Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:47, дипломная работа
Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение
оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и
в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в
философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической
философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах
абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является
философским основанием логицизма — крупного направления в современной
философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители,
как Фреге, Рассел и Уайтхед
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 5
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
«ГОСУДАРСТВО» 13
2.1. Характеристика сословий 13
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства 29
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 38
3.1. Учение о смешанной форме государства 39
3.2. Учение о законах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 58
воспитания воинов-стражей.
Военное дело требует мастерства и большого усердия. «Воспитание
должно, по-видимому, прежде всего, развивать у детей такие качества, как
серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество»[58]. Сам Платон по
этому поводу говорит так: «… безупречный страж государства будет у нас по
своей природе обладать и стремлением к мудрости и стремлением познавать, а
также будет проворным и сильным (11, 376 с).
По Платону, образование делится на две категории — музыку и
гимнастику. И та и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в
настоящее время: «музыка» означает все, что входит в область муз,
«гимнастика» означает все, что связано с физической тренировкой и
подготовкой[59]. Будущим воинам нужно дать двоякое воспитание — мусическое
и гимнастическое. «Первое — для души, второе — для тела. При этом
воспитание души следует начинать раньше воспитания тела»[60].
Мусическое воспитание Платон рекомендует начинать с мифов. «Имея дело
с детьми, мы к мифам прибегаем раньше, чем к гимнастическим упражнениям
(II, 377). Но не всякие мифы и не все в них приемлемо для развития души
будущего стража и формирования ее добродетелей. Подходящими для воспитания
философ признает лишь «значительные мифы» — «всего более надо добиваться,
чтобы первые мифы, услышанные детьми, самым заботливым образом были
направлены к добродетели (II, 378 Е).
От поэтических искусств Платон требует нравственной истинности и
правдивости, отсутствия в них лжи. В поэзии он считает недопустимым все то,
что может вызывать, и уже не только у детей, но и у взрослых, сильные
душевные потрясения. Таким образом, из поэзии необходимо исключить
сетования, вопли и плачи, предоставив их несерьезным женщинам да никчемным
мужчинам.
Так же недопустимо все, что понижает мужественный тонус души,
изнеживает и расслабляет ее и в музыке. Для людей воинственных, считает
философ, подходящим может быть тот музыкальных лад, который подражает
голосу и напеву человека мужественного, умеющего переносить все трудности,
тяготы и несчастья.
Платон
запрещает в своем
«комедии и трагедии», последние есть искусство перевоплощения, подражания.
Идеальный строй требует и идеальных условий воспитания, исключения всех
помех и отвлекающих факторов, каковыми являются драма, комедия и трагедия.
Мусическое воспитание тесно связано у Платона с гимнастическим. Гимнастика
должны сопровождать стража в течение всей его жизни[61].
Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны были привести к гармонии
человека с самим собою. Они должны были сделать так, чтобы развитие сил
телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и
мягкости характера, мужества и доброй нравственности. «Гимнастика должны
были приучить человека к простому и строгому образу жизни. Музыка же должна
развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также
нравственную зрелость и условить то нормальное состояние духа, которое в
человеке должно предшествовать всякому научному образованию[62].
Платон
не ограничивает такое
распространяет его и на самый зрелый возраст. В. Виндельбанд считает, что
сословие стражей должно состоять из юношей, еще получающих образование,
которые по приказу старших выступают против врага и поддерживают порядок
внутри страны, и из зрелых мужей, достигших высшего познания и сообразно с
ним управляющих государством[63]. Так отличаются правители (философы) от
помощников или чиновников.
Помимо мусического и гимнастического воспитания стражам с детства
нужно преподавать арифметику, геометрию, астрономию. Указанные науки,
утверждает Платон, развивают философскую мысль, влекут душу к истине, к
познанию подлинного бытия[64].
До
определенного возраста
или порока. Но в соответствующий момент их следует подвергнуть
«обольщениям», как в виде ужасов, которые не должны пугать, так и в виде
дурных удовольствий, которые не должны соблазнять. Когда же они выдержат
эти испытания, их будут
считать годными стать
Сословие
стражей не должно
семейных или имущественных интересов. Вся их жизнь и быт организуются на
началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Жизнь стражей
складывается из
множества ограничений и
воины живут в полном коммунизме[66]. Подобно Платонову идеальному
государству и «Утопия» Мора построена на началах коммунистических: она не
знает принципа частной собственности. Государство Платона не имеет в виду
земного благополучия граждан: оно хочет осуществить небесную идею в
человеческих отношениях и преследует цель загробную. Платон хочет
уничтожить частную собственность, так как видит в ней эгоистический
принцип, который приковывает человека к земле, отвлекая его от служения
загробным идеалам.
Коммунизм Т. Мора, напротив, имеет в виду исключительно земную цель.
Он хочет сделать людей счастливыми и довольными на земле. В «Государстве»
Платона коммунизм распространяется только на два высших класса. У Мора же
коммунизм задается целью устранения социальных неравенств, он хочет всех
уравнять в общем счастье и, особенно, горячо принимает к сердцу интересы
обездоленных классов[67].
Коммунистические идеи Платона в «Государстве» критиковал Аристотель,
аргументируя это тем, что «общение имуществ может вести лишь к беспрерывным
ссорам, вследствие
неравного распределения
Устроители наилучшего государства (правители-философы) должны не
только позаботиться о правильном воспитании воинов-стражей. Они, кроме
того, «должны установить порядок, при котором самое устройство жилищ и
самые права на имущественные блага не могли бы быть помехой ни для высокой
нравственности воинов, ни для исполнения ими службы, ни для надлежащего
отношения их к людям своего и других классов общества[69].
Основные
черты этого порядка — лишение
имущество. Воины могут пользоваться лишь тем, что им минимально необходимо
для жизни, для здоровья и для выполнения своих функций в государстве. У них
не может быть ни лично им принадлежащего жилища, ни мест для хранения
имущества или драгоценностей.
Все необходимое воинам для исполнения их обязанностей, последние
должны получать от изготавливающих продукты, вещи и орудия работников
производительного труда и притом в количестве, ни слишком малом, ни слишком
большом. «В противном случае стражи станут независимы от «кормильцев» и
«плательщиков» и перестанут охранять общество. Ведь человеку, который
заботиться только о своем богатстве, безразличны радости и печали
сограждан»[70].
Питание воинов происходит исключительно в общих столовых. Весь
распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от
губительного влияния личной собственности и в первую очередь от
тлетворного, дурного влияния денег, золота и других драгоценностей. «Если
бы воины-стражи пустились в стяжательство, в приобретение денег и
драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты членов
общества: они превратились бы в хозяев и землевладельцев, враждебных
остальным гражданам»[71].
Сам Платон о сказанном выше быте стражей говорит следующим образом:
«Прежде всего, никто не должен обладать никакой честной собственностью,
если в том нет крайней необходимости. Затем, ни у кого не должно быть
такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий.
Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного
дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их
охраняют. Количества припасов должно хватать стражам на год, но без
излишка. Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить
будут сообща. А насчет золота и серебра надо сказать им, что божественное
золото — то, что от богов, — они всегда имеют в своей душе, так что ничуть
не нуждаются в золоте человеческом»[72].
Проект
идеального государства
общности жен и детей. Женщины и мужчины в «Государстве» Платона уравнены в
их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин, определяет
социально-психологическое место женщины в структуре общественной жизни.
Между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к
политике. «Некоторые женщины склонны к философии и годятся в качестве
стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими
воинами»[73]. Отобранные в сословие стражей лица женского пола получают то
же воспитание, что и мужчины, кроме того, женщины должны наравне с
мужчинами проходить всю необходимую подготовку. Силы природы равно разлиты
в обоих живых существах: по природе всем делам причастна и женщина, всем и
мужчина; но женщина во всем слабее мужчины (V, 455Д). Однако в ее слабости
нельзя видеть основание для того, чтобы все предписывать мужчинам, а
женщине ничего. (V, 455 Е). Таким образом, в отношении к охране
государства, природа женщины и мужчины — одна и та же, кроме того лишь, что
первая слабее, а вторая сильнее (V, 456 А). Наилучшими женами для мужчин-
стражей по Платону будут именно женщины-стражи. В качестве же закона он
предписывает: «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни
одни ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть