Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности разрешения конфликта в организации с помощью третьей стороны для разработки последующих рекомендаций по их эффективности.
Задачи:
Изучить понятие разрешения конфликта.
Рассмотреть условия и факторы конструктивного разрешения конфликта.
Изучить логику разрешения конфликта в организации.
Рассмотреть предпосылки участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
Изучить способы участия третьей стороны в конфликте.
Рассмотреть возможные исходы конфликта при участии третьей стороны.
Проанализировать эффективность участия третьей стороны в конфликте.
На конкретном примере рассмотреть возможности, способы разрешения конфликта и эффективность участия третьей стороны в конфликте в организации.
Дать рекомендации для повышения эффективности участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Разрешение конфликта в организации………………………………………6
1.1.Понятие, условия и факторы конструктивного разрешения конфликта…….6
1.2. Логика разрешения конфликта в организации………………………………10
2.Роль третьей стороны в разрешении конфликта в организации………...13
2.1.Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликта……13
2.2.Эффективность участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации…………………………………………………………………………17
3. Анализ участия третьей стороны в конфликтной ситуации в организации, способы улучшения и повышения конструктивности и эффективности исхода в ней……………………………………………………………………………………21
3.1. Способы разрешения конфликта, возможности, и эффективность участия третьей стороны в конфликтной ситуации на ЧП«Жираф»……………….………………21
3.2. Рекомендации для совершенствования деятельности третьей стороны в разрешении конфликтов в организации……………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………….29
Приложения…………………………………………………………………………31
1.2.Логика разрешения конфликта в организации.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.
Разрешение конфликта — это процесс. Любой процесс состоит из нескольких этапов. Этапы следуют друг за другом в определенной логической последовательности. Нарушение логики разрешения конфликта может приводит к неудовлетворительным результатам.
Можно выделить шесть основных этапов разрешения конфликта(приложение 1):
Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:
Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта и др.
Следующим этапом является прогнозирование разрешения конфликта. Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию на аналитическом этапе, оппоненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.
Чтобы прогнозировать возможные варианты разрешения конфликта, нужно знать чего хотят оппоненты, поэтому важно определить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы, нравственные принципы, мнение авторитетных лиц, прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.
Затем необходимо перейти непосредственно к выполнению плана разрешения конфликта. Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).
Мы должны убедится, что приняли правильное решение способа устранения конфликта, для этого мы должны осуществлять контроль, т.е. наблюдать за выполнением плана разрешения конфликта. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана? справедливы ли мои действия? какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?
По
завершении конфликта целесообразно:
проанализировать ошибки собственного
поведения; обобщить полученные знания
и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать
отношения с недавним оппонентом; снять
дискомфорт (если он возник) в отношениях
с окружающими; минимизировать отрицательные
последствия конфликта в собственных состоянии,
деятельности и поведении.
2. Роль третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
2.1. Предпосылки участия третьей стороны в разрешении конфликта в организации.
Организация
- это сложное целое, которое включает
в себя не только индивидов с различными
статусами, социальными установками
и интересами, но и различные социальные
образования, стремящиеся занять более
высокое место в струю туре
организации, изменить существующие нормы
деятельности или систему отношений
внутри организационной струю туры.
Кроме того, различные подразделения
организации могут подвергаться
управленческому воздействию в
различной степени. Таким образом,
имеют место неравенство в
распределении ресурсов, а также
различия в возможностях высшего
руководства реализовать
Являясь
важнейшей ячейкой общества, организация
соединяет и координирует поведение
людей, специализирующихся на разных типах
деятельности, включает их в единый
трудовой процесс, решает не только производственные
задачи, но и создает условия для
развития своих членов. Здесь в
среде непосредственного
Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.
Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка; это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит:
1) когда
работник не выполняет,
2) когда
требования, предъявляемые к работнику,
противоречивы и неконкретны.
Например, низкое качество должностных
инструкций или непродуманное
распре деление должностных
3) когда
имеются должностные,
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д.
Для возможности наиболее объективно и эффективно разрешить конфликт обычно привлекается третья независимая сторона. В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов выступает, как правило, 1 человек, реже — группа из 2—3 и более профессионалов. Медиация — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций.
Медиация как общественно значимая деятельность сформировалась в США в начале 60-х годов уже прошлого века. Появление интереса к профессиональной медиации в стране, где велика самостоятельность отдельных структур общества, вполне закономерно. В США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиации, например «Ежеквартальный журнал по медиации». В 1983 г. там же был основан Национальный институт разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. В США действуют частная и государственная службы медиации. Каждый специалист по работе с персоналом получает теоретическую и практическую подготовку медиаторства.
Формальное
или официальное медиаторство предполагает
наличие у медиатора
Обоснованность
участия медиатора в
Работники организации могут участвовать в конфликте в роли третьей стороны, к такому человеку, как к медиатору, работники-оппоненты могут обратиться в случаях, когда:
а) объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы и средства исчерпаны, но «выхода» не видно;
б)
стороны отстаивают противоположные,
взаимоисключающие интересы и не
могут найти общих точек
в) по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
г) одной из сторон причинен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту;
д) сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;
е) оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.
Оперативное самостоятельное вмешательство независимого работника(кадровика) в конфликт возможно в ситуациях, когда:
а) происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;
б) одной из сторон интенсивно применяется насилие;
в)
кадровому работнику лично
г) конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется кадровым работником (например, необходимо урегулировать служебный конфликт, который негативно влияет на весь коллектив);
д) стороны не пришли к согласию, а у кадровика есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: