Законодательство процесса Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: законодательный процесс Германии.
Предмет исследования: конституционно-правовое регулирование законодательного процесса Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы законодательного процесса: его характерные черты, особенности содержания стадий законодательного процесса, целей и задач, решаемых в рамках каждой отдельной стадии.
2. Охарактеризовать Высший законодательный орган Германии.
3. Проанализировать особенности содержания стадий законодательного процесса в Германии.
4. Определить роль федерального правительства Германии в законодательном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Характеристика содержания и сущности законодательного процесса 6
1.2. Нормативное регулирование законодательного процесса 10
1.3. Стадии законодательного процесса 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГЕРМАНИИ 19
2.1. Высший законодательный орган Германии 19
2.2. Стадии законодательного процесса в Германии 26
2.3. Роль федерального правительства Германии в законодательном процессе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Работа содержит 1 файл

курсовая право.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Вторая  половина двадцатого века и наступивший  двадцать первый век характеризуется  расширением международных отношений, развитием рынка. Многие взаимодействуют между собой в рамках международных союзов организаций, конференций; заключают международные соглашения, оказывают международную помощь. Республика Беларусь не является исключением. Германия является одним из ближайших соседей нашего государства, и не первый год между Германией и Республикой Беларусь, как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий, организаций, граждан осуществляется взаимное сотрудничество в сфере экономики, политики и культуры. На территории Республики Беларусь создаются различные совместные предприятия, многие наши граждане выезжают в Германию с целью трудоустройства, в связи с нехваткой рабочих мест в нашей республике. Актуальность данного курсового исследования заключается в том, что, изучив законотворческие основы правового государства, каким является Германия, зная все плюсы и минусы их политического, экономического и социального развития, мы можем более конструктивно строить наше взаимовыгодное сотрудничество.

     Практика  интенсивного законодательного разрешения общественно-политических проблем любого современного государства свидетельствует, насколько важен процесс создания закона как основного регулятора разнообразных аспектов взаимодействия индивида, общества и государства. Четкость и понятность процедуры принятия законодательных актов гарантирует соблюдение прав граждан и юридических лиц, сводит к минимуму возможность их ущемления. Достигается это в том числе и всесторонним обсуждением проекта закона, обеспечивающим учет мнений заинтересованных социальных групп, выявлением целесообразности принятия закона, обусловленной реальностью его применения, а главное - достижением эффективной сбалансированности в ходе принятия законодательного акта полномочий отдельных ветвей государственной власти, выражающей народный суверенитет. Создание законов, содержательно или формально не соответствующих конституционным принципам, либо не отвечающих государственно-правовым и общественно-социальным реалиям таит в себе опасность умаления авторитета публичной власти и негативного воздействия на всю правовую систему государства.

     В связи с этим немаловажное значение приобретает обращение к опыту  и уяснение соответствующей парламентской  практики Германии, в том числе - к организации и законодательному функционированию страны. Законодательная деятельность представительных учреждений Германии, место и роль в государственном механизме в той или иной степени исследовались в трудах И.П. Ильинского, В.В. Маклакова, Д. Байера и др. Однако какое-либо комплексное исследование законодательной деятельности Германии, а также правовой анализ отличительных особенностей федерального законодательного процесса страны в отечественной и в зарубежной литературе незначительны.

     В связи с актуальностью данной проблемы можно сформулировать цель исследования: изучить законодательный процесс Германии.

     Объект исследования: законодательный процесс Германии.

     Предмет исследования: конституционно-правовое регулирование законодательного процесса Германии.

     Задачи  исследования:

     1. Проанализировать теоретические основы законодательного процесса: его характерные черты, особенности содержания стадий законодательного процесса, целей и задач, решаемых в рамках каждой отдельной стадии.

     2. Охарактеризовать Высший законодательный орган Германии.

     3. Проанализировать особенности содержания стадий законодательного процесса в Германии.

     4. Определить роль федерального правительства Германии в законодательном процессе.

     Методы  исследования: решение указанных задач предопределяет широкое использование таких научных методов, как диалектический и юридико-логический, необходимых при изложении и анализе правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе принятия законов; сравнительно-правовой, использующийся для сопоставления содержания стадий законодательных процессов; структурно-функциональный, раскрывающий взаимозависимость и взаимовлияние структуры представительного органа и его законодательной функции.

     Теоретическую основу исследования составили научные труды таких авторов, как С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.П. Ильинского, Ю.И. Лейбо, В.В. Маклакова, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и др.

     Нормативную основу исследования составили действующие  в настоящее время федеральная конституция и законодательные акты Германии. 
 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Характеристика содержания  и сущности законодательного  процесса

 

     В механизме правотворчества важное значение имеет порядок прохождения  проектов законов или, иными словами, законодательная процедура.

     В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

     Как и любая иная деятельность, законодательный процесс обладает свойственными только ему процедурой, субъектным составом, принципами и признаками, техническими приемами, терминологией.

     Особую  важность законодательному процессу придает  тот факт, что он представляет собой  специфическую деятельность, направленную на создание акта высшей юридической силы – закона. Законы являются универсальным регулятором наиболее важных и значимых общественных отношений, имеют общеобязательный характер, а также наибольшую стабильность и продолжительность действия среди других нормативно-правовых актов. В этой связи неукоснительное соблюдение процедуры принятия закона нужно рассматривать в качестве необходимого элемента подлинно демократического, основанного на выражении действительной воли народа, правового государства [2].

     Особое  внимание уделяется признакам законодательного процесса, позволяющим выявить наиболее важные, существенные стороны этого  явления. Среди основных признаков  законодательного процесса выделяются урегулированность его правовыми  нормами, наличие специального субъектного состава, разделение законодательного процесса на несколько стадий.

     Круг субъектов законодательного процесса в различных государствах может варьироваться. Неотъемлемым условием, по которому мы можем рассматривать того или иного субъекта в качестве субъекта законодательного процесса, является предоставление ему необходимых прав и обязанностей для участия в законодательном процессе.

     Основным и ведущим субъектом законодательного процесса, безусловно, является высший представительный законодательный орган – парламент, так как практически весь процесс законодательствования, начиная от внесения законопроекта и заканчивая принятием законодательного акта, проходит в рамках парламентской деятельности. Регламентом парламента регулируется и детально регламентируется большинство законодательных процедур, права и обязанности других субъектов законодательного процесса [4].

     Одним из наиболее существенных признаков  законодательного процесса является деление  его на этапы. Законодательный процесс представляет собой именно совокупность составляющих его стадий, каждая из которых обладает своими особенностями, задачами, субъектами и направлена на решение конкретных целей, успешное достижение которых является необходимым условием и обязательной предпосылкой для перехода к следующему этапу законотворчества и, в конечном итоге, для принятия закона.

     Вопрос о количестве стадий законодательного процесса, а также о том, какую именно стадию следует считать начальной, является в юридической литературе дискуссионным. Хотя количество этапов законодательного процесса, содержание входящих в них процедурных действий может и не совпадать в разных государствах, объединяет их то, что все они в своей совокупности и последовательности перехода от одного этапа к другому, направлены на достижение конкретного результата – принятие закона.

     Как было уже отмечено, законодательный процесс – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Рассмотрим наиболее важные из них. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству [8].

     Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового  акта осуществляется с участием представителей разных наук. Несомненно, что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное значение для успеха законотворческой работы. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона – от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны).

     Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. Это имеет особо важное значение в начале конце XXI в. – века свободного перемещения информационных потоков. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововведения, не известные юридической науке и практике.

     В последнее время отечественный  законодатель широко использует мировой  законотворческий опыт, все самое лучшее из накопленного и достигнутого мировой юридической мыслью и юридической практикой.

     Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Однако всенародное голосование – достаточно дорогая процедура, в силу чего наиболее часто она применяется в небольших государствах, где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д. [2].

     Связь с практикой как принцип выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

     Таким образом, законодательный процесс  необходимо рассматривать как строго регламентированную деятельность, представляющую собой совокупность определенных процедурных действий (стадий законодательного процесса) специально уполномоченных субъектов,  направленную на создание акта высшей юридической силы – закона. Основным и ведущим субъектом законодательного процесса, является высший представительный законодательный орган – парламент. Тема законодательного процесса как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, пренебрежение научными основами законопроектной работы - все это может негативно сказаться на правовой системе.

1.2. Нормативное регулирование  законодательного  процесса

 

     Нормативное регулирование законодательного процесса осуществляется, как правило, нормами конституции государства и регламента парламента. Конституция содержит общие основополагающие нормы, в то время как регламент четко и подробно детализирует их. Регламент играет в законодательном процессе важнейшую роль, так как самостоятельно принимая его парламент, тем самым, устанавливает процедурные правила своей деятельности.

     Анализируя  конституционную практику европейских  федеративных государств можно сделать вывод, что наблюдается несколько подходов в понимании роли и предмета правового регулирования регламента законодательного органа. Подход в «узком» смысле предполагает, что в предмет правового регулирования регламента парламента могут входить только вопросы, связанные с организационной деятельностью и внутренним распорядком работы парламента. Нормативное закрепление законодательного процесса, прав и обязанностей субъектов законодательной деятельности содержится в специальном федеральном законе. По такому пути пошли в Швейцарской Конфедерации, где помимо регламентов каждой из палат Федерального Собрания был принят и вступил в действие Федеральный закон Швейцарии «О Федеральном Собрании»,  который четко и подробно регулирует законотворческую процедуру, права и обязанности участников законодательного процесса и другие важные аспекты правотворческой деятельности. Подход в «широком» смысле предусматривает, что не только внутриорганизационная, но и конкретизация законодательной деятельности должны находиться в исключительном ведении парламента и регулироваться нормами регламента (Россия, Германия). Существует и третий вариант, когда регламент и закон отождествляются. В Австрийской Республике регламенту нижней палаты парламента – Национального Совета был придан статус федерального закона [11].

Информация о работе Законодательство процесса Германии