Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное
установление и практическая деятельность.
Составные управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение;
практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам.
Структура:
1. Управленческая компетентность - синтез познаний (теоретической подготовки)
и практического опыта в области управления вообще и государственного
управления в особенности.
2. Информированность о всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях,
происходящих в сфере управления, особенно государственного.

Работа содержит 1 файл

12 этика и культура.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

И последнее, негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.

12.4

компетенция (от латинского competentia - принадлежность по праву):

круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

круг вопросов, в которых  данное лицо обладает полномочиями, опытом;

компетентность:

обладание компетенцией;

обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Слово «компетенция»  буквально означает согласованность частей, соразмерность, симметрию. Согласно этимологии, основные формообразующие признаки компетенции - соответствие, совпадение.

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «компетентный» как «1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией».

 

Термин «компетенция»  пришел в педагогику из мира труда  и предприятий. Как отмечают в  своих исследованиях С.Е. Шишов  и В.А. Кальней, «в течение последних десятилетий этот мир значительно отточил, заформализировал свои концепты и свою технику оценки и управления людскими ресурсами. Столкнувшись с большой конкуренцией и с быстрым изменением знаний и технологий, мир предприятий направил растущие инвестиции в развитие того, что часто называют “человеческим капиталом”» [6, с. 80-81].

 

В.А. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью  автор понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует ее как профессионализм, а личностная компетентность предопределяет возможность реализации профессиональной готовности человека в его социальных действиях, проявляя наличие или отсутствие успешности действий человека, она позволяет соотнести социальный норматив, общественно-групповые традиции и личностные установки с уровнем его притязаний.

Таким образом, применительно  к профессиональной деятельности педагога термины компетентность и компетенция рассматривается не как часть и целое, а в основном как идентичные и синонимичные категории, причем, термин компетентность является наиболее устоявшимся, более распространенным.

С.Е. Шишов определяет «компетенцию» как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. По его мнению, компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, она рассматривается как возможность установления связей между знаниями и ситуацией [6].

Другой, более узкий, подход связан с «прикладным» пониманием компетентности. Здесь компетентность рассматривается  как владение методами воздействия  на среду, как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно  выполнять задание. Ряд ученых понимают под компетентностью характеристику конечной цели обучения, интегральное образование в структуре модели специалиста.

В частности, А.Г. Никифоров  в своих работах рассматривает  компетентность в широком и узком  смысле слова. Широкое толкование при этом имеет три стороны

· как методологический принцип руководства и управления

· как форма проявления сознательной общественной активности;

· как элемент социальной роли руководства.

В узком смысле слова  компетентность связана с отраслевой спецификой управленческой деятельности.

Ю.Ф. Майсурадзе осуществил анализ различных подходов к определению  компетентности и в результате этого  разделил их на три основные группы:

1) определение компетентности  как знания дела, науки управления;

2) включение в содержание компетентности уровня образования, опыта работы по специальности, стажа работы в должности;

3) рассмотрение компетентности  во взаимосвязи знаний и способов реализации их на практике.

М. Кяэрст также осуществил попытку рассмотрения компетентности в психологической концепции совершенствования управления. Он предложил рассматривать это понятие как состоящее из следующих компонентов:

1. Предпосылки компетентности (способности, талант, знания, опыт, умелость, образование, квалификация  и т.д.).

2. Деятельность человека (преимущественно работа) как процесс (её описание, структура, характеристика, признаки).

3. Результаты деятельности (плоды труда, изменения в объектах  деятельности, количественные и  качественные параметры результатов,  а также встречающиеся в них сдвиги).

Под «компетентностью»  обучаемых С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены  благодаря обучению, ориентированные  на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [7, с. 59]. М.А. Чошанов в основном указывает на содержательный компонент компетентности (знания) и процессуальный компонент (умения). В.С. Безрукова под компетентностью понимает - «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [1, с. 46] . В рамках образовательного процесса В.В. Краевский и А.В. Хуторской под образовательными компетенциями понимают знания, умения и способы действия.

 

Подход к рассмотрению компетентности в связи со способностью решать проблемные ситуации имеет место  у Н.В. Яковлевой [9]. Она в своём  диссертационном исследовании, посвящённом  вопросам психологической компетентности и путям ёё формирования в вузе, указывает на несводимость компетентности к понятиям:

· культура специалиста (В.М. Алахвердов, Н.В. Беляк.);

· профессиональное мастерство (Н.К. Бакланова.);

· готовность к деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов.);

· информационная основа деятельности (Д.А. Ошанин, В.Д. Шадриков.) и т.д.

Таким образом, проведенный  анализ работ по проблемам компетенции  позволил условно выделить три этапа  их становления в образовании [2]:

Первый этап - 1960-1970-е  гг. - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

Второй этап - 1970-1990-е  гг. - характеризуется использованием категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению.

 

12.5

КОДЕКС  этики и служебного поведения государственных   гражданских служащих органов исполнительной власти

1. Общие положения

1.1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Кировской области (далее – Кодекс) представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие Кировской области (далее – государственные гражданские служащие) независимо от замещаемой ими должности.

1.2. Кодекс разработан  в соответствии  с положениями   Конституции  Российской Федерации,  федеральных законов от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 25.12.2008

1.3. Гражданин Российской  Федерации, поступающий на государственную  службу Кировской области  (далее  - государственная служба), обязан  ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

1.4. Каждый государственный  гражданский служащий должен  принимать все необходимые меры  для соблюдения положений Кодекса,  а каждый гражданин Российской  Федерации вправе ожидать от государственного гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

1.5. Целью Кодекса является  установление этических норм  и правил служебного поведения  государственных гражданских служащих  для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных  гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных гражданских служащих.

1.6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

1.7. Кодекс служит основой  для формирования должной морали  в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной  службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных гражданских служащих, их самоконтроля.

1.8. Знание и соблюдение  государственными гражданскими  служащими   положений Кодекса  является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

 

2. Основные принципы  и правила служебного поведения  государственных гражданских служащих

2.1. Основные принципы  служебного поведения государственных  гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

2.2. Государственные гражданские  служащие, сознавая ответственность  перед государством, обществом и  гражданами, призваны:

 исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

 исходить из того, что признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека  и гражданина определяют основной  смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных  гражданских служащих;

 осуществлять свою  деятельность в пределах полномочий  соответствующего государственного  органа;

 не оказывать предпочтения  каким-либо профессиональным или  социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо  личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих  добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

 уведомлять представителя  нанимателя (работодателя), органы прокуратуры  или другие государственные органы  обо всех случаях обращения  к государственному гражданскому  служащему каких-либо лиц в  целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

 соблюдать установленные  федеральными законами ограничения  и запреты, исполнять обязанности,  связанные с прохождением государственной  службы;

 соблюдать беспристрастность,  исключающую возможность влияния  на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

 соблюдать нормы  служебной, профессиональной этики  и правила делового поведения; 

 проявлять корректность  и внимательность в обращении  с гражданами и должностными  лицами;

 проявлять терпимость  и уважение к обычаям и традициям  народов России и других государств, учитывать культурные и иные  особенности различных этнических, социальных групп и конфессий,  способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию;

 воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным гражданским служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

 принимать предусмотренные  законодательством Российской Федерации  меры по недопущению возникновения  конфликта интересов и урегулированию  возникших случаев конфликта  интересов; 

 не использовать  служебное положение для оказания  влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных гражданских служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

 воздерживаться от  публичных высказываний, суждений  и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного гражданского служащего;

 соблюдать установленные  в государственном органе правила  публичных выступлений и предоставления служебной информации;

 уважительно относиться  к деятельности представителей  средств массовой информации  по информированию общества о  работе государственного органа, а также оказывать содействие  в получении достоверной информации  в установленном порядке;

 воздерживаться в  публичных выступлениях, в том  числе в средствах массовой  информации, от обозначения стоимости  в иностранной валюте (условных  денежных единицах) на территории  Российской Федерации товаров,  работ, услуг и иных объектов  гражданских прав, – сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней

Информация о работе Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования