Законодательство процесса Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: законодательный процесс Германии.
Предмет исследования: конституционно-правовое регулирование законодательного процесса Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы законодательного процесса: его характерные черты, особенности содержания стадий законодательного процесса, целей и задач, решаемых в рамках каждой отдельной стадии.
2. Охарактеризовать Высший законодательный орган Германии.
3. Проанализировать особенности содержания стадий законодательного процесса в Германии.
4. Определить роль федерального правительства Германии в законодательном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Характеристика содержания и сущности законодательного процесса 6
1.2. Нормативное регулирование законодательного процесса 10
1.3. Стадии законодательного процесса 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГЕРМАНИИ 19
2.1. Высший законодательный орган Германии 19
2.2. Стадии законодательного процесса в Германии 26
2.3. Роль федерального правительства Германии в законодательном процессе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Работа содержит 1 файл

курсовая право.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Обнародование бывает двух уровней — официальное и неофициальное. Осуществляется оно чаще всего в виде опубликования.

     Официальное обнародование заключается в  доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании и осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

     Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании  или изложения их содержания в  неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах, в научных изданиях.

     Таким образом, стадиями законодательного процесса являются: внесение законопроекта или законопредложения (законоинициатива); обсуждение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях); принятие закона; санкционирование, промульгация и опубликование закона. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолитный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения вплоть до его принятия и обнародования. 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГЕРМАНИИ

2.1. Высший законодательный орган Германии

 

     Исходя  из буквы Основного закона, и согласно теоретическим концепциям, на которые он опирается, парламент страны считается однопалатный Бундестаг (буквально: Федеральный съезд). Что же касается другого коллегиального органа - Бундесрата (буквально: Федеральный совет), то его действующая редакция ст. 50 Основного закона характеризует как орган, через который земли участвуют в законодательстве и администрации Федерации и в делах Европейского союза. Ни в Основном законе, ни в научных разработках немецких авторов Бундесрат не рассматривается как вторая или верхняя палата германского парламента, хотя на самом деле он именно эту роль играет [5].

     Функции Бундестага традиционны для временных  парламентов и обеспечиваются конституционными полномочиями. Он осуществляет законодательную  деятельность (разд. VII Основного закона), это его главная функция. Он также полностью или частично формирует некоторые государственные органы. В частности, Бундестаг избирает Федерального канцлера, уполномоченного по обороне (ст. 45-б), посредством своего комитета выборщиков, избирает половину состава Федерального конституционного суда (ст. 94), участвует в выборах федеральных судей (ч.2 ст. 96), контролирует деятельность Федерального правительства посредством депутатских запросов, создания следственных комитетов (ст.44), принимая бюджет государства (ст. 110), а в качестве санкции может применить вотум недоверия (ст. 67) [21].

     Полномочия  Бундесрата менее широки. Согласно положениям разд. VII, его согласие требуется  для принятия лишь определенной части  законов, а его возражения против остальных законов могут быть преодолены Бундестагом. Однако предусмотрена ситуация, когда Бундесрат в союзе с Федеральным правительством может принять федеральный закон вопреки бундестагу. Бундесрат имеет право на получение информации о состоянии правительственных дел и может высказывать свою позицию (ст. 53) [29].

     В определенных случаях согласие Бундесрата требуется и на определенные правовые постановления, а также на общие административные предписания Федерального правительства, равно как и на федеральное принуждение в отношении земель, не выполняющих своих конституционных обязанностей. Он участвует в федеральном надзоре за исполнительной деятельностью земель и осуществляет контроль за применением полицейских сил в случае угрозы существованию или свободному демократическому строю Федерации.

     Бундесрат избирает половину состава Федерального конституционного суда.

     Обе законодательные палаты участвуют  в заключение международных договоров. Согласно ч. 2 ст. 59, договоры, регулирующие политические отношения Федерации или относящиеся к предметам федерального законодательства, нуждаются в согласии или участии в их заключении законодательных корпораций, что осуществляется в форме федерального закона. Что же касается административных соглашений, то в их отношении соответственно действуют предписания о федеральной администрации, а это означает возможное участие Бундесрата в заключение таких соглашений [29].

     Согласно  ч. 2-7 ст. 23 Основного закона, Бундестаг и земли через Бундесрат участвуют в делах Европейского союза [29].

     Важным  полномочием законодательных корпораций является принятие федерального бюджета. В ст. 110 предписывается обеспечивать в федеральном бюджете сбалансированность доходов и расходов, т.е. принятие дефицитного бюджета запрещается. Бюджет принимается законом на один год или несколько лет (в последнем случае с разбивкой по годам). В законе о бюджете нельзя включать нормы с неопределенным сроком действия.

     Если  до начала финансового года бюджет не принят, Федеральное правительство  может производить необходимые  расходы на содержание установленных законом учреждений и проведение установленных законом мер, на выполнение юридически основанных обязательств Федерации, на продолжение мер, профинансированных предыдущим бюджетом, и в случае необходимости прибегать к кредитам.

     Сверхбюджетные и внебюджетные расходы производятся с согласия министра финансов только в случае непредвиденной и настоятельной потребности (ст. 112). Финансовые обязательства (кредиты, поручительства и т.п.) могут быть возложены на государство только законом, причем поступления от кредитов, как правило, не могут превышать бюджетных ассигнований на инвестиции (ст. 115) [11].

     Обе палаты утверждают представляемый министром  финансов отчет Федерального правительства  об исполнении бюджета и об имуществе  и долгах, переходящих на следующий финансовый год.

     Бундестаг с согласия Бундесрата может в  любое время объявить оконченным провозглашенное Федеральным президентом  состояние обороны, причем Бундесрат  может этого потребовать. Мир  заключается путем принятия федерального закона (ч. 2 и 3 ст. 115-л).

     Первое  предложение ч. 1 ст. 38 Основного закона устанавливает, как уже отмечалось, что депутаты Бундестага избираются всеобщими, непосредственными, свободными, равными и тайными выборами. Согласно Федеральному избирательному закону, Бундестаг состоит из 656 депутатов. В настоящее время в Бундестаге 662 депутата: сказалось правило о сохранении за партией всех мандатов, полученных в одномандатных избирательных округ. Бундестаг проверяет действительность выборов и решает вопрос об утрате депутатами членства в нем. Правда, это решение можно обжаловать в Федеральный конституционный суд (ст. 41 Основного закона) [29].

     Избирается  Бундестаг, согласно ч. 1 ст. 39, на четыре года. Срок его полномочий прекращается в день, когда собрался новый Бундестаг. Выборы должны проводиться не ранее 45 и не позднее 47 месяцев после начала легислатуры. В случае роспуска Бундестага они проводятся в течение 60 дней.

     В случае состояния обороны, в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 115-а, выборы не проводятся. Полномочия Бундестага продлеваются на весь период этого состояния и еще на шесть месяцев. В период состояния обороны запрещается роспуск Бундестага.

     Бундесрат же, как определяет ст. 51, состоит из назначаемых и отзываемых землями членов их правительств. При численности населения свыше 2 млн. жителей земля получает четыре голоса. Численность населения, превышающая 6 млн., дает земле пять голосов, а превышающая 7 млн. - шесть голосов. Земля может направить в Бундесрат столько членов, сколько имеет голосов. В настоящее время в Бундесрате 68 голосов.

     Бундестаг избирает своего президента, его заместителей и секретарей и принимает регламент. Действующий регламент Бундестага в редакции 1980 г. с последующими изменениями (последние внесены в 1995 г.) подробно регулирует как организацию, и процедуру Бундестага и его органов.

     Помощь  президенту оказывает совет старейшин, который подготавливает решения  о распределении должностей председателей  комитетов и их заместителей и составлении плана работы палаты. Совет старейшин состоит из президента, который его возглавляет, заместителей президента и 24 депутатов, выдвинутых фракциями с учетом их численности. В заседаниях участвует представитель Федерального правительства - министр по особым задачам. Президент распоряжается зданием Бундестага и осуществляет в нем полицейскую власть. Без его разрешения в помещениях Бундестага не могут проводиться ни обыски, ни выемки (ст. 40). В соответствии с регламентом Бундестаг образует комитеты. Здесь также обеспечивается представительство фракций. Согласно Основному закону, некоторые комитеты он обязан создать, а другие создаются им факультативно [12].

     Статья 45 обязывает Бундестаг создать  комитет по делам Европейского союза. Он может уполномочить этот комитет осуществлять права Бундестага в отношении Федерального правительства, предусмотренные ст. 23 [21].

     Согласно  ст. 45-а, Бундестаг создает комитет  по обороне и комитет по иностранным  делам. Комитет по обороне имеет  также права следственного комитета и по требованию 1/4 своих членов обязан начать расследование по определенному делу. Требование публичности расследований на этот комитет не распространяется [21].

     Бундестаг обязан создать комитет по петициям для рассмотрения просьб и жалоб, направляемых в Бундестаг в соответствии со ст. 17, гарантирующей соответствующее основное право (ст. 45-в). Полномочия комитета в отношении проверки жалоб устанавливаются особым федеральным законом. Это Закон о полномочиях комитета по петициям Германского бундестага 1975 г., согласно которому комитет по возможности ежемесячно представляет Бундестагу доклад о рассмотренных петициях со своими рекомендациями. Кроме того, регламент Бундестага обязывает комитет ежегодно отчитываться о своей деятельности. Комитет не является органом власти, и не обладаете инспекционными и надзорными правами, но вправе истребовать документы, справки и получать доступ в учреждения, заслушивать петиционеров, свидетелей и экспертов. Как отмечает немецкий профессор П. Бадура, комитет практически играет роль омбудсмана. За время созыва в комитет поступает от до 50 тыс. обращений [5].

     Кроме того, Бундестаг образует еще 18 постоянных комитетов: по проверке выборов, иммунитету и регламенту; по внутренним делам; по спорту; правовой; финансовый; бюджетный; по экономике; по питанию, сельскому хозяйству и лесам; по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи; по здоровью; по труду; по спорту; по окружающей среде, природным богатствам и безопасности реакторов; по делам почты и телекоммуникаций; по развитию региональной инфраструктуры, строительному делу и градостроительству; по образованию, науке, исследованиям, технологии и оценке последствий применения техники; по экономическому сотрудничеству; по загранпоездкам, туризму.

     Согласно  ч. 1, 3-а и 4 ст. 52 Основного закона, Бундесрат избирает своего президента на один год. На практике Бундесрат избирает также трех заместителей президента. Он образует комитеты, в состав которых могу включаться не входящие в его состав члены или уполномоченные правительств земель. По делам Европейского союза Бундесрат может образовать Европейскую палату, решения которой считаются решениями Бундесрата; палата формируется и действует на тех же принципах, что и Бундесрат.

     Президент, его заместители и директор (руководитель аппарата) Бундесрата образуют президиум этой палаты. Бундесрат образует следующие 16 комитетов: аграрный по труду и социальной политике; по иностранным делам; по вопросам Европейского союза; по вопросам семьи и престарелых; финансовый; по делам женщин и молодежи; по здоровью; по внутренним делам; по вопросам культуры; правовой; по городскому строительству, жилищному делу и развитию региональной инфраструктуры; по окружающей среде, природным богатствам по безопасности реакторов; по вопросам транспорта и почты; по обороне; экономический.

     Как и Бундестаг, Бундесрат принимает  свой регламент (предложение второе ч. 3 ст. 52) [27].

     Согласно  ч. 2 и 3 ст. 39 Основного закона, Бундестаг  собирается не позднее, чем на 30-й  день после дня выборов. Он сам  определяет время окончания и возобновления своих заседаний, однако, президент может созвать его ранее назначенного срока. Он обязан это сделать по требованию 1/3 членов Бундестага, Федерального президента или Федерального канцлера.

     Заседания Бундестага публичны, однако по требованию 1/10 его членов или Федерального правительства палата может большинством 2/3 голосов постановить об исключении публичности. Требование рассматривается на закрытом заседании. Автор достоверных отчетов о публичных заседаниях Бундестага и его комитетов не подлежат никакой ответственности (ч. 1 и 3 ст. 42) [21].

     Бундестаг и его комитеты могут на основании  ст. 43 потребовать присутствия на своих заседаниях любого члена Федерального правительства. Члены Бундесрата и  Федерального правительства, а также их уполномоченные вправе присутствовать на всех заседаниях Бундестага и его комитетов и должны быть выслушаны в любое время.

     Для принятия Бундестагом постановлений  требуется большинство поданных голосов, кроме случаев, когда Основной закон предусматривает иное. Регламент может допустить исключения из этого правила для проводимых Бундестагом выборов (ч. 2 ст. 42). Согласно ст. 121, большинство членов Бундестага отсчитывается от законного их числа, т.е. ныне составляет не менее 329 голосов [21].

Информация о работе Законодательство процесса Германии