Учение Платона о государстве и законах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение
оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и
в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в
философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической
философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах
абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является
философским основанием логицизма — крупного направления в современной
философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители,
как Фреге, Рассел и Уайтхед

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 5
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
«ГОСУДАРСТВО» 13
2.1. Характеристика сословий 13
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства 29
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 38
3.1. Учение о смешанной форме государства 39
3.2. Учение о законах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 58

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 96.89 Кб (Скачать)

последние — низшим.

      Жизнь  и быт стражей построены  на  коммунистических  началах:  лишение

частной собственности, общность жен и детей и т.д.

      Женщины  и мужчины уравнены в их  правах  и  возможностях.  Не  пол,  а

способности, как  и у мужчин определяет социально-политическое место женщины

в структуре общественной жизни. Это положение было очень  «смелым»  в  эпоху

Платона и актуально  до сих пор.

      Членам  третьего сословия разрешается   иметь  частную  собственность   и

семью,  но  лишь  с  целью  обеспечения  первых  двух   сословий   всем   им

необходимым.

      Платон  предупреждает  об  опасности   излишней  свободы  и  чрезмерного

рабства  в  государстве.  «Ведь  чрезмерная  свобода,  по-видимому,  и   для

отдельного человека, и для государства обращается не  во  что  иное,  как  в

чрезмерное рабство»[136]. Но также вредна и другая  крайность  —  чрезмерное

подчинение кому-нибудь или чему-нибудь:  «Как  подчинение,  так  и  свобода,

преступающая границы, есть величайшее  зло,  в  надлежащей  же  мере  —  это

величайшее благо»[137]. Эти мысли Платона  в  последующие  века  повторялись

много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

      Устройство  совершенного государства в «Государстве»  Платона возможно в

виде  монархии  или аристократии.  К отрицательному   типу   общественного

устройства Платон относит тимократию, олигархию,  демократию  и тиранию,  в

порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

      В   диалоге  «Законы»  Платон  изображает   «второй   по   достоинству»

государственный  строй,  имеющий  некоторые  схожие  черты  с  описанным   в

«Государстве» (равноправие  женщин и мужчин, общественное воспитание детей  и

т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные  особенности.

      Так,  количество граждан государства  в «Законах» устанавливается  в 5040

человек, которые  делятся на четыре класса по имущественному типу.

      Допускается  частная собственность (кроме  земельной)  и индивидуальная

семья.

      Производственные  потребности  земледелия   предполагается   полностью

обеспечить за счет рабов.

      Предусматривается   «смешанная»  форма  правления,  сочетающая  в  себе

элементы демократии (выборы  большинством  голосов)  и  монархии  (замещение

должностей по заслугам и достоинству).

      Организация  государственной  власти  является  сложной:  самый  высший

орган — стражи законов  в количестве 37 человек; кроме  него  еще  существует

Совет из  360  членов,  избираемых  по  классам  граждан:  Ночное  собрание,

состоящее из 10 старейших  законодателей и  других  лиц;  народное  собрание,

которое посещают все  желающие, и большое количество должностных  лиц.

      Большое  внимание Платон уделяет вопросам  о законах. Закон должен  быть

выше правителей. Основную  ставку  Платон  делает  на  детальные  и суровые

законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь  людей.

      В  «Законах» Платон формулирует   причины  неотвратимости  наказания   за

совершенное  преступление:  «Вообще  никто  никогда  не  должен   оставаться

безнаказанным за какой  бы то ни было поступок»[138].

      Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения  обширного

комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих  из  них  отмечена

печатью его творческого  гения. В арсенал  последующей  истории  политических

учений вошли многие  его  теоретические  конструкции,  как  гносеологические

ценные,   так   и   иллюзорные.   Различна   и   социально-политическая    и

идеологическая направленность их использования. Без критического  осмысления

всего этого  невозможны  не  только  сколько-нибудь  глубокая  ориентация  в

истории политических учений и современной теории политики,  государства,  но

также и верный подход  к  политической  практике.  «Применительно  к  такому

масштабному  автору,  как   Платон,   негативное   в   творческом   наследии

оказывается не менее  поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален  в

том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого[139].

      Платон  — великое явление, как деятель  — философ, ученый,  писатель  он

принадлежит   всему   человечеству.    Платон    —    один    из    учителей

человечества[140]. 

                                 ЛИТЕРАТУРА 

1. Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа,  1965.  — 320

   с.

2. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.

3. Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998.  — №

   2. — 3. 3-17.

4. Блинников Л.В.  Великие философы: словарь-справочник. — М.:  Логос,  1998.

   — 440 с.

5. Большая советская   энциклопедия  /  Под  ред.  Б.А.  Введенского.  —  М.:

   Российское  научное издательство. — Т. 33. 1955. — 550 с.

6. Большой энциклопедический  словарь  /  Под  ред.  А.М.  Прохорова.  —  М.:

   Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.

7. Васильева Т.В.  написанная  философия  Платона  //  Вопросы  философии.  —

   1977. — №  11. — С. 152-160.

8. Васильева Т.В.  Путь к Платону. Любовь к  мудрости или  мудрость  любви.  —

   М.: Логос, 1999. — 195 с.

9. Виндельбанд В. Платон. — С-Пб.: Образование, 1994. — 200 с.

10. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 497 с.

11. Виндельбанд В. История древней философии. — Киев, 1995. — 320 с.

12. Гегель Г. Сочинения.  — М., 1932. — 217 с.

13. Гиляров А.Н.  Источники о софистах. Платон  как исторический свидетель.  —

   Киев, 1891. —  358 с.

14. Гончаров И.А.  Практические основания истины  в  античном  платонизме.  —

   Сыктывкар, 1998. — 153 с.

15. Горелов А.А.  Древо духовной жизни. — М.: Аргус, 1994. — 290 с.

16. Гревс Э.Л. Статусные различия в законе Платона об  убийстве  //  Вестник

   древней истории.  — 1977. — № 1. — С. 71-81.

17. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории.  —

   Ленинград, 1989. — 220 с.

18. Джокадзе Д.В. Философия античного диалога. — М.: Диалог, 1997. — 250 с.

19. Жизнь  замечательных   людей.  Биографич.  библ.  Павленкова  Ф.  Сократ.

   Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.

20. Залесский Н.Н.  Очерки истории античной философии.  — Ленинград,  1975.  —

   Ч. I. 310 с.

21.  Иллюстрированная  энциклопедическая   библиотека   Древней   Греции   —

   искусство  и философия / Под ред. В. Бутролиева. — Минск, Молодая гвардия,

   1995. — 520 с.

22. Историко-философский  ежегодник`94. — М.: Наука, 1995. — 210 с.

23. История философии  в кратком изложении: Пер.  с   чеш.  /  Под ред.  Ш.И.

   Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.

24. История политических  и правовых учений / Под  ред.  С.Ф. Кечекьян,  Г.И.

   Федькина. —  М.: Юрид. лит-ра, 1960. — 420 с.

25. История политических  и правовых  учений.  Домарксистский  период  /  Под

   ред. О.Э.  Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 1991. — 370 с.

26. История политических  и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.:

   Наука, 1985. —  320 с.

27. История политических  и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.:

   Наука, 1985. —  320 с.

28.  Кедровский  О.И.  Взаимосвязь  философии   и   математики   в   процессе

   исторического  развития. — Киев, 1973. — 210 с.

29. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. — М., 1963. — 310 с.

30. Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. — СП-б.,  1876.  — 252

   с.

31.  Козловски  П.  Общество  и государство.  Неизбежный  дуализм.  —   М.:

   Республика, 1998. — 250 с.

32. Койре А. Очерки истории философской мысли. Пер с фран. / Под ред.  Я.А.

   Ляткера. — М.: Прогресс, 1985. — 300 с.

33. Кондрашова Е.А. Теория  и  практика  античной  демократии:  методические

   указания. —  Новосибирск, 1994. — 120 с.

34. Коркунов Н.М.  История философии  права:  пособие  к  лекциям.  —   С-Пб.,

   1898. — 270 с.

35. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.  — М.:

   Мысль, 1979. —  450 с.

36. Лосев А.Ф. Античная  философия истории. — М.: Наука, 1977. — 270 с.

37. Маркс К. Капитал.  — М.: Госполитиздат, 1949. — Т. 1. — 520 с.

38. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М., 1990.  — 310

   с.

39. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979.  —

   350 с.

40. Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юрид. лит-ра, 1989. — 210 с.

41. Новгородцев П.И.  Введение в философия права. — М.: Наука,  1996.  — 420

   с.

42. Новгородцев П.И.  Сочинения. — М.: Раритет, 1995. —  450 с.

43. Новейший философский  словарь / Под ред. А.А. Грицакова. — Минск,  1999.

   — 920 с.

44. Обозрение философской  деятельности Платона и Сократа  по  Целлеру  /  Под

   ред. А.  Клевакова. — М., 1861. — 271 с.

45. Петрици К. Рассмотрение Платоновской философии и Прокла и Диодоха:  Пер.

   с груз. / Под  ред. И.Д. Панкцхава. — Тбилиси, 1942. — 320 с.

46. Платон и его  эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979.  — 350

   с.

47. Платон. Сочинения.  — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. —  610 с.

48. Платон. Сочинения.  — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 2. —  620 с.

49. Поппер К. Открытое  общество и его враги. В 2-х  т. — М., 1992. — Т. 1.  —

   310 с.

50. Рассел Б. История  западной философии. — М.: Миф, 1993. — 350 с.

51. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2-

   х т. — С-Пб.: Петрополис, 1994. — 310 с.

52. Сафонов В.Н.  Политические  взгляды  Платона  //  Социально-политический

   журнал. —  1998. — № 3. — С. 194-206.

53. Светлов В. Античная  философия // Советская наука, 1938. — № 3. — С. 115-

   132.

54. Сергеев К.А.,  Слинин  Я.А.  Природа и разум.  Античная  парадигма.  —

   Ленинград, 1991. — 350 с.

55. Соколов В.В.  Античная философия. — М.: Знание, 1958. — № 8. — 120 с.

56. Сочинения Платона  / под ред. Проф. Карпова. — С-Пб., 1863. — 250 с.

57. Творения Платона:  Пер. с греч. / Под ред. В. Соловьева.  —  М.,  1899.  —

   Т. 1. — 290.

58. Тевзадзе Г.В. исследования о Платоне // Вопросы философии, 1977. — № 9.

   — С. 155-157.

59. Трубецкой Е.Н.  История «философии права» (Новой). — Киев,  1901.  —  210

   с.

60. Трубецкой С.Н.  Курс истории древней философии.  — М., 1997. — 520 с.

Информация о работе Учение Платона о государстве и законах