Жилищные права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Об актуальности настоящего доклада говорит и факт широкого правового регулирования данной темы. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено статьей 40 Конституции РФ закреплено в статьях 37, 60 и 67 Жилищного кодекса РФ и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В стране сегодня более 28 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении их жильем (данные управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования РФ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1) Нормативно-правовая база, регулирующая жилищные права ребенка…..3

2) Дети как участники жилищных правоотношений…………………………7

3) Реализация жилищных прав детей…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА.docx

— 53.64 Кб (Скачать)

      Гражданская правоспособность распространяется  на всех граждан Российской  Федерации независимо от места  их проживания.

   Закон предусматривает равную  для всех граждан РФ правоспособность. Это положение закона основано  на ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств.

    В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции  РФ основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения.

     Гражданская правоспособность не  зависит от возраста и состояния  здоровья гражданина. И в том  случае, когда он способен самостоятельно (собственными действиями) приобретать  и осуществлять права и нести обязанности, и в том, когда он не способен действовать самостоятельно в силу возраста или состояния здоровья, правоспособность является его неотъемлемым правом.

    Граждане могут иметь имущество  на праве собственности; наследовать  и завещать имущество; совершать  любые не противоречащие закону  сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь  иные имущественные и личные  неимущественные права.

    Дееспособность гражданина - это  способность иметь гражданские  права и нести обязанности.  Дееспособность признается в  равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает  в момент его рождения и  прекращается смертью.

    Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность  гражданина как способность гражданина  своими действиями приобретать  и осуществлять гражданские права,  создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (гражданская  дееспособность), возникает в полном  объеме с наступлением совершеннолетия,  то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

    В случае когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и  в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

    Закон связывает возникновение  дееспособности в полном объеме  с наступлением совершеннолетия,  то есть с достижением определенного  возраста. Поскольку дееспособность - это способность лица к самостоятельным  действиям, которыми приобретаются  права и создаются обязанности,  подразумевается, что лицо способно  разумно действовать и сознавать  значение своих действий именно  по достижении восемнадцатилетнего  возраста. Правоспособные, но недееспособные граждане (например, страдающие психическим расстройством), а также обладающие дееспособностью не в полном объеме (например, малолетние) приобретают гражданские права и создают обязанности не самостоятельными действиями, а посредством действий дееспособных лиц - законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (см. ст. ст. 28, 29 ГК).

     Кроме общего основания возникновения  дееспособности в полном объеме  по достижении восемнадцатилетнего  возраста, закон содержит два  основания возникновения дееспособности  в полном объеме до достижения  восемнадцати лет.

     Первым таким основанием является  вступление в брак до достижения  восемнадцати лет. В этом случае  гражданин, не достигший восемнадцати  лет, автоматически приобретает  дееспособность в полном объеме  с момента регистрации брака,  что гарантирует обоим супругам  равные правовые возможности.

     Гражданская дееспособность, так  же как и правоспособность, выступает  в качестве своеобразного субъективного  права, подлежащего самостоятельной  защите законом (ст. 22 ГК).

     Статья 22 ГК говорит о недопустимости  лишения и ограничения правоспособности  и дееспособности гражданина.

      Никто не может быть ограничен  в правоспособности и дееспособности  иначе как в случаях и в  порядке, которые установлены  законом. Полный или частичный  отказ гражданина от правоспособности  или дееспособности и другие  сделки, направленные на ограничение  правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев,  когда такие сделки допускаются  законом. Указанные положения  основаны на ст. 55 Конституции  РФ, согласно которой в Российской  Федерации не должны издаваться  законы, отменяющие или умаляющие  права и свободы человека и  гражданина. Права и свободы человека  и гражданина могут быть ограничены  федеральным законом только в  той мере, в какой это необходимо  в целях защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других  лиц, обеспечения обороны страны  и безопасности государства.

      В соответствии со статьей  54 Семейного кодекса РФ ребенком  признается лицо, не достигшее  возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

   В статье 1 Федерального закона  от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных  гарантиях по социальной защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей" определяются  категории лиц, имеющих право  на дополнительную социальную  защиту государства, в том числе  со стороны органов опеки и  попечительства:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у  которых умерли оба или единственный  родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые  остались без попечения единственного  или обоих родителей в связи  с отсутствием родителей или  лишением их родительских прав, ограничением в родительских  правах, признанием родителей безвестно  отсутствующими или умершими  и т.д.;

- лица  из числа детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей, - лица  в возрасте от 18 до 23 лет, у которых,  когда они находились в возрасте  до 18 лет, умерли оба или единственный  родитель, а также которые остались  без попечения единственного  или обоих родителей.

      Указанные категории граждан  имеют право на социальную  защиту в том числе со стороны органов опеки и попечительства до достижения ими возраста 23 лет. Однако из этого правила есть исключение. Так, в соответствии с Положением Правительства Москвы "Об осуществлении социального патронажа выпускников детских сиротских учреждений" социальная защита осуществляется только в отношении указанных категорий граждан, окончивших интернатные учреждения. Дети, находящиеся на иных формах воспитания, считаются достаточно социально адаптированными, и социальная защита государства в виде контроля за совершаемыми ими сделками с недвижимым имуществом не осуществляется.

   Так как ребенок до достижения  им возраста 18 лет не обладает  дееспособностью либо обладает  ограниченной дееспособностью, то  в соответствии со статьей  56 Семейного кодекса РФ ребенок  имеет право на защиту своих  прав и законных интересов,  в том числе государственную  поддержку. Защита прав и законных  интересов ребенка осуществляется  родителями, а в случаях, предусмотренных  законом, - органами опеки и попечительства, прокуратурой, судом.

     Защита прав и законных интересов  несовершеннолетних осуществляется  по месту их жительства. В связи  с этим важно понимать, что  именно понимается под местом  жительства гражданина РФ.

     Статья 27 Конституции РФ определяет, что каждый, кто законно находится  на территории РФ, имеет право  «выбирать место пребывания и  жительства». Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» рассматривает как место пребывания гражданина гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. К месту жительства относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» относит к жилищам индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Следовательно, местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Для первого характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, отличительным признаком второго является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.

    Определению места жительства  гражданина служит его регистрационный  учет (ранее так называемая прописка) как по месту пребывания, так  и по месту жительства в  пределах Российской Федерации.  Такой учет должен обеспечить  необходимые условия для реализации  гражданином его прав и свобод, а также исполнение им обязанностей  перед другими гражданами. Однако  регистрация или ее отсутствие  не могут служить основанием  ограничения или условием реализации  прав и свобод граждан, предусмотренных  Конституцией РФ, законами РФ, конституциями  и законами республик в составе  РФ (ст. 3 Закона о праве граждан  РФ на свободу передвижения). Основания  ограничения права гражданина  на выбор места жительства  являются исчерпывающими и перечислены  в ст. 8 названного Закона.

    Регистрация гражданина по месту его жительства осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. №713, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве от 06.04.2004. Право гражданина на выбор места жительства подлежит защите в случае его нарушения в соответствии со ст. 9 Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, ст. 150 ГК РФ. Местом жительства несовершеннолетних, не имеющих паспорта (до достижения 14 лет), признается место жительства их родителей (усыновителей).

     Если родители несовершеннолетнего  вместе не живут, место жительства  ребенка, подростка определяется  местожительством того из родителей,  с которым он находится постоянно.  При отсутствии на этот счет  согласия между родителями спор  разрешается судом по правилам, предусмотренным семейным законодательством.

      Поскольку опекун (попечитель) не  приобретает права на жилую  площадь подопечного, местом постоянного  жительства последнего все-таки  будет то, где он находился  до передачи под опеку (попечительство), за исключением случаев, когда  в результате обмена или по  другим основаниям произошло  объединение их жилой площади.  Когда опекун (попечитель) соблюдает  свою обязанность находиться  вместе со своим воспитанником,  правильнее говорить о временном  проживании несовершеннолетнего  в семье опекуна (попечителя) либо, наоборот, опекуна (попечителя) в  доме своего подопечного. Что  же касается правил относительно места жительства несовершеннолетних, переданных на воспитание в приемную семью, то на этот счет в Гражданском кодексе существует пробел. Специфика возникающих при этом правоотношений и предпосылок их появления позволяет сделать вывод, что в приемной семье воспитатель и воспитанник имеют одно и то же место жительства.

      Следует отметить, что возможности  ребенка самостоятельно приобретать  и осуществлять жилищные права,  а также создавать для себя  обязанности и исполнять их ограничены.

     За малолетних в возрасте до 14 лет осуществляют жилищные права и несут обязанности их законные представители (родители, усыновители, опекуны, приемные родители, учреждения, являющиеся опекунами).

Информация о работе Жилищные права ребенка