. Субъекты административного
права - это обладатели прав
и обязанностей, которыми они
наделены с целью реализации
полномочий, возложенных на него
административным правом.
Субъекты административного
права могут стать субъектами
адми-нистративных пр-ний при наличии
3-х условий:
1. административно-правовые
нормы, предусматривающие права
и обязанности субъекта
2. административной правоспособности
и дееспособности субъекта
3. основание возникновения,
изменения и прекращения пр-ний
(юридический факт)
Административная правоспособность
– это установенная. и охра-няемая
возможность субъекта вступать в
административные пр-ния.
Административная дееспособность
= способность субъектов свои-ми
действиями приобретать права и
создавать для себя юридические
обя-занности, реализовывать их в
рамках конкретных административно-правовых
отношений.
В качестве субъекта административного
права можно рассматри-вать РФ, субъектов
РФ, государственные и негосударственные
организа-ции. В этой роли они обладают
административной правоспособностью,
но в конкретных административно-правовых
отношениях они не участвуют. Административной
дееспособностью обладают их органы
исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых
отношений - это лицо или организация,
которые в соответствии с действующим
законодательством, являются участниками
управленческих отношений, регулируемых
норма-ми административного права,
наделены определенными правами
и обязан-ностями в сфере государственного
управления и способны их осуществ-лять.
Признаки субъектов:1. вступают
в правоотношения в сфере гос.
управления
2. отношения между ними
урегулированы нормами административного
права
3. субъектами могут быть
как физические, так и юридические
лица
4. не все физические
и юридические лица могут быть
субъектами административного права
На круг субъектов влияют
такие факторы, как: политические, экономические,
идеологические. Круг субъектов административного
права довольно многочисленны и
разнообразны. Субъектов административного
права можно разделить на два
вида: индивидуальные и коллективные.
В административной науке их часто
называют физические и юридические
лица. Следует иметь в виду, что
сам подход к классификации является
достаточно хорошим, однако сущности административного
права больше соответствует именно
первая классификация.
, что до индивидуальных
субъектов относятся: граждане
Украины, иностранцы, лица без
гражданства, беженцы; к коллективным
- органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления;
предприятия, учреждения, организации
независимо от формы собственности;
общественные организации, религиозные
организации и др.
Среди коллективных субъектов
административного права следует,
в первую очередь, выделить органы исполнительной
власти, их можно классифицировать
на разные виды в зависимости от
критерия классификации, а именно: а) от
объема и характера компетенции: общей
компетенции (КМУ, СМ АРК, местные государственные
администрации), отраслевой компетенции
(Министерство обороны, Министерство образования
и науки и др.), специальной компетенции
(Министерство экономики, Министерство
финансов и др.);б) от порядка решения вопросов:
единоначальные (министерства, комитеты
и др.) и коллегиальные (КМУ, СМ АРК и др.);в)
от предмета направленности компетенции:
органы управления экономической сферой;
органы управления социально-культурной
сфере; органы управления административно-политической
сфере;г) от объема полномочий по территории:
центральные (КМУ, министерства, комитеты)
и местные (государственные администрации);д)
от характера полномочий: министерства;
государственные комитеты (государственные
службы), центральные органы исполнительной
власти со специальным статусом.
№2)) Административно-правовой
статус гражданина Украины определяется
объемом и характером административной
правосубъектности, которую составляют
административные правоспособность и
дееспособность.
Административная правоспособность
— это признание законом за
гражданином фактической возможности
являться субъектом административного
права, иметь права и обязанности
административно-правового характера.
Административная правоспособность возникает
с момента рождения человека. Ее
объем устанавливается и изменяется
с помощью административно-правовых
норм. Она подтверждается документами
о гражданстве — паспортом
гражданина Украины, а для лиц
до 16 лет — свидетельством о рождении.
Правоспособность не может
быть ограниченной или отчужденной,
от нее невозможно отказаться добровольно
(поскольку такой отказ не имеет
юридической силы). Правоспособность
человека создает юридическое понятие
личности и гражданина. Только в
случаях, предусмотренных уголовным
или административным законодательством,
гражданин может быть лишен какой-либо
части административной правоспособности
— права перемещения, лишения
родительских прав и т.п.
Административная дееспособность
граждан является второй составной
частью административной правосубъектности.
При этом административная правоспособность
является основой административной
дееспособности граждан, поскольку
создает условия, при которых
реализуются их субъективные права
и обязанности.
Административная дееспособность
— это признанная законодательством
способность граждан своими действиями
приобретать и осуществлять права
и выполнять обязанности административно-правового
характера. Гражданин считается
полностью дееспособным при достижении
18-летнего возраста. Вместе с тем
и при достижении 16-летнего возраста
у гражданина возникает административная
дееспособность: получение паспорта
и соблюдение правил паспортной системы,
охрана природы и т.п. В некоторых
случаях административная дееспособность
может наступить и до достижения
человеком 16-летнего возраста (право
на труд).
Права и обязанности граждан
можно условно разделить на две
группы: 2) указывающие на положение
человека в социальной структуре
государства; они связываются не
с моментом рождения, а с достижением
определенного возраста (избирательное
право, право и обязанность воинской
службы) — так называемые уставные
права; б) позволяющие гражданину реализовать
имеющиеся права — личные, социально-экономические;
они называются адекватными.
Права и обязанности обеих
групп в совокупности создают
понятие — правосубъектность.
№3))) Согласно Закону "О правовом
статусе иностранцев" от 4 февраля 1994
года понятие "иностранец" охватывает
две категории лиц. В 1 дает такое определение:
иностранцами в Украине признаются иностранные
граждане, лица, принадлежащие к гражданству
иностранных государств и не являются
гражданами Украины, и лица без гражданства,
которые не относятся к гражданству любого
государства.
Иностранцы имеют те же
права и свободы и выполняют
те же обязанности, что и граждане
Украины, и являются равными перед
законом, если иное не предусмотрено
действующим законодательством
Украины (ст. 26 Конституции Украины).
Особенностью статуса
иностранцев и лиц без гражданства
является то, что с одной стороны,
им обеспечивают фактические и юридические
предпосылки для реализации прав
и свобод, а с другой - устанавливают
определенные ограничения, которые
полностью соответствуют нормам
международного права.
По своему статусу все
иностранцы в Украине делятся
на:
иностранных граждан, которые
на законных основаниях временно проживают
на территории государства или иммигрировали
на постоянное проживание. Иностранцы,
которые иммигрировали на постоянное
проживание или для временного трудоустройства,
получают удостоверения соответственно
на постоянное или временное проживание.
иностранцев, которые находятся
в Украине на другом законном основании,
считаются временно пребывающими в
Украине. В Законе четко определено,
при каких условиях иностранец может
получить разрешение на иммиграцию и
иммигрировать на постоянное жительство.
Это возможно, если:
имеет в Украине законное
источник существования;
находится в близких родственных
отношениях с гражданами Украины;
находится на содержании гражданина
Украины;
имеет на своем иждивении
гражданина Украины;
в других предусмотренных
законом Украины случаях.
Согласно Конституции
Украины и Закона "О правовом
статусе иностранцев" иностранцам
и лицам без гражданства может
быть предоставлено убежище. Также
иностранцы могут быть получить статус
беженцев по основаниям и в порядке,
предусмотренных Законом Украины
"О беженцах" от 24 декабря 1993 г.
Вопрос о предоставлении статуса
беженца решают в пределах своей
компетенции органы миграционной службы
Министерства Украины по делам национальностей
и миграции в Республике Крым, областях,
городах Киеве и Севастополе.
Закона "О правовом статусе
иностранцев" предусматривает возможность
натурализации иностранцев, то есть
приобретение гражданства Украины
по условий и оснований, определенных
Законом Украины "О гражданстве
Украины".
Законодательство Украины
предусматривает довольно большой
комплекс прав и свобод иностранных
граждан и лиц без гражданства,
находящиеся в Украине на законных
основаниях. Иностранцы имеют право
на отдых, охрану здоровья, жилье, участие
в объединениях граждан, но они не
могут быть членами политических
партий Украины.
Также иностранцы могут заниматься
инвестиционной, внешнеэкономической
и другими видами предпринимательской
деятельности, предусмотренной законодательством
Украины. Иностранцы имеют право
на трудовую деятельность в Украине,
но не могут назначаться на некоторые
должности или заниматься определенной
трудовой деятельностью, если в соответствии
с законодательством Украины
это связано с принадлежностью
к гражданству Украины.
В судопроизводстве иностранцы
как участники процесса, пользуются
такими же правами, что и граждане
Украины.
На иностранцев не распространяется
всеобщая воинская обязанность. Также
иностранцы в Украине не обладают
избирательными правами, то есть они
не могут избирать и быть избранными
в органы государственной власти
и самоуправления, не могут участвовать
в референдумах.
Иностранцы могут въезжать
в Украину по действительным национальным
паспортам или документам, их заменяющим.
При этом они должны получить въездную
визу, если иное не предусмотрено законодательством
Украины. В Законе существуют определенные
ограничения относительно въезда в
Украину иностранцев и их выезда
из Украины. Законодательство Украины
предусматривает ответственность
иностранцев за совершенные преступления,
административные или иные правонарушения.
Для иностранцев, наряду с другими
видами ответственности, предусмотрено
сокращение срока временного прибывания
в Украине, а также выдворение
за пределы Украины.
Положения Закона "О правовом
статусе иностранцев" учитывают
установленные законодательством
Украины и международными договорами
привилегии и иммунитет, которые
предоставляются сотрудникам дипломатических
представительств и работникам консульских
учреждений иностранных государств
в Украине, а также другим лицам.
То есть для указанных категорий
лиц законодательством предусмотрен
режим наибольшего благоприятствования.
Для всех остальных категорий
иностранцев определены национальный
режим, предусматривающий, что иностранцы
не только уравнены в правах с гражданами,
за исключением политических прав,
но и на них возлагаются определенные
обязанности. Подобная практика полностью
соответствует международно-правовым
документам в области прав человека,
социальной защиты и другое. В этом
Законе под сроком "беженец" понимается
иностранец (иностранный гражданин или
лицо без гражданства), что вследствие
обгрунтованих опасений стать жертвой
преследований за признаками расовой,
национальной принадлежности, отношение
к религии, гражданства, принадлежности
к определенной социальной группе илиd
политических убеждений вынужденный оставить
территорию государства, гражданином
которой он есть (или территорию страны
своего постоянного проживание), и не может
или не желает пользоваться защитой этой
государства вследствие указанных опасений
и относительно которого в порядке и при
условиях, определенных этим Законом,
приняты решения о предоставлении нему
статуса беженца.
Лицо, которое подало заявление
о предоставлении статуса беженца,
имеет
право на: временное трудоустройство
или обучение; медпомощь и социально-бытовые
услуги; пользование жильем, предоставленным
в пункте временного размещения к
решению вопроса о предоставлении
статуса беженца, но на срок не большее
трех месяцев; свободное исповедование
своей религии. Лицо, которое подало
заявление о предоставлении статуса
беженца, обязанная: подать в соответствующий
орган миграционной службы сведения,
необходимые для решения вопроса
о предоставлении статуса беженца;
при получении направления органа
миграционной службы отбыть к определенному
месту временного проживания и в
трехдневный срок зарегистрироваться
в местном органе внутренних дел;
придерживать установленного действующим
законодательством порядка пребывание
на территории Украины; проходить медицинский
обзор на требование органов здравоохранения.
Лицо, которое получило статус беженца,
имеет право на: выбор места
временного проживания из предложенного
ей миграционной службой перечня
населенных пунктов и передвижение
на территории Украины при условиях
соблюдения правил, установленных для
иностранцев; работу за наймом или на
предпринимательскую деятельность,
приобретение в собственность имущества
при условиях, предусмотренных законодательством
Украины для иностранцев; здравоохранение
и отдых в порядке, предусмотренному
законодательством для граждан
Украины; получение денежной помощи,
пенсий и других видов социального
обеспечения в порядке, определенному
Кабинетом Министров Украины; пользование
жильем, предоставленным в месте
временного проживания; обучение в
порядке, предусмотренному законодательством
Украины для иностранцев; пользование
достояниями культуры; свободу совести
и свободное отправление религиозных
обрядов; неприкосновенность лица, жилья,
охрану законом личного жизнь, тайны
переписки, телефонных разговоров и
телеграфных
сообщений; судебная защита
от посягательств в честь и
достоинство, жизнь и здоровье, личную
свободу и жилье, а также защита
имущественных и неимущественных
прав; вступление к легализованным
общественным организациям соответственно
№5))) Местное самоуправление
в Украине конституционно определен как
право территориальной общины самостоятельно
решать вопросы местного значения, которое
осуществляется ею как непосредственно,
так и через органы местного самоуправления:
сельские, поселковые, городские советы
и их исполнительные органы (ст. 140 Конституции
Украины).
Право и способность территориальной
громады (далее общины) по решению
этих вопросов, что впервые установлено
Законом Украины "О местном
самоуправлении в Украине" от 21.05.1997
г. (далее Закон о местном самоуправлении),
означают: