Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:47, дипломная работа
Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение
оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и
в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в
философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической
философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах
абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является
философским основанием логицизма — крупного направления в современной
философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители,
как Фреге, Рассел и Уайтхед
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 5
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
«ГОСУДАРСТВО» 13
2.1. Характеристика сословий 13
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства 29
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 38
3.1. Учение о смешанной форме государства 39
3.2. Учение о законах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 58
последние — низшим.
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение
частной собственности, общность жен и детей и т.д.
Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а
способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины
в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху
Платона и актуально до сих пор.
Членам
третьего сословия разрешается
семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им
необходимым.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного
рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для
отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в
чрезмерное рабство»[136]. Но также вредна и другая крайность — чрезмерное
подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода,
преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это
величайшее благо»[137]. Эти мысли Платона в последующие века повторялись
много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.
Устройство
совершенного государства в «
виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного
устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в
порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.
В диалоге «Законы» Платон изображает «второй по достоинству»
государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с описанным в
«Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и
т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.
Так,
количество граждан
человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу.
Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная
семья.
Производственные потребности земледелия предполагается полностью
обеспечить за счет рабов.
Предусматривается
«смешанная» форма правления,
элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение
должностей по заслугам и достоинству).
Организация государственной власти является сложной: самый высший
орган — стражи законов в количестве 37 человек; кроме него еще существует
Совет из 360 членов, избираемых по классам граждан: Ночное собрание,
состоящее из 10 старейших законодателей и других лиц; народное собрание,
которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.
Большое
внимание Платон уделяет
выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые
законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.
В «Законах» Платон формулирует причины неотвратимости наказания за
совершенное преступление: «Вообще никто никогда не должен оставаться
безнаказанным за какой бы то ни было поступок»[138].
Платон
был первооткрывателем в сфере
философского освещения
комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена
печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических
учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические
ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и
идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления
всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в
истории политических учений и современной теории политики, государства, но
также и верный подход к политической практике. «Применительно к такому
масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии
оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в
том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого[139].
Платон
— великое явление, как
принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей
человечества[140].
1. Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320
с.
2. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.
3. Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998. — №
2. — 3. 3-17.
4. Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998.
— 440 с.
5. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. — М.:
Российское научное издательство. — Т. 33. 1955. — 550 с.
6. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.:
Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.
7. Васильева Т.В. написанная философия Платона // Вопросы философии. —
1977. — № 11. — С. 152-160.
8. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. —
М.: Логос, 1999. — 195 с.
9. Виндельбанд В. Платон. — С-Пб.: Образование, 1994. — 200 с.
10. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 497 с.
11. Виндельбанд В. История древней философии. — Киев, 1995. — 320 с.
12. Гегель Г. Сочинения. — М., 1932. — 217 с.
13. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. —
Киев, 1891. — 358 с.
14. Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. —
Сыктывкар, 1998. — 153 с.
15. Горелов А.А. Древо духовной жизни. — М.: Аргус, 1994. — 290 с.
16. Гревс Э.Л. Статусные различия в законе Платона об убийстве // Вестник
древней истории. — 1977. — № 1. — С. 71-81.
17. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. —
Ленинград, 1989. — 220 с.
18. Джокадзе Д.В. Философия античного диалога. — М.: Диалог, 1997. — 250 с.
19. Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ.
Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.
20. Залесский Н.Н.
Очерки истории античной
Ч. I. 310 с.
21. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека Древней Греции —
искусство и философия / Под ред. В. Бутролиева. — Минск, Молодая гвардия,
1995. — 520 с.
22. Историко-философский ежегодник`94. — М.: Наука, 1995. — 210 с.
23. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. / Под ред. Ш.И.
Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.
24. История политических и правовых учений / Под ред. С.Ф. Кечекьян, Г.И.
Федькина. — М.: Юрид. лит-ра, 1960. — 420 с.
25. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под
ред. О.Э. Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 1991. — 370 с.
26. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.:
Наука, 1985. — 320 с.
27. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.:
Наука, 1985. — 320 с.
28. Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе
исторического развития. — Киев, 1973. — 210 с.
29. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. — М., 1963. — 310 с.
30. Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. — СП-б., 1876. — 252
с.
31. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. — М.:
Республика, 1998. — 250 с.
32. Койре А. Очерки истории философской мысли. Пер с фран. / Под ред. Я.А.
Ляткера. — М.: Прогресс, 1985. — 300 с.
33. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические
указания. — Новосибирск, 1994. — 120 с.
34. Коркунов Н.М. История философии права: пособие к лекциям. — С-Пб.,
1898. — 270 с.
35. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.:
Мысль, 1979. — 450 с.
36. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 270 с.
37. Маркс К. Капитал. — М.: Госполитиздат, 1949. — Т. 1. — 520 с.
38. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М., 1990. — 310
с.
39. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. —
350 с.
40. Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юрид. лит-ра, 1989. — 210 с.
41. Новгородцев П.И. Введение в философия права. — М.: Наука, 1996. — 420
с.
42. Новгородцев П.И. Сочинения. — М.: Раритет, 1995. — 450 с.
43. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицакова. — Минск, 1999.
— 920 с.
44. Обозрение философской
деятельности Платона и
ред. А. Клевакова. — М., 1861. — 271 с.
45. Петрици К. Рассмотрение Платоновской философии и Прокла и Диодоха: Пер.
с груз. / Под ред. И.Д. Панкцхава. — Тбилиси, 1942. — 320 с.
46. Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 350
с.
47. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.
48. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 2. — 620 с.
49. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. — М., 1992. — Т. 1. —
310 с.
50. Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — 350 с.
51. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2-
х т. — С-Пб.: Петрополис, 1994. — 310 с.
52. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический
журнал. — 1998. — № 3. — С. 194-206.
53. Светлов В. Античная философия // Советская наука, 1938. — № 3. — С. 115-
132.
54. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. —
Ленинград, 1991. — 350 с.
55. Соколов В.В. Античная философия. — М.: Знание, 1958. — № 8. — 120 с.
56. Сочинения Платона / под ред. Проф. Карпова. — С-Пб., 1863. — 250 с.
57. Творения Платона: Пер. с греч. / Под ред. В. Соловьева. — М., 1899. —
Т. 1. — 290.
58. Тевзадзе Г.В. исследования о Платоне // Вопросы философии, 1977. — № 9.
— С. 155-157.
59. Трубецкой Е.Н. История «философии права» (Новой). — Киев, 1901. — 210
с.
60. Трубецкой С.Н.
Курс истории древней