Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Работа содержит 1 файл

административное 2 семинар.docx

— 47.38 Кб (Скачать)

- организация мероприятий  по проведению земельной реформы,  привлечению инвестиций в экономику  Украины, созданию и использованию  государственных резервных фондов, определению порядка формирования  и размещения заказов на производство  продукции для государственных  нужд;

- организация разработки  и исполнения Государственного  бюджета Украины, контроль обслуживания  государственного долга Украины,  соблюдение порядка государственного  ценообразования, а также организация  государственного страхования и  др.

2.  В сфере социального  развития, образования и культуры:

-  принятие мер по  повышению реального уровня жизни  населения, обеспечению его занятости,  приоритетности социального развития  села, охране семьи, материнства  и детства, регулированию миграционных  процессов;

-  создание материально-технической  базы и других условий, необходимых  для развития отраслей здравоохранения,  образования, культуры, спорта, туризма;

-  обеспечение духовно-культурного  развития украинской нации, всего  украинского народа, сохранение  и охрана историко-культурных  памятников и др.

3. В сферах гарантирования  прав и свобод человека, законности  и общественного порядка, национальной  безопасности и обороноспособности:

- организация и контроль  соблюдения органами исполнительной  власти законодательства, определяющего  права и обязанности человека  и гражданина, гарантии реализации  их защиты;

-  обеспечение охраны  частной и иных форм собственности,  укрепление общественного порядка,  активная борьба с преступностью,  исполнение судебных решений;

-  обеспечение соблюдения  требований законности в деятельности  органов исполнительной власти  и их аппарата, должностных лиц,  применение мер по преодолению  бюрократических и иных злоупотреблений  при осуществлении их полномочий  и др.

4. В сферах охраны природы,  экологической безопасности и  природопользования:

-  организация управления  охраной и рациональным использованием  природных ресурсов, разработка  и обеспечение исполнения государственных  и межправительственных экологических  программ;

-  обеспечение выполнения  программ ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС  и др.

5. В сферах внешнеполитической  и внешнеэкономической де-

ятельности:

-  участие в обеспечении  выполнения международных договоров  Украины, утверждение решений,  проведение переговоров и подписание  международных договоров Украины,  которые заключаются от имени  Кабинета Министров Украины;

- организация управления  внешнеэкономической деятельностью  государства, таможенным делом,  составление платежного баланса  Украины, обеспечение рационального  использования государственных  валютных средств и др.

В отличие от Президента Украины, которому Конституция Украины запрещает  передавать свои полномочия для их осуществления иными лицами или  органами, Кабинет Министров в  случае необходимости может делегировать (то есть передавать для временного или бессрочного исполнения) отдельные  полномочия другим органам исполнительной власти, а также органами местного самоуправления - по их согласию, если это прямо не запрещено законом  или актом Президента Украины.

Полномочия Правительства  прекращаются в случае:

-  избрания нового Президента  Украины;

-  принятия Президентом  Украины решения о прекращении  полномочий Премьер-министра Украины;

- утверждения Верховной  Радой Украины резолюции о  недоверии Кабинету Министров;

-  отставки или смерти  Премьер-министра Украины. Основной  формой реализации компетенции  Кабинета Министров являются  его правовые акты - постановления  и распоряжения, обязательные для  исполнения на территории Украины.  Постановлениями Правительства  оформляются наиболее важные  решения, имеющие нормативный  характер. Решения по оперативным  и другим текущим вопросам  издаются в форме распоряжений.

Акты Кабинета Министров  Украины подписывает Премьер-министр  и они вступают в законную силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено  в этих актах.

5.2.    Административно-правовой  статус центральных органов исполнительной  власти

Основными правовыми актами, регулирующими деятельность центральных  органов исполнительной власти является Конституция Украины, законы, указы  Президента Украины, Общее положение  о министерстве, центральных органах  исполнительной власти, а также отдельные  положения о соответствующих  министерствах и иных центральных  органах исполнительной власти (например, Положение о Министерстве юстиции  Украины).

Систему центральных органов  исполнительной власти определяют Конституция  Украины и Указ Президента Украины "О системе центральных органов  исполнительной власти" от 15 декабря 1999 г. В соответствии с этим указом в систему центральных органов  исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные  службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Несмотря на то, что все вышеперечисленные  органы составляют единую систему, их правовой статус неодинаков.

Министерство - это главный (ведущий) орган центральных органов  исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в определенной сфере деятельности.

Министр, как член Кабинета Министров Украины, лично отвечает за разработку и реализацию государственной  политики, направляет и координирует осуществление центральными органами исполнительной власти мероприятий  по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает решения о распределении  соответствующих бюджетных средств. Не допускается принятие актов КМУ  и созданных им органов, внесение проектов законов и актов Президента Украины по этим вопросам без согласования с соответствующим министром.

Государственный комитет (государственная  служба) является центральным органом  исполнительной власти, деятельность которого направляет и координирует Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров или министров. На государственный комитет возлагается  внесение предложений по формированию государственной политики и обеспечение  ее реализации в определенной сфере  деятельности, осуществление управления в этой сфере, а также межотраслевая  координация и функциональное регулирование  по вопросам, отнесенным к его ведению. Государственный комитет возглавляет  председатель (Государственный комитет  архивов, Государственный комитет  по делам религий, Государственный  комитет лесного хозяйства, Национальное космическое агентство, Пенсионный фонд и др.).

Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом - это  орган, который имеет определенные Конституцией и законодательством  Украины особые задачи и полномочия. Относительно данного органа может  устанавливаться специальный порядок  создания, реорганизации, ликвидации, подконтрольности, а также назначения и увольнения руководителей, решение  других вопросов. Данный орган возглавляет  председатель. В соответствии с вышеназванным указом, к таким органам относятся, в частности: Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества др.

Следует иметь ввиду, что  руководителя центрального органа исполнительной власти и его заместителя назначает  на должность Президент Украины  по представлению Премьер-министра Украины, а увольняет их Президент  Украины. Руководитель центрального органа может иметь не более одного первого  заместителя и трех заместителей. Однако данное правило не распространяется на Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Службу безопасности Украины  и другие центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

По содержанию деятельности каждый центральный орган исполнительной власти обеспечивает воплощение в жизнь  государственной политики в соответствующей  отрасли государственного управления на территории Украины, осуществляет руководство  порученной сферой ведения и несет  ответственность за ее состояние  и развитие перед Кабинетом Министров  Украины и Президентом Украины.

Центральные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются  Президентом Украины по представлению  Премьер-министра Украины. Они являются, как правило, единоначальными органами исполнительной власти, что означает осуществление властных полномочий этого органа его руководителем - министром, председателем государственного комитета, руководителем иного центрального органа. Он персонально несет всю  полноту ответственности за результаты работы центрального органа непосредственно  перед Президентом Украины и  Правительством.

Центральные органы исполнительной власти действуют на основании положений, которые утверждает Президент Украины. Они могут иметь свои территориальные  органы, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном  законодательством.

Подавляющее большинство  центральных органов принимают  участие в реализации экономической  и социальной политики государства. Каждый из этих органов в пределах порученной ему сферы ведения:

- прогнозирует перспективные  направления и реализует стратегическую  цель и задачи развития;

-  принимает участие  в разработке проектов и исполнении  общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального,  национально-культурного развития  государства;

- разрабатывает соответствующие  финансово-экономические и другие  нормативы, механизмы их внедрения,  утверждает отраслевые стандарты;

-  формирует государственную  промышленную политику и обеспечивает  ее проведение, готовит предложения  по определению приоритетных  отраслей промышленности для  их ускоренного развития;

-  разрабатывает предложения  по изменению условий налогообложения,  ценообразования, определению особенностей  приватизации, демонополизации предприятий  отдельных отраслей;

- принимает меры, направленные  на усовершенствование внешнеэкономической  деятельности, защиту украинских  товаропроизводителей на внешнем  рынке;

- принимает участие в  подготовке международных договоров  Украины, заключает международные  соглашения межведомственного характера  и др.

Для успешного осуществления  возложенных на них задач и  функций центральным органам  предоставлен широкий круг полномочий. В частности, они имеют право:

-  получать от иных  центральных органов исполнительной  власти, органов местного самоуправления  информацию, документы и материалы,  статистические данные для исполнения  возложенных на них задач;

-  созывать в определенном  порядке совещания по вопросам, относящимся к их ведению;

-  привлекать специалистов  центральных и иных органов  исполнительной власти, предприятий,  учреждений, организаций для рассмотрения  вопросов, относящихся к их ведению;

-  привлекать к дисциплинарной  ответственности руководителей  созданных ими местных органов,  а также предприятий, учреждений, организаций, которые относятся  к их сфере ведения.

Решение центрального органа исполнительной власти вступает в силу, если оно оформлено как правовой акт, изданный в пределах полномочий на основании и во исполнение Конституции  и законов, актов Президента Украины  и Кабинета Министров Украины. Большинство  актов центральных органов издается в форме приказов руководителей  этих органов. Они являются обязательными  для исполнения всеми органами и  организациями, их должностными лицами, которые подчинены соответствующему центральному органу.

Нормативно-правовые акты центральных  органов исполнительной власти подлежат регистрации в Министерстве юстиции  Украины в порядке, определенном законодательством. Нормативно-правовые акты центральных органов, касающиеся прав и обязанностей граждан должны быть обязательно доведены до сведения населения. В противном случае они  недействительны.

5.3. Административно-правовой  статус местных государственных  администраций

Исполнительную власть в  областях и районах, городах Киеве  и Севастополе осуществляют областные  и районные, Киевская и Севастопольская  городские государственные администрации. Эти органы являются единоначальными  органами исполнительной власти, властные полномочия которых реализуются  единолично их руководителями - председателями местных государственных администраций. Они наделены правом представлять интересы государства и издавать от его  имени распоряжения, действующие  на территории соответствующей административно-территориальной  единицы. Местные государственные  администрации действуют по принципу субординации, ответственности перед  Президентом Украины и Правительством, подотчетности и подконтрольности органам исполнительной власти высшего  уровня, а также районным и областным  советам в пределах, предусмотренных  Законами Украины "О местных государственных  администрациях" и "О местном  самоуправлении в Украине".

Информация о работе Субъекты административного права