Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:08, курсовая работа
Термин "публичная власть" в законодательстве РФ напрямую не закреплен. Можно лишь обозначить ее отдельные характеристики, которые получают свое последовательное развитие в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Публичную власть тем не менее можно определить следующим образом - это институционализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы определенного территориального сообщества и служащая цели сохранения и развития данного сообщества в качестве целостной системы в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением
Власть общественных объединений некоторые ученые называют "корпоративной властью" <15>, а также общественной властью. Можно сказать, что эти два понятия являются в науке тождественными. Общественная власть - это власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также внутренних подразделений. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Участники общественных объединений обязаны соблюдать все внутренние правила, иначе могут быть применены общественные санкции. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <16> общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
--------------------------
<15>
Югов А.А. Правовые основы
<16>
Собрание законодательства РФ. 1995.
N 21. Ст. 1930.
Такая власть обладает рядом признаков:
-
действия и решения,
- неиспользование насильственных мер принуждения;
-
деятельность органов
- субъектами такой власти могут выступать в основном граждане РФ, но в некоторых объединениях также и иностранцы и лица без гражданства.
При
этом особым субъектом власти общественных
объединений являются государственно-общественные
объединения. Статья
51 Федерального
закона "Об общественных объединениях"
предусматривает принятие федеральных
законов о государственно-общественных
и общественно-государственных объединениях.
Государственно-общественные объединения
создаются по инициативе государства,
основаны на членстве, находятся в тесном
взаимодействии с органами государственной
власти и даже могут являться частью государственного
механизма. Это могут быть различные палаты,
комиссии, советы, которые обладают определенным
кругом полномочий в сфере регулирования
общественной жизни. Например, Общественная
палата Российской Федерации - орган прямого
демократического участия граждан, созданный
с целью вовлечения граждан в процесс
принятия государственно значимых решений,
а также для осуществления общественного
контроля за деятельностью государственных
органов, органов местного самоуправления,
а также других органов публичной власти.
Споры о
компетенции между органами публичной
власти
Для понимания сути спора о компетенции между обозначенными органами публичной власти необходимо определиться с тем, что представляет собой компетенция, какие элементы входят в содержание данного понятия.
В
настоящее время в
--------------------------
<17>
Утратил силу в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
от 4 июля 2003 г.
В качестве базового в современной науке конституционного права принимается определение, предложенное Ю.А. Тихомировым, а именно - "компетенция есть комплекс легально установленных способов осуществления публичных функций" <18>. С.С. Собянин считает, что "компетенция предстает как совокупная характеристика властных возможностей органов и должностных лиц государственной (иной публичной) власти, определяющая, какие управленческие действия, с какой степенью самостоятельности и в каких сферах они вправе совершать" <19>.
--------------------------
<18>
Тихомиров Ю.А. Теория
<19>
Собянин С.С. Разграничение
Ю.А.
Тихомировым выделяются типичные предметы
ведения как элемент
1)
сферы государственной и
2)
политический курс и
3) юридические действия;
4) материальные объекты;
5) финансово-денежные средства;
6)
государственные и иные
7) руководители, должностные лица;
8) правовые акты (с учетом их иерархии) <20>.
--------------------------
<20>
Тихомиров Ю.А. Теория
компетенции
// Журнал российского права. 2000. N 10. С. 22
- 24.
По своей сути это перечисление групп вопросов, которые могут решаться различными субъектами права.
Споры о компетенции между органами публичной власти давно уже стали неотъемлемой частью российской действительности. Более того, немалая часть юридических противоречий, возникающих в нашем обществе, обусловлена именно нарушениями органами власти своей компетенции. Как отмечает П.В. Лазарев, "такие споры могут быть связаны с вторжением одного органа в компетенцию другого, присвоением чужих полномочий посредством издания акта (нормативного или правоприменительного) или совершения действия правового характера, с уклонением органа от осуществления собственной компетенции или игнорированием компетенции другого органа при решении вопроса совместного ведения" <21>.
--------------------------
<21>
Комментарий к Конституции
Ю.А. Тихомиров отмечает, что компетенционный спор означает несовпадение отдельных позиций и действий субъектов компетенции с их предполагаемыми (нормативными, модельными) действиями и решениями. Чаще всего это связано с решением ситуационных задач и содержательными действиями (финансовыми, материальными и т.п.) <22>.
--------------------------
<22>
Тихомиров Ю.А. Теория
Конституционно-правовой спор о компетенции - это разногласие, противоречие между субъектами конституционно-правовых отношений по поводу компетенции <23>. Е.К. Замотаева называет споры о компетенции "сложными", так как в них интересы органов и должностных лиц различных уровней и ветвей власти настолько тесно переплетаются с интересами граждан, организаций, общественных объединений и иных субъектов права, что порой трудно отделить одно от другого. В таких ситуациях суды или другие уполномоченные органы рассматривают конституционно-правовые споры, предметом которых являются требования защиты различных по своей природе и направленности интересов <24>.
--------------------------
<23> Кобзарь Д.А. Судебное разрешение конституционно-правовых споров о компетенции в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 23.
<24>
Замотаева Е.К. Конституционно-
Конституционно-правовые
споры о компетенции могут возникать между
органами публичной власти, осуществляющими
деятельность на одном территориальном
уровне (федеральном, субъекта Федерации,
административно-
О.В. Брежнев в своей статье "Споры о компетенции между органами власти как объект судебного конституционного контроля" выделяет несколько видов споров о компетенции, возникновение каждого из которых имеет определенные правовые предпосылки:
1.
Споры о компетенции,
2. Споры о компетенции в сфере федеративных отношений.
3.
Споры о компетенции в сфере
соотношения полномочий
--------------------------
<25>
Брежнев О.В. Споры
о компетенции между органами власти как объект судебного
конституционного контроля // Конституционное
и муниципальное право. 2005. N 4. С. 35.
Конституционно-правовые
споры о компетенции имеют
различные последствия в
1) выход государственного органа за рамки своей компетенции и реализация им полномочий, которые вообще не могут осуществляться органами публичной власти;
2)
реализация государственным
3)
уклонение государственного
--------------------------
<26> Там же.
При этом в данном случае все внимание уделяется именно компетенции органов государственной власти, которая является видом публичной власти. В данную группу могут входить споры с участием так называемых специальных органов, имеющих конституционный статус, об их компетенции (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т.д.).
Споры
о компетенции могут
--------------------------
<27>
Замотаева Е.К. Судебный нормоконтроль
как способ преодоления экономических
конфликтов // Право и экономика. 2003. N 9.
С. 4.
При
этом абстрактный нормоконтроль
возможен только в форме конституционного
и административного
В частности, для обращения с ходатайством в Конституционный Суд РФ три основания считаются необходимыми - нарушение конституционного разграничения компетенции между органами государственной власти, нарушение определенной Конституцией РФ и договорами компетенции заявителя, уклонение органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности.
В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.
Информация о работе Споры о компетенции между органами публичной власти