Жилищные права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Об актуальности настоящего доклада говорит и факт широкого правового регулирования данной темы. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено статьей 40 Конституции РФ закреплено в статьях 37, 60 и 67 Жилищного кодекса РФ и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В стране сегодня более 28 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении их жильем (данные управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования РФ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1) Нормативно-правовая база, регулирующая жилищные права ребенка…..3

2) Дети как участники жилищных правоотношений…………………………7

3) Реализация жилищных прав детей…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА.docx

— 53.64 Кб (Скачать)

      Оформляя так называемые договоры  купли-продажи, мены, дарения жилых  помещений, собственники зачастую  создают видимость отчуждения  жилья в целях выселения пользователей,  в том числе собственных детей.

Нередко "продавец" тут же заключает  с "покупателем" фиктивный договор  найма или безвозмездного пользования  своей же квартиры и остается в  прежних стенах, но уже на законном основании.

       В заключение данного параграфа  рассмотрим обеспечение жилищных  прав детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей по  действующему законодательству.

       Жилищным законодательством для  реализации права ребенка на  жилище установлены специальные  правила, которые регулируют порядок  и основания предоставления и  приобретения жилых помещений.

     Вне очереди жилое помещение по договорам социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст.57 ЖК РФ).

         При вселении ребенка в жилое  помещение не требуется согласия  наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жилом помещении. Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека (ст.679 ГК РФ). Не требуется согласия других членов семьи на вселение к родителям, проживающим в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищных фондов, их детей, не достигших совершеннолетия (ст.70 ЖК РФ).

     Дополнительные гарантии прав  жилое помещение для детей-сирот  установлены Федеральным законом  от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей" (с  послед. изм. и доп. от 22 авг. 2004г.)

Как закреплено в ст.8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а также дети, находящиеся  под опекой (попечительством), имевшие  закрепленное жилое помещение, сохраняют  на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или  учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях  всех видов профессионального образования  независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

      Дополнительные гарантии прав  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, на  имущество и жилое помещение  устанавливаются законодательством  субъектов Российской Федерации  и относятся к расходным обязательствам  субъектов Российской Федерации.  Так, например, во многих регионах  приняты законодательные акты  «О наделении органов местного  самоуправления государственными  полномочиями по обеспечению  жилыми помещениями детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей». В рамках г.Москва действует Постановление Правительства Москвы от 31 августа 1999 г. N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов" (с изменениями от 14 марта 2006 г.). В рамках данного Постановления утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (приложение 2). Действует также Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; утверждена Инструкция "О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденную распоряжением Департамента муниципального жилья и жилищной политики г. Москвы от 7 июня 2000 г. N 173.

       Регистрационный учет детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, осуществляется как  по месту жительства (место закрепления  за ними жилой площади), так  и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, общежитие, семья опекуна  (попечителя), приемная семья). При  этом снятие детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  с регистрационного учета по  месту жительства или по месту  пребывания осуществляется только  с согласия органов опеки и  попечительства.

       На проблемы обеспечения жильем  детей-сирот обращалось внимание  еще в конце 90-х гг. Так, в  Постановлении Правительства г.  Москвы О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подчеркивалось, что возврат выпускников государственных детских учреждений в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам, лишенным родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Для некоторых детей это заканчивается трагически.

       Пользуясь тем, что выпускники государственных детских учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица, путем обмана и злоупотребления доверием сирот, добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

Таким образом, задача органов местного самоуправления не только наделить детей-сирот жильем, но и передать их под контроль органов  опеки и попечительства для оказания дальнейшей помощи и социальной адаптации.

     Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает для него возможность вести самостоятельный образ жизни (ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2005г.)).

В настоящее  время продолжает действовать Постановление  Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам  и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" Действующее законодательство закрепляет ряд льгот по оплате жилья для  семей с детьми-инвалидами.

      Наиболее слабо на федеральном  уровне регламентированы гарантии  реализации жилищных прав для  многодетных семей. Заметим, что  Проект федерального закона "О  государственной поддержке многодетных  семей" (внесен депутатами ГД  Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.), рассматриваемый в ГД РФ с 1998 года, так и не был принят. С принятием же ЖК РФ произошла отмена жилищных приоритетов об обеспечении жильем многодетных семей. ЖК РФ ликвидировал институт предоставления жилья в первоочередном порядке, а значит, многодетные семьи не будут иметь права на первоочередное предоставление жилых помещений. В соответствии с ранее действовавшими правовыми нормами многодетным семьям жилье предоставлялось в первоочередном порядке. Тем самым государство поощряло рождаемость, предоставляло многодетным семьям большие социальные гарантии в жилищной сфере.

      Во многих регионах РФ действуют  специальные программы «Жилье  для многодетных семей»; разрабатываются  законопроекты «Об обеспечении  жильем многодетных семей».

       28 июня 2005 года Правительство Москвы  приняло постановление N 482-ПП "О  Концепции демографического развития  города Москвы", в котором говорится  о том, что неотъемлемой частью  стабилизации численности населения  является рост качества жизни.  Согласно указанной Концепции  необходимо содействовать молодым  семьям, состоящим в зарегистрированном  браке, для которого по сравнению  с гражданским браком характерно  большее число детей, решать проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей, совершенствовать системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, обеспечивать стимулирование рождения второго, третьего ребенка.

        Действующая на сегодняшний день  в Москве программа "Молодой  семье - доступное жилье" стимулирует  молодые семьи, являющиеся участниками  программы, к повышению рождаемости.  В настоящее время в молодых  семьях, обеспеченных жилыми помещениями  в рамках этой программы, проживает  и воспитывается более 5 тыс.  детей.

       Однако данной программы недостаточно, более того, она решает проблемы  только одного региона.

        Следует отметить, что несовершеннолетние  лица, в отношении которых родители  лишены родительских прав, сохраняют  право собственности на жилое  помещение или право пользования  жилым помещением (статья 71 Семейного  кодекса Российской Федерации). В  тоже время, граждане лишенные  родительских прав, в соответствии  сч.2 ст.91 ЖК РФ без предоставления  другого жилого помещения могут  быть выселены из жилого помещения,  если совестное проживание этих  граждан с детьми, в отношении  которых они лишены родительских  прав, признано судом невозможным.  Названная статья расположена  в разделе III ЖК РФ «Жилые  помещения, предоставляемые по  договорам социального найма». Следовательно,  положение статьи 91 ЖК РФ могут  быть распространены только на  граждан, проживающих в жилых  помещениях, предоставленных на  основании договора социального  найма.

        Правила предоставления и пользования  специализированными жилыми помещениями,  к которым согласно п.2 ч.1 ст.92 ЖК РФ относятся общежития,  установлены разделом IV ЖК РФ.

        Таким образом, Жилищный кодекс  РФ в отношении жилых помещений,  относящихся к специализированному  жилищному фонду, устанавливает  специальное правовое регулирование.

     Статьи 101-103 ЖК РФ, содержащие положения  о расторжении, прекращении договора  найма специализированного жилого  помещения и выселении из общежития,  не предусматривают возможность  выселения граждан, лишенных родительских  прав, если судом установлена  невозможность их совместного  проживания с ребенком.

          Анализ приведенных выше правовых  норм позволяет сделать вывод  о том, что жилищным законодательством  не предусмотрено выселение из  общежития родителя, лишенного родительских  прав, чье совместное проживание  с ребенком признано судом  невозможным. Положения ч.2 ст.91 ЖК РФ в части выселения без предоставления другого жилого помещения распространяются только на граждан, занимающих жилое помещение по договору социального найма.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В ходе проделанного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Несовершеннолетние дети наделены широким комплексом жилищных прав, носящих превалирующий, специальный и императивный характер. Специальными правами наделены дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей.

     Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены в семейном, жилищном, гражданском и в процессуальном

2. Изменения,  внесенные в действующее законодательство  и некоторые положения нового  Жилищного кодекса Российской  Федерации, регулирующие право  ребенка на жилье стали основой  для массовых нарушений конституционных  прав законодательстве. На практике - при коллизии норм гражданского (семейного) и жилищного законодательства  необходимо, прежде всего, учитывать  предметы регулирования данных  кодифицированных актов.

     Также необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Информация о работе Жилищные права ребенка