Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:08, курсовая работа
Термин "публичная власть" в законодательстве РФ напрямую не закреплен. Можно лишь обозначить ее отдельные характеристики, которые получают свое последовательное развитие в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Публичную власть тем не менее можно определить следующим образом - это институционализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы определенного территориального сообщества и служащая цели сохранения и развития данного сообщества в качестве целостной системы в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением
--------------------------
<1> См.: Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 12. С. 7 - 9; Ишеков К.А. Становление региональной системы разделения властей в России: начальный этап // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 17. С. 36 - 39.
<2> См.: Гончаров В.В. О роли регионального конституционного правосудия в укреплении исполнительной вертикали власти и преодолении центробежных тенденций в государственном управлении // Российский судья. 2010. N 2. С. 36 - 40.
<3> См.: Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. N 2. С. 29 - 33.
-
место региональной системы
-
характер и условия
-
как соотносятся понятия "
- должна ли структура системы разделения властей в регионах соответствовать структуре системы разделения властей федерального уровня;
-
каким образом различие
Региональная система разделения властей не является обособленной совокупностью элементов, а играет роль "системы внутри системы". Различные уровни взаимосвязей элементов единой системы разделения властей позволяют говорить о необходимости ее деления на две подсистемы: федерального и регионального уровней. Для удобства их следует назвать системами. Их постоянное взаимовлияние очевидно и неизбежно. Конституционной основой самостоятельности каждой из систем является провозглашаемое Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также провозглашаемая статьей 10 Конституции РФ самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти <4>. В реализации положений о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ проявляется взаимодействие двух систем.
--------------------------
<4> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом внесенных поправок) // СПС "КонсультантПлюс".
Особая взаимосвязь региональной системы разделения властей и системы разделения властей федерального уровня прослеживается в особенностях построения системы исполнительной власти Российской Федерации. Существование системы исполнительной власти делает возможным взаимодействие систем разделения властей различного уровня, с одной стороны, и неизбежность этого взаимодействия, с другой стороны. Указанное взаимодействие проявляется прежде всего в оптимизации на региональном уровне структуры органов исполнительной власти специальной компетенции в соответствии и с учетом компетенции органов исполнительной власти федерального уровня.
Так, например, действуя в рамках системы разделения властей регионального уровня - уровня Орловской области, Управление по тарифам Орловской области взаимодействует с действующей в рамках федеральной системы разделения властей Федеральной службой по тарифам. Необходимо отметить, что указанный пример взаимодействия не является единичным. Правовой базой указанного взаимодействия прежде всего выступает наличие провозглашаемого в рамках российской Конституции взаимодействия между органами федерального уровня власти и регионального по предметам совместного ведения <5>.
--------------------------
<5>
Постановление Правительства
Региональная система разделения властей существует в рамках субъекта РФ. Соответственно число региональных систем разделения властей равно числу субъектов РФ. В то время как федеральная система разделения властей единственна в своем роде.
Региональная система разделения властей представляет собой совокупность элементов, характеризующих образуемые на основе конституционного принципа разделения властей взаимосвязи органов государственной власти субъектов Российской Федерации различной компетенции.
Согласно
современной законодательной
--------------------------
<6> Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области к Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
Однако в пользу уникальности структуры системы разделения властей каждого субъекта Федерации говорит и формулировка ряда норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ N 184-ФЗ). В преамбуле ФЗ N 184-ФЗ указывается, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом <7>. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации <8>.
--------------------------
<7> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Там же.
Ключевой проблемой региональной государственности в Российской Федерации является создание так называемой эффективной совокупности элементов системы сдержек и противовесов - важнейшего элемента региональной системы разделения властей.
Указанное
понятие в теории конституционного
права как России, так и зарубежных
стран преимущественно
--------------------------
<9> См., например: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2008.
Элементами региональной системы сдержек и противовесов выступают:
- парламентский контроль;
-
право законодательного органа
на формирование
-
назначение на должность
-
ответственность
- конституционный контроль.
На настоящий момент можно говорить, что основа исследуемой системы практически в полной мере повторяет аналогичную, созданную на федеральном уровне государственной власти. Однако степень "зрелости" и "легализации" ряда ее элементов делает ее порой крайне отличной.
Сущность
парламентского контроля на уровне субъектов
Федерации была раскрыта в одном
из исследований К.А. Ишекова. Ученым выделяются
два важнейших направления
--------------------------
<10> Ишеков К.А. Некоторые направления парламентского контроля: уровень субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 60 - 63.
<11> Макоев А.В., Хамуков А.В. Институт парламентского контроля над исполнительной властью в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 5.
Право законодательного органа на формирование исполнительного органа власти субъекта Федерации нашло закрепление в конституциях (уставах) многих субъектов РФ. Однако, как показала практика закрепления данного важнейшего элемента региональной системы сдержек и противовесов, нередки случаи нарушения принципа разделения властей. Как указывал Конституционный Суд РФ <12>, само по себе это право законодателя как один из элементов системы сдержек и противовесов, дающее ему возможность влиять на исполнительную власть, не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Важно, однако, как эта возможность конкретизируется в уставе.
--------------------------
<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
Вопрос присутствия в региональной системе сдержек и противовесов элементов конституционного контроля со стороны конституционных (уставных) судов субъектов Федерации в настоящее время является дискуссионным в науке конституционного права. Достаточно спорным, на наш взгляд, является вопрос о принадлежности судебных органов к региональной системе разделения властей. Однако основной проблемой остается отсутствие юридически закрепленной взаимосвязи и взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и органов судебной власти, с другой стороны. Кроме того, суды в региональной системе разделения властей призваны играть особую роль, а именно роль некоего арбитра в спорах государственных органов субъектов. Последнее, в свою очередь, совершенно не характерно для иных ветвей государственной власти субъекта. Соответственно можно говорить о том, что региональную систему разделения властей фактически на данный момент составляют две ветви власти. В этой связи не случайна структура законодательных актов различных уровней, регулирующих основы построения системы органов государственной власти субъектов Федерации. В ряде основных законов субъектов РФ совершенно нет упоминания о том или ином взаимодействии органов судебной власти и иных ветвей власти субъектов РФ. Так, А.М. Цалиев отмечал, что в России, являющейся федеративным государством, абсолютное большинство ее субъектов при наличии законодательной возможности и социальной необходимости не спешат с образованием у себя конституционных (уставных) судов <13>. Действительно, лишь незначительная доля текстов основных законов субъектов РФ содержит положения о создании на территории субъекта конституционного (уставного) суда. Кроме того, в ряде субъектов существование конституционного (уставного) правосудия ограничивается лишь нормами, закрепленными в основном законе субъекта, фактически же данные суды не созданы либо некогда существовали, но прекратили существование.
Информация о работе Споры о компетенции между органами публичной власти