Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности разрешения конфликта в организации с помощью третьей стороны для разработки последующих рекомендаций по их эффективности.
Задачи:
Изучить понятие разрешения конфликта.
Рассмотреть условия и факторы конструктивного разрешения конфликта.
Изучить логику разрешения конфликта в организации.
Рассмотреть предпосылки участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
Изучить способы участия третьей стороны в конфликте.
Рассмотреть возможные исходы конфликта при участии третьей стороны.
Проанализировать эффективность участия третьей стороны в конфликте.
На конкретном примере рассмотреть возможности, способы разрешения конфликта и эффективность участия третьей стороны в конфликте в организации.
Дать рекомендации для повышения эффективности участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Разрешение конфликта в организации………………………………………6
1.1.Понятие, условия и факторы конструктивного разрешения конфликта…….6
1.2. Логика разрешения конфликта в организации………………………………10
2.Роль третьей стороны в разрешении конфликта в организации………...13
2.1.Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликта……13
2.2.Эффективность участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации…………………………………………………………………………17
3. Анализ участия третьей стороны в конфликтной ситуации в организации, способы улучшения и повышения конструктивности и эффективности исхода в ней……………………………………………………………………………………21
3.1. Способы разрешения конфликта, возможности, и эффективность участия третьей стороны в конфликтной ситуации на ЧП«Жираф»……………….………………21
3.2. Рекомендации для совершенствования деятельности третьей стороны в разрешении конфликтов в организации……………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………….29
Приложения…………………………………………………………………………31
Конфликтологами выделяются условия, в которых целесообразен тот или иной тип медиаторства. Высокоавторитарный стиль («третейский судья» или «арбитр») целесообразен: если требуется быстрое решение; если конфликт затянулся, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его перегруженности эмоциями. После того, как участники «остынут», возможно применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к медиатору авторитарный стиль воспринимается легче. Наличие у оппонентов навыков обсуждения проблем повышает эффективность неавторитарного стиля («посредник» или «помощник»).
Участие
третьей стороны может
2.2.Эффективность участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
В зависимости от использования того или иного способа участия третьей стороны в конфликте его исход может быть разным, он также зависит от власти и авторитета медиатора. (Приложение 2) .
В процессе медиации выделяют три основных этапа.
Существует ряд факторов, влияющих на эффективность деятельности медиатора:
1.
Основным фактором является
2.
Особенности и характер
3.
Настойчивость в действиях
4.
Длительность конфликта.
5.
Характер отношений сторон. Чем
сложнее, напряженнее
6.
Выбираемые тактики и техники
урегулирования конфликтов
Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами могут быть различными
( Приложение 3):
В начале работы медиатор интенсивно изучает проблему и старается заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает о себе, своих возможностях, о медиации вообще, мотивирует участников на ведение переговоров.
Большинство
медиативных техник направлено на нормализацию
отношений между сторонами и
решение стоящих перед ними проблем.
Когда оппоненты предъявляют
нереальные требования друг к другу,
посредник стремится изменить их,
демонстрируя, в чем состоит
Когда одновременно обсуждается много вопросов, медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным, и т.д.
На
завершающем этапе переговоров,
когда посредник уже имеет
четкое представление о том, как
и что должно быть сделано, он может
выступать в роли судьи, активно
влияя на разрешение конфликта. Он использует
техники независимого вмешательства,
включающие в себя показ участникам
плюсов и минусов соглашений, предложение
своих вариантов решений, перевод
намечающейся договоренности из сферы
желаемого в область
Вмешательство
третьей стороны в конфликт довольно
эффективно. Выявлено, что вмешательство
руководителей в конфликты
3.Анализ участия третьей стороны в конфликтной ситуации в организации, способы улучшения и повышения конструктивности и эффективности исхода в ней.
3.1. Способы разрешения конфликта, возможности, и эффективность участия третьей стороны в конфликтной ситуации на ЧП«Жираф».
Поводом для начала конфликта в организации ЧП «Жираф»(рекламное агентство) стал следующий инцидент: секретарь допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот в свою очередь, после выхода газеты пришел в редакцию и в ультимативной форме потребовал компенсации за ущерб, при этом сильно завысив размер компенсации. В противном случае, он угрожал обращением в суд. Директор в грубой форме переложил все притязания на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированной продолжительностью дня и тяжелыми условиями труда (работа с компьютерной техникой старого образца сказывалась на здоровье).
Таким образом, в данном случае происходит зарождение межличностного конфликта, причиной которого стала потребность секретаря в адекватном отдыхе и нормальных условиях труда.
Основными участниками стали директор организации, его подчиненный – секретарь и заказчик, выступивший. Остальные специалисты, присутствовавшие при этом происшествии стали косвенными его участниками, третей стороной. Данный конфликт может иметь в перспективе как конструктивные, так и деструктивные последствия.
Первым
деструктивным последствием стало
разрастание конфликта и
Рекламные агенты и менеджер примкнули к требованиям секретаря, поддержав ее в столкновении. На сторону администрации же встали начальник компьютерного отдела и редактор. Мастера по компьютерной верстке, как и графический дизайнер, журналист и остальные работники предпочти удерживать нейтралитет (посредники). При этом у оппонентов не вполне соответствует ранг.
Цель
первой стороны является улучшении
условий труда и распределения
обязанностей, а целью второй стороны
сохранение сложившихся порядков и
угнетение оппозиционных
Динамика конфликта стремительная. Его эскалация происходит быстро и не прогнозировано. При этом открываются в большей мере его деструктивные функции на межгрупповом и личностном уровне.
Директор и редактор угрожают несогласным работникам штрафными санкциями вплоть до увольнения. При этом они не готовы пойти на такой решительный шаг, нежелание потерять компетентных сотруднков и подвергнуть опасности все предприятие еще больше усиливает эмоциональное напряжение. Секретарь обращается к юристу, обнародует конфликт.
Между двумя группами устанавливается «война» от открытых скандалов, до причинения скрытых неприятностей. Нейтральные участники пытаются наладить контакт между сторонами конфликта, но на данном этапе это ни к чему не приводит. Но в данном случае есть и положительная функция конфликта – информационная. Теперь администрация обратила внимание на проблемы.
Рассмотрим подробнее причины, функции, динамику и следуя этому разработаем меры по его разрешению.
Исходя из ситуативного подхода и анализируя результат деятельности организации можно сделать следующий прогноз:
1.В случае с ЧП «Жираф» необходимо найти индивидуальный подход к каждому из сотрудников и воздействуя на них устранить причины возникновения конфликта.
2.Предложить администрации в качестве разрешения конфликтной ситуации пойти на уступки, а подчиненных согласится на компромисс, и пересмотреть свои взаимоотношения.
На основе наблюдений и личных бесед следует составить определенные характеристики на каждого работника, чтобы разрешить проблемный вопрос с каждым индивидуально. Можно выделить ряд универсальных правил в переговорах с участником конфликтной ситуации:
- при общении с трудным человек следует сразу определить хотя бы приблизительно его тип и найти специальный подход; охарактеризовать его как личность;
-
быть твердым в своем решении,
не попадать под влияние этого
человека, сохранять спокойствие,
непредвзятое отношение и
-
не уклонятся по возможности
от общения, налаживать
Далее нужно убедить стороны пойти на компромисс, изменив при этом субъективное мнение на объективные представления. Возможный вариант выхода из конфликтной ситуации: посредством индивидуального подхода и при помощи медиаторов, которыми выступят работники, сохранившие нейтралитет директор и секретарь приходят к осознанию причин конфликта. Между администрацией и медиаторами устанавливается атмосфера доверия.