Земли населенных пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель населенных пунктов проведенный по следующим направлениям:
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель поселений;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель населенных пунктов.

Содержание

Введение с.5
1. Понятие и соотношение «земель поселения» и «земель населенных пунктов»…………………………………………………………........................с.7
2. Состав земель населенных пунктов……………………………………....с.18
3. Пригородные зоны…………………………...........................................с.34
Заключение…………………………………………………………………..…с.38
Список используемой литературы…………………………………...…….....с.40

Работа содержит 1 файл

Катерина курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

    Данное  положение не создает препятствий  в осуществлении права истца заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотренного ст. 23 ГК, и не ограничивает его право выбрать иное место для такой деятельности. Помимо этого, постановлением предусмотрено после окончания реконструкции предоставление мест для торговли на рынке предпринимателям, освободившим торговые площади МУП «Колхозный рынок» и принявшим участие в финансировании реконструкции рынка. Суд также правильно указал, что условиями самого договора на использование торговой площади под киоски предусмотрена обязанность предпринимателя освободить занимаемую земельную площадь, если во время действия этого договора будут производиться переустройство, реконструкция рынка7.

    Границы и черта населенных пунктов имеют  правовые последствия для земельных  и иных общественных отношений. В прежнем земельном законодательстве России предусматривалось, что все земли внутри городской черты находятся в ведении городского Совета народных депутатов; современное российское законодательство также исходит из того, что на земли населенных пунктов распространяются многие полномочия органов местного (городского) самоуправления, а в городах федерального значения — органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга8.

    Городская черта, как и черта сельского  населенного пункта, отделяет поселения от остального пространства и имеет серьезные юридические последствия, определяя правовой режим земель, находящихся внутри нее. Согласно ст. 84 ЗК черта населенного пункта представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие их от земель иных категорий.

    Установление  черты проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации. Черта населенных пунктов должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

    Утверждение и изменение черты городских, сельских населенных пунктов осуществляются органами государственной власти субъектов РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где она утверждается и изменяется по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ по согласованному представлению законодательных (представительных) органов Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области9. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), осуществляются Правительством РФ.

    Включение земельных участков в черту населенных пунктов не влечет за собой прекращения  прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Для регулирования порядка продажи, приобретения и использования земельных участков в черте поселений были приняты Указы Президента РФ от 16.05.1997 № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» и от 26.11.1997 № 1264 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды». Черта населенных пунктов отделяет эти земли от земель иных категорий. 

    Разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в пределах черты населенных пунктов в градостроительстве означает использование этих объектов в соответствии с земельным законодательством, градостроительным регламентом; ограничения на пользование этими объектами установлены в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, а также сервитутами.

    Согласно  ст. 274 ГК собственник недвижимого  имущества (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов.

    Границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в пределах черты поселений, именуются красными линиями; по Градостроительному кодексу они обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, связи, автодороги, железнодорожные и иные линии10. Границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или границ земельного участка считаются линиями регулирования застройки. 

2. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

 

       Согласно  ст. 85 ЗК РФ:

       «В  состав земель населенных пунктов могут  входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

       1) жилым; 

       2) общественно-деловым; 

       3) производственным;

       4) инженерных и транспортных инфраструктур;

       5) рекреационным; 

       6) сельскохозяйственного использования; 

       7) специального назначения;

       8) военных объектов;

       9) иным территориальным зонам.

       Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого  земельного участка только к одной  зоне11.

       Правовой  режим использования и охраны земель внутри городских и сельских населенных пунктов во многом определяется территориальными функциональными зонами этих земель в соответствии с их застройкой, предназначением и целями использования.

Территория  поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилам землепользования и застройки).

В их состав могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам, для каждой из которых должен быть предусмотрен свой правовой режим использования и охраны земельных участков:— жилым (предназначенным для застройки жилыми зданиями и объектами культурно-бытового назначения; индивидуальной жилой застройки, малоэтажной, средне-этажной смешанной, многоэтажной жилой застройки);

—  общественно-деловым (для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами);

—  производственным (для застройки промышленными, коммунально-складскими, производственно-бытовыми, иными производственными объектами);

—   инженерных и транспортных инфраструктур (для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры);

—  рекреационным (занятым городскими лесами и садами, скверами, парками, прудами, озерами, водохранилищами, предназначенным для отдыха граждан и туризма);

—   сельскохозяйственного использования (занятым пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемыми в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки);

—  специального назначения (для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых и производственных отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с назначением других территориальных зон поселений);

—  военных  объектов (занимающих территории, имеющие специальный режим использования и охраны, обусловленный требованиями обеспечения государственной и военной тайны, нужд обороны, безопасности и территориальной целостности страны);

—  иным территориальным зонам (могут появляться по мере развития поселений, градостроительства и наращивания научно-технического прогресса)12.

    Данная  классификация зон населенных пунктов  продолжает развитие важнейшего института земельного права — земель населенных пунктов; поэтому она может быть понята в контексте с другими нормами ЗК и Градостроительного кодекса.

    Перечисление  возможных территориальных зон, в которых расположены земельные участки земель населенных пунктов, и перечень целей использования земельных участков в этих зонах является, как правило, незакрытым, примерным, что снижает императивный, юридический статус указанного перечня, придает ему описательный, рекомендательный характер. Важнейшим и общим правилом для всех землеобладателей независимо от формы права на землю является обязательность градостроительных регламентов (п. 3 ст. 85 ЗК).

    В состав различных территориальных зон могут согласно ЗК включаться и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами. По Градостроительному кодексу территории общего пользования характерны тем, что ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

    Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил, что государственное учреждение «Кемеровская дирекция областного дорожного фонда» обратилось к Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Анжеро-Судженску и отделению федерального казначейства Министерства финансов РФ по г. Анжеро-Судженску о возврате излишне уплаченного земельного налога, а также процентов за просрочку его возврата. Суд обязал инспекцию и отделение федерального казначейства возвратить излишне уплаченный земельный налог с процентами за несвоевременный возврат платежа13.

    Как следует из материалов дела, распоряжением  администрации г. Анжеро-Судженска истцу предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под автодорогу. Платежным поручением истцом был уплачен земельный налог за год. Считая налог излишне уплаченным в связи с освобождением от уплаты земельного налога «земель общего пользования», к которым на основании выписки из Единого государственного реестра земель относится указанный участок, истец обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога14. Ввиду отсутствия ответа в установленный налоговым законодательством срок заявлен иск.

    Согласно  ст. 12 Закона РСФСР от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождались земли общего пользования населенных пунктов. Землями общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах помимо прочих являются земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные). В материалы дела представлены две выписки из ГЗК, одна из которых свидетельствует об отнесении спорного земельного участка к землям промышленности, транспорта, связи, а другая — к категории «земли поселений». Таким образом, эти земли, используемые для проезда и прохода всего населения, считаются землями общего пользования.

    В п. 1 ст. 85 ЗК упоминаются зоны специального назначения и военных объектов.

    Зоны  военных объектов и иные режимные территории имеют особый земельно-правовой режим, устанавливаемый органами исполнительной власти РФ и ее субъектов по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, со специальными нормативами, правилами застройки15.

    Правовой  режим земель населенных пунктов  характерен возможностями ограничений землепользования и хозяйственной деятельности, в том числе земельно-планировочных, которые предусматриваются в строительных нормах и правилах (СНиП) и подразделяются на несколько видов, наиболее известными из которых являются сервитута, т.е. ограничения права пользования в интересах других лиц, соседей (ст. 41, 48 и др. ЗК, ст. 274 ГК). Сервитуты устанавливаются в силу давности договора, обычая, закона, по решению суда, за плату или бесплатно. Ограничения землепользования в городах действуют чаще, чем на землях иных категорий ввиду плотности застройки и скученности проживания населения. Согласно Воздушному кодексу РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могут создать опасность полетам воздушных судов.

Информация о работе Земли населенных пунктов