Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:22, реферат
Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное
установление и практическая деятельность.
Составные управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение;
практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам.
Структура:
1. Управленческая компетентность - синтез познаний (теоретической подготовки)
и практического опыта в области управления вообще и государственного
управления в особенности.
2. Информированность о всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях,
происходящих в сфере управления, особенно государственного.
Социальная защищенность общества и каждого его члена, доверие к государству, его органам и полномочным представителям в лице государственных служащих могут покоиться только на неукоснительном соблюдении каждым должностным лицом законности и следовании общим этическим принципам и нормам. Преодоление проявлений корпоративной этики лежит в правовой, организационной, кадровой и морально-психологической плоскости решения проблем.
Правовой аспект предусматривает
необходимость скорейшего принятия
недостающих нормативно-правовы
Организационный аспект включает централизацию мероприятий по борьбе с коррупцией и взяточничеством, организацию жесткого контроля (внутреннего и внешнего, со стороны государства и общества), определение «зон повышенного риска» нарушений этики государственной службы, обеспечение гласности, публичности ее деятельности, широкой и правдивой информации населения о фактах нарушений этики в государственной службе и реальных мерах по их устранению и предупреждению, придание показательного характера мерам исключения выявленных фактов, гласный отчет каждого чиновника о своих действиях.
Кадровый аспект предупредительных мер предполагает обязательное включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих курса этики государственной службы и этикета деловых отношений. Высокие нравственные качества и безупречная репутация должны стать обязательным условием при замещении государственной должности и продвижении по службе. Коррумпированный служащий не имеет права продолжать выполнение служебных обязанностей. Необходима также выработка конкретных мер наказания за этические проступки, действия, включая меры административного, материального и морального порядка. Необходимы, на наш взгляд, скорейшая разработка этического кодекса государственных служащих, создание в государственных органах общественных комитетов по этике.
Лучшие гарантии против злоупотреблений властью и иных служебно-этических нарушений -- личные достоинства и высокий моральный облик руководителя. Не внешний контроль, а прежде всего внутренняя мотивация должна стать ведущим стимулом в моральном выборе государственного служащего. В этом -- залог восстановления и формирования положительного имиджа государственной службы, доверия граждан к государству и его аппарату.
Государственная служба
предъявляет к личности государственного
служащего разнообразные
Честность и правдивость
тесно связаны с другими
Высоким качеством государственного служащего является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие. Скромность проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, откосится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Скромный человек потому не придает особого значения собственным положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися.
Государственный служащий должен отличаться подлинной искренностью -- важнейшим моральным качеством, характеризующим личность и ее поступки, делать и говорить то, в правильность чего он верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим. Искренность противоположна лицемерию, обману, попыткам создать неправильное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.
В государственном служащем нетерпимо и такое качество, как высокомерие, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.
Непозволительно в государственном работнике и честолюбие, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются лишь ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Честолюбие сходно с тщеславием. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ним почести и награды.
Самым верным критерием моральных качеств служащего выступает его авторитет. Он не приходит с должностью или с громкими фразами. Его истоки - глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства: честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство долга и ответственности. Авторитет государственного служащего выступает как результат признания особой ценности, важности тех или иных качеств его личности.
Важность авторитета объясняется тем, что от субъекта управления «исходит» программа воздействия на объект управления, передаются мысли, чувства, моральные ценности, которые должны стать мыслями, чувствами, ценностями, стимуляторами его деятельности. Без высокого авторитета -- и нравственного, и делового -- успешно реализовать такое воздействие на людей невозможно. Моральный авторитет руководителя является тем «ферментом», который усиливает целенаправленное влияние на подчиненных через ориентацию на моральные ценности.
Руководство, которое непременно входит в функции государственного служащего, имеет дело, прежде всего, с людьми, с «человеческим фактором». Мы не говорим, например, что можно руководить машинами или, скажем, технологией производства. Руководить можно только людьми -- этой главной производительной силой общества. В руководстве есть, разумеется, и свои технические, технологические и экономические аспекты, но главное все же -- люди.
Государственный служащий должен научиться хорошо разбираться в людях, и в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление часто кружат голову незрелым руководителям, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности.
Некоторые административные работники, чтобы обеспечить себе поддержку, пытаются создать вокруг себя группу «надежных» лиц, на которых они всегда и при всех случаях могут положиться. Это обычно отрицательно сказывается на их авторитете, так как восстанавливает против них остальную часть подчиненных.
Совершенно понятно, что не требуется большого ума накричать на подчиненного, оскорбить или обидеть и, используя силу власти, заставить выполнять приказ. Порой вышестоящие начальники такого руководителя ставят в пример, не подозревая, что созданный им в данном аппарате жесткий «психологический климат» дает только временные успехи. В условиях такого климата невозможно развить в подчиненном собственного сознания, воспитать чувство ответственности.
Быть государственным
служащим значит всегда держать себя
с людьми ровно, уметь с ними ладить,
не терять самообладания при любых обстоя
2. Этикет государственного служащего
Общение людей в сфере труда регулируется различными нормативными кодексами. Совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения, в которых отражаются морально-нравственные нормы, называется этикетом («этикет» -- от французского etiquette -- ярлык, церемониал, норма обхождения).
Этикет представляет собой условный язык, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекте уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и, наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. От каждого служащего все чаще требуется, чтобы он достойно представлял лицо своей организации. На смену расхлябанности 60--70-х и даже 80-х годов сейчас приходит степенность, строгость и забота о внешних деталях. Японцы ежегодно тратят 700 миллионов долларов на обучение и консультации по этикету для служащих. В США только за последние два десятилетия опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала; в большинстве университетов этика входит в качестве обязательной дисциплины в учебные планы; в Вашингтоне с 1977 года действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты.
В силу того, что деятельность государственного служащего связана с активным общением с людьми, ему необходимо создать себе такой имидж, чтобы с ним было приятно общаться, находиться рядом. Это достигается доброжелательностью, приветливостью и оптимистичностью.
Однако положительный образ государственного служащего складывается не только из умения общаться с людьми, но и из внешнего облика, речи, манеры поведения в целом.
В связи с этим несколько замечаний относительно этикета внешнего вида. Аккуратно, с чувством достоинства и без лишней броскости одетые служащие внушают больше доверия, чем одетые кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. Не стоит рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие починки, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в ту среду, где приходится трудиться.
Любая деталь одежды от обуви до галстука должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или юбке тщательно отутюжены, на галстуке -- никаких пятен. На Западе есть правила, которые постепенно распространяются и у нас, и они гласят, что не следует приходить на работу в одной и той же одежде два дня кряду (необходимо хотя бы поменять блузу или рубашку к костюму) и нельзя надевать белые или светлые носки к темному костюму.
Если говорить непосредственно о манере поведения, то начать нужно с взаимных приветствий.
В условиях деловых отношений «первым здоровается тот, кто умнее и воспитаннее». Женщина в служебной обстановке имеет равные права и обязанности с мужчиной и потому может здороваться первой, не дожидаясь приветствия мужчины.
По правилам же этикета
мужчине следует первому
При приветствии первым руку подает вышестоящий по должности нижестоящему, старший по возрасту -- младшему, женщина - мужчине.
Как поступить, если в группе встретившихся коллег вы знаете только одного из них? В первую очередь, здороваетесь со знакомым, независимо от того, есть ли в его окружении люди преклонного возраста, женщины. После того, как вас представят, -- с остальными.
Избежать недоразумений
в общении с человеком, с которым
недавно познакомились, позволяют
визитные карточки, приобретающие у
нас все более широкое
Сегодня визитная карточка изготовляется из плотной бумаги размером не более 6x10 и не менее Зх7 см. Солидная визитная карточка оформляется строго: белая, кремовая или сероватая бумага, четкий шрифт. Следует помнить, что наличие двух-трех телефонов на карточке создает впечатление, особенно у иностранцев, что хозяин карточки -- представитель солидной организации. Визитные карточки женщин размером несколько меньше визитных карточек мужчин.
Информация о работе Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования