Земли населенных пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель населенных пунктов проведенный по следующим направлениям:
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель поселений;
рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель населенных пунктов.

Содержание

Введение с.5
1. Понятие и соотношение «земель поселения» и «земель населенных пунктов»…………………………………………………………........................с.7
2. Состав земель населенных пунктов……………………………………....с.18
3. Пригородные зоны…………………………...........................................с.34
Заключение…………………………………………………………………..…с.38
Список используемой литературы…………………………………...…….....с.40

Работа содержит 1 файл

Катерина курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
 

     Развитие  земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди  которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости1.

     Вместе  с тем, отечественное законодательство, регулирующее правовой режим земель населенных пунктов, крайне неоднозначно. Множество нормативных актов, подчас противоречащих друг другу, только ухудшают сложившееся положение.

     Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории земель населенных пунктов, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

     Степень научной разработанности проблемы. Понятие земель населенных пунктов широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.

     В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере земельного и других отраслей права, как О.И. Крассов, С.А. Боголюбов, И.А. Иконицкая и ряда других авторов, комментарии градостроительного законодательства, учебники по земельному праву.

     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

     Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель населенных пунктов проведенный по следующим направлениям:

  • всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель поселений;
  • рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель населенных пунктов.

     Объект  и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

     Предметная  направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.

     Методологической  основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

     Общими  явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный метод. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

     Данные  методы позволили наиболее последовательно  и полно рассмотреть различные аспекты правового режима земель поселений в рамках цели и задач исследования.

     Эмпирическая  база исследования построена на нормативном  материале. Нормативную основу составили: Конституция РФ,2 федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования земель поселений.

 

1. ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ «ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЯ» И «ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ»

 
 

Подавляющая часть населения проживает в  населенных пунктах, которые являются средоточием и центром жизни граждан. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г. почти две трети россиян проживает в городских поселениях, а остальные — в сельских. Земли населенных пунктов занимают второе место после земель сельскохозяйственного назначения среди других категорий земель, что обусловливается их ролью и важностью для проживания и обеспечения благополучия граждан3. Здесь происходят главные жизненные события людей, связанные с их рождением, бытом, трудом, отдыхом, захоронением.

       Населенные  пункты – зоны концентрированного проживания людей. В России все населенные пункты классифицируются по различным признакам. Согласно ЗК РФ, на основе производственной и функциональной специализации в сочетании с численностью населения выделяют города, рабочие, дачные и курортные поселки, сельские населенные пункты.

     В отличие от земель сельскохозяйственного  назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Землями населенных пунктов являются земли, целевым назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является черта городского или сельского поселения.

    Правовой  режим земель населенных пунктов регулируется земельным законодательством, которое устанавливает общие принципы регулирования земельных отношений по поводу данной категории земель, и градостроительным законодательством, задача которого – отразить особенности отношений, складывающихся по поводу использования земель населенных пунктов4.

    В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от расположения, структуры, численности населения и целей земли и населенные пункты бывают сельскими, городскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами, с внутригородскими территориями городов федерального значения, муниципальным образованием, меж-селенной территорией.

    Населенные  пункты могут иметь временное  значение и непостоянный характер, в ряде отраслей хозяйства и экономики могут быть служебными объектами: это железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы, палаточные городки, одиночные дома. Такие поселения должны находиться в ведении муниципальных образований с которыми они связаны в административном и территориальном отношениях.

    Землями населенных пунктов (городов, поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, стойбищ, заимок и др.) признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий5. Занимая сравнительно небольшую площадь относительно последних, земли населенных пунктов выполняют незаменимую функцию территориального базиса и служат местом проживания подавляющего большинства населения страны, обеспечивая его жизнедеятельность и предполагая надлежащие землепользование, благоустройство и озеленение.

    Земли рассматриваемой категории предназначены для развития поселений, благополучия проживающих в них людей.

    ОАО «Сибнефтепровод» обратилось в суд с жалобой о признании недействительными решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа и постановления главы администрации округа как изданных с нарушением СНиП № 02.07.01—89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП № 2.05.06—85 «Магистральные трубопроводы», Временного положения «О порядке изменения городской черты в связи с развитием индивидуального жилищного строительства», ссылаясь на то, что в 1980 г. был образован г. Мегион, городская черта которого дважды расширялась на основании оспариваемых решения и постановления. В результате этого магистральные трубопроводы, принадлежащие ОАО «Сибнефтепровод», оказались в черте города.

    После издания незаконных нормативных актов у ОАО «Сибнефтепровод» возникли препятствия для осуществления основного вида уставной деятельности — транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, в связи с чем оно было вынуждено принять меры по строительству новых нефтепроводов в обход города. Затраты на строительство новых нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод» расценивает как убытки, причиненные в результате издания заинтересованными лицами незаконных нормативных актов.

    Представитель правительства Ханты-Мансийского автономного округа с жалобой не согласился, пояснив, что СНиП распространяется на проектирование и реконструкцию магистральных трубопроводов, органы государственной власти при увеличении черты города эти трубопроводы не строили и не проектировали, а при выборе трассы необходимо было учесть перспективные изменения на 20 лет вперед. Представитель муниципального образования г. Мегиона также возражал против жалобы, пояснив, что изменение городской черты произошло во исполнение Закона РСФСР от 21.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе».

    Трубопроводы  же построены с нарушением действовавших в то время норм, что подтверждается актами приемки в эксплуатацию. Акты приемки не подписаны представителем исполкома Совета народных депутатов, хотя согласно СНиП участие данных лиц в приемке строящихся объектов обязательно. Кроме того, у заявителя отсутствует право пользования земельным участком, которое должно подтверждаться государственным актом на землю, и соответствующие акты предоставлены суду не были.

    Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к удовлетворению жалобы. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта — внешняя граница земель этих поселений, которая отделяет их от других категорий земель, устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа «Об утверждении городской черты г. Мегиона» и постановление главы администрации округа «О расширении городской черты г. Мегиона» приняты компетентными органами субъекта РФ в пределах их полномочий.

    Заключением экспертной комиссии Государственной  экологической экспертизы, письмами ОАО «Сибнефтепровод» в адрес главы администрации г. Мегиона установлено, что необходимость выноса основного нефтепровода Нижневартовск — Курган — Куйбышев и резервного нефтепровода Усть-Балык — Нижневартовск в обход г. Мегиона обусловлена не прохождением участков трубопроводов в черте города, а в связи с истечением срока их эксплуатации, значительным износом и аварийным состоянием труб6.

    Земли населенных пунктов должны использоваться прежде всего для застройки и развития городских и сельских поселений, для проживания и благополучия граждан; поэтому они отделяются чертой от земель других категорий и подлежат охране с учетом их особого правового статуса и режима использования, предоставления, изъятия и т.п.

    Компактность проживания граждан и интенсивность деятельности производственных и общественных объединений в городах и иных населенных пунктах повышает значение выбранных населением органов местного самоуправления и их роль в организации землепользования. Так, между предпринимателем М. и муниципальным унитарным предприятием (МУП) «Колхозный рынок» заключен договор на использование торговой площади под киоски и оказание услуг МУП «Колхозный рынок». Глава администрации г. Уфы вынес постановление «О ходе выполнения постановления главы администрации г. Уфы «О плане мероприятий по реконструкции МУП "Колхозный рынок"», которое М. просит признать недействительным.

    Из  материалов дела следует, что обжалуемое постановление принято во исполнение постановления главы администрации г. Уфы, которым утвержден план перспективного развития МУП «Колхозный рынок», кроме того, предписано подготовить и согласовать в соответствующих службах города документацию по реконструкции объектов МУП. Указанным постановлением МУП «Колхозный рынок» разрешена разработка проекта упорядочения застройки территории рыночного комплекса; проектно-сметная документация застройки согласована со всеми соответствующими городскими службами.

    Постановление обязывает МУП «Колхозный рынок» обеспечить освобождение части территории, подпадающей под реконструкцию и занятой киосками; письменно уведомить предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих торговлю товарами непродовольственной группы в киосках, о непролонгации договора на использование торговой площади под киоски. Это положение соответствует ранее принятым правовым актам главы администрации г. Уфы и не противоречит действующему земельному и иному законодательству.

    Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно  отклонил доводы истца о несоответствии акта земельному,антимонопольному законодательствам и ст. 113 ГК, дав им надлежащую правовую оценку. Кроме того, судом сделан правомерный вывод о том, что права и законные интересы истца обжалуемым постановлением не нарушены. В п. 2 этого постановления предпринимателям и юридическим лицам, освободившим торговые площади МУП «Колхозный рынок», предложено организовать торговлю на территории ТСК «Северный» ОАО «Урал— Лада».

Информация о работе Земли населенных пунктов