Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:50, реферат
Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
во-первых, конституционное признание и гарантирование местного самоуправления в стране;
во-вторых, гарантированную государством способность местного самоуправления в результате собственных действий получать права и нести обязанности;
в-третьих, самостоятельно решать, какие права и обязанности осуществлять общиной или ее органами (т.е. органами местного самоуправления), а какие - поручить или делегировать другим органам, организациям, учреждениям.
В зависимости от характера, содержания, субъектного состава общественных отношений, возникающих при реализации право-и дееспособности общества, она или органы местного самоуправления получают соответствующий статус, закрепленный нормами различных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, земельного, экологического, финансового или отдельной комплексной отрасли права - муниципального.
Правовое положение органов
местного самоуправления как субъектов
административного права
Как известно, предметами ведения органов местного самоуправления является, по закону о местном самоуправлении, вопросы местного значения.
Прежде административная
правосубъектность оказывается
у органов местного самоуправления
при осуществлении функций, которые
выполняются на основании делегированных
им полномочий. Об этом говорится в
п. 5 ст. С Всемирной декларации местного
самоуправления, п. 5 ст. 4 Европейской
хартии о местном самоуправлении
и имеет отражение в
Конституция Украины предусматривает
возможность предоставления органам
местного самоуправления полномочий органов
исполнительной власти (часть третья
ст. 143) и делегирование полномочий
районных и областных советов
местным государственным
Итак, отдельной группой
полномочий органов местного самоуправления
как субъектов
Разрешительно регистрационные
полномочия. Органы местного самоуправления
предоставляют разрешение (и отменяют
его), в частности, на специальное
использование природных
Важные функции органы
местного самоуправления выполняют, когда
осуществляют распорядительные полномочия
в отношении любых субъектов
на соответствующей территории. В
частности, административная правосубъектность
органов местного самоуправления связана
с подчиненностью, когда складываются
субординационные отношения, например,
между органами местного самоуправления
и предприятиями, организациями
и учреждениями коммунальной собственности
или отношения по координации. Примером
может быть координация органами
местного самоуправления деятельности
субъектов градостроительства по комплексной
застройки населенных пунктов, утверждение
местных градостроительных
К содержанию административно-правового статуса органов местного самоуправления следует отнести полномочия по: планов и программ строительства и реконструкции объектов, имеющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, признаны памятниками природы, истории или культуры, которые охраняются законом, подготовки предложений о передаче или продаже в коммунальную собственность предприятий, организаций, учреждений, принадлежащих к другим формам собственности; участия в подготовке общегосударственных и региональных программ охраны окружающей среды.
Местное самоуправление предполагает осуществление контроля. Внутренний контроль органов местного самоуправления должен регулироваться законодательством о местном самоуправлении (муниципальным правом). Внешний контроль имеет административно-правовую природу независимо от отраслевого законодательства.
Так, органы местного самоуправления
осуществляют контроль за местными администрациями
в части полномочий, делегированных
им советами, а также в выполнении
решений советов по этим вопросам
по состоянию благоустройства
Наряду с конкретными
правами административно-
Определенные обязанности
устанавливаются текущим
Административно-правовой статус органов местного самоуправления гарантируется государством, охраняется государственными органами, которые могут принять меры по защите прав органов местного самоуправления, например, при обращении этих органов в Кабинет Министров, Президента Украины.
№6))) В содержании правосубъектности предприятий, учреждений, организаций (далее предприятий) определенное место отведено административной правосубъектности. ее специфика заключается в том, что в административно-правовых отношениях предприятие участвует, как правило, в лице своего руководителя или других субъектов управления данного предприятия.
Согласно действующему законодательству Украины субъектами управления предприятием могут выступать:
- Собственник имущества
предприятия: частное лицо, общие
сборы кооператива, трудового
коллектива как коллектива
- Уполномоченный собственником
орган - правление кооператива,
предприятия, основанного на
- Администрация (орган управления), возглавляемая руководителем предприятия;
- Органы, реализующие полномочия
трудового коллектива. Кроме указанных,
субъектом управления
Администрация предприятия
- это специфическая часть
Административно-правовой статус руководителя предприятия включает:
1) определение его места
и роли в системе управления
предприятием, характеризующие
2) определение содержания
компетенции руководителя. Необходимость
ее использования как элемента
административно-правового
3) обязанность руководителя
нести административную
Подчиненность руководителя
предприятия - это его отношения
с другой стороной, которая является
собственником имущества
Подотчетность руководителя
предусматривает его
Взаимоотношения руководителя
предприятия и трудового
Важное значение для организации управления предприятием имеют принципы единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие заключается
в единоличном
а) право руководителя предприятия
самостоятельно - путем назначения
на должность или освобождения от
нее - формировать руководство
б) установление обязательности управленческих решений руководителя предприятия для всех работников;
в) право единоличного осуществления текущего управления предприятием. При этом собственник имущества не имеет права вмешиваться в такую деятельность руководителя предприятия.
Если в единоначалия заложены природные свойства любого управления, то коллегиальность - это необходимость сочетать единоначалие с самоуправлением трудового коллектива.
Единоначалие руководителя предприятия реализуется прежде всего через его компетенцию. Элементами компетенции руководителя предприятия выступают:
1) общие право и обязанность
осуществлять управленческие
2) конкретные права и
обязанности руководства
3) право выдавать так
называемые локальные акты