная, заботливая, симпатичная, но одинокая девушка, 90-60-90, без в/п, познакомится для серьёзных отношений с мужчиной 25-40 лет с хорошим чувством юмора.
- Общительный и внимательный атлет 35 лет, без в/п, с собственной ж/п познакомится с симпатичной, стройной девушкой.
СПИСОК ТАБЛИЦ
Таблица 2.1 – Синтаксис
брачных объявлений
Таблица 2.2 – Характеристики
мужчин, заявляемые в брачных объявлениях
Таблица 2.3 – Характеристики
женщин, заявляемые в брачных объявлениях
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арапова, Н.С. Эвфемизмы
/ Н.С. Арапова //Лингвистический
энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. –
450 с.
- Арутюнова, Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь /
Н.Д. Арутюнова. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 136–137.
- Арутюнова, Н.Д Типы языковых значений (Оценка, событие, факт) /
Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1988. – 341 с.
- Баздырев, К.К. Как быть счастливым в браке / К.К. Баздырев. – М.: Мысль, 1987. – 224 с.
- Богданов,
В.В. Язык, дискурс и личность / В.В. Богданов. – Тверь: Изд-во
ТГУ, 1990. –С. 26 – 31.
- Бороботько, В.Г. Элементы теории дискурса: учебное пособие /
В.Г. Бороботько. – Грозный: Чечено-Ингушский гос, университет им.
Л.Н. Толстого, 1981. – С. 6 – 8.
- Брандес, М. Стилистика немецкого языка / М.П. Брандес. – М.: Высшая школа, 1983. – 428 с.
- Брандт, В. Современная реклама / В. Брандт, У. Арене. – М.: Высшая школа 1995. – С. 21–23.
- Брандт, В. Современная реклама / В. Брандт. – М.: Высшая школа, 1995. –
346 с.
- Винокур,
Г.О. Избранные работы
по русскому языку / Г.О. Винокур. – М.: Учпедгиз, 1959. – 451 с.
- Гальперин, И.Р. Вопросы языкознания / И.Р. Гальперин. –1956. № 6. –
160 с.
- Глушаков, П.С. Проблемы типологии и функционирования историко-биографического жанра в литературе русского зарубежья / П.С. Глушаков. – Филология и человек, 2006. – № 1. – 134 с.
- Дейк, Т.А. Ван Язык, Познание, Коммуникация / Ван Дейк. – М.: Прогресс, 1989. – 308 с.
- Демьянков, В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматическая переработка текста / В.З. Демьянков. – М.: Всесоюзный центр переводов ГКНТ и АН СССР, 1982. – С. 14 – 15.
- Долуденко, Е. А. Тексты технической рекламы, семантико-синтаксическая и прагматическая характеристика (на материале английского языка) /
Е.А. Долуденко. – Пятигорск, 1998. – 120 с.
- Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты дискурс /
В.И. Карасик. – Перемена, 2002. – 477 с.
- Котик, О.В. Гендерный фактор в рекламном дискурсе / О.В. Котик. – Краснодар: КГУ, 2004. – С. 12 – 18.
- Костромина, Е.А. Мастерская рекламного текста / Е.А. Костромина. – Тольятти: Довгань, 1996. – 155 с.
- Костромина, Е.А. Структурно-семантические особенности рекламных текстов (на примере материалов нижегородской прессы) /
Е.А. Костромина. – Нижний Новгород: НГЛУ, 2001. – С. 49–53.
- Кохтев, H.H. Реклама: искусство слова / Н.Н. Кохтев. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 96 с.
- Красных, В.В. Свой
среди чужих: миф или реальность / В.В. Красных. – М.: Гнозис, 2003. – 816 с.
- Кошелева, Ю.П. Самопредъявления одиноких людей в тексте газетных объявлений / Ю.П. Кошелева. – Вопросы психологии. 1998. – № 2. –
116 с.
- Лившиц, Т.О. О жанровых разновидностях рекламных текстов / Т.О. Лившиц. – Донецк: Донечина, 2001. – 400 с.
- Мальковская, И.А. Знак коммуникации: дискурсивные матрицы / И.А.Мальковская. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 280 с.
- Миронова, Н.Н. Дискурс оценочной семантики / Н.Н. Миронова. – М.: Тезариус, 1998. – 105 с.
- Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи / Т.П. Плещенко,
Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. – НТООО «ТетраСистемс», 2001. – 210 с.
- Подчасова, С.В. Иноязычные слова в современной российской рекламе (на материале периодической печати 1990–1998 гг.) / С.В. Подчасова. – М.: Изд-вщ МГУ, 1998. – 269 с.
- Рогалева, О.С. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса / О.С. Рогалева. – Омск,2005. – с. 3–4.
- Рубинов, А.З. Семья, одиночество, любовь / А.З. Рубинов. – М.: Сов. Россия, 1986. – 150 с.
- Серио, П. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса /
П. Серио. – М.: Прогресс, 1999. – 12 с.
- Сковородников, А.П. Фигуры речи в современной российской прессе /
А. П. Сковородников. – Филологические науки. – 2001. – №3. – 80 с.
- Совински, Б. Основы психосемантики / Б. Совински. – М.: Просвещение, 1997. – 180 c.
- Степанов, Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип причинности / Ю.С Степанов // Язык и наука конца XX в. – М.: РГГУ, 1995. – 344 c.
- Степанов, Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности / Ю.С. Степанов // Язык и наука конца XX века: сб. стат. – под ред. Ю.С. Степанова. – М.: РГГУ, 1997. – 723 с.
- Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания / Ю.С. Степанов. – М.: Просвещение, 1975. – 441 c.
- Сусов, И.П Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей / И.П. Сусов.– М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 40 с.
- Сысенко,
В.А. Молодежь
вступает в брак / В.А. Сысенко. – М.: Мысль, 1986. – 288 c.
- Сычёв, О.А. Филологический анализ американской рекламы. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / О.А. Сычев. – М.: Наука, 1990. – 140 c.
- Туманян, Э.Г. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование / Э.Г. Туманян. – М.: Наука, 1984. – 338 c.
- Ученова, В.В. История рекламы / В.В. Ученова, Н.В. Старых. – СПБ.: Питер, 2002. – 495 c.
- Формановская, Н.И. Размышления о единицах общения /
Н.И. Формановская // Русский язык за рубежом, 2000. – 260 c.
- Халатян, А.Г. Национально культурные компоненты в языке современной рекламы: дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / А.Г. Халатян. – М.: Центр, 1996. – 129 c.
- Худойдодова, Ш.З. Структурно-семантический анализ языка и стиля рекламных текстов в разносистемных языках / Ш.З.Худойдодова. – Душанбе: Кирпром, 2010. – 137 c.
- Чернявская, В.И. Когнитивная лингвистика и текст / В.И. Чернявская. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2004. – 106 с.
- Шейгал, Е.И. Семиотика политического
дискурса / Е.И. Шейгал. – М.:Гнозис, 2004 – 345 c.
- Шибанова, Е. Концептуальное пространство брачных объявлений: на материале русского и французского языков / Е. Шибанова. – Пенза: ПГПУ, 2004. – 139 c.
- Habermas,
J. Erläuterungen
zum Begriff des kommuniativen Handelns /
J. Habermas //
Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. – M.: Suhrkamp, 1989. – S. 571 –
606.
- Riesel, E. Deutsche Stilistik / E. Riesel, E. Schendels. – M.: Hochschule, 1975. – 456 s.
Электронные источники удаленного доступа
- .Базылев, В. Брачное объявление: опыт интроспективного анализа /
В.Н. Базылев [Электронный ресурс].— Режим доступа: http:// www.owl.ru/ library/002t.html. – Дата доступа: 03.01. 2012.
- .Хидшели, Н.П. Когнитивно-прагматические особенности текста брачного объявления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/II/uch_2009_II_00013.pdf. Дата доступа: 15.01. 2012.
Список источников
примеров
- .Бесплатные знакомства в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znakomstva.belarus.slando.by. – Дата доступа: 24.11.2011.
- Брачное объявление как отражение гендерных стереотипов речевого поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf.msu.ru/archive/Lomonosov_2007/19/vitvitskaja_ma.doc.pdf. – Дата доступа: 03.01.2012.
- Доска объявлений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://board.web-centre.ru/. Дата доступа: 14.11. 2011.
- Объявления о знакомствах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poisk.rubrido.ru/. – Дата доступа: 14.11.2011.
- Объявления-онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obyava-online.ru/?obyavleniya=AcAllOffers. Дата доступа: 14.11.2011.