Специальные административно правовые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В данных условиях начинают применяться комплексы специальных государственно-управленческих и административно-правовых мер – административно-правовые режимы. Главная цель режимов – предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере общей безопасности страны. Необходимость применения административно-правовых режимов относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.

Содержание

Введение 3
Глава1. Понятие и правовое регулирование административно-правовых 4
режимов 4
1.1 Режим чрезвычайного положения 11
1.2 Режим военного положения 14
1.3 Режим чрезвычайной ситуации (особый режим) 18
1.4 Режим закрытых административно - территориальных образований 21
Заключение 24
Библиографический список :

Работа содержит 1 файл

Курсовая Адм пр.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

      - система контроля и надзора  за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся сплошная, и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, меры пресечения и меры ответственности;

      - организационно-техническое обеспечение  соблюдения установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности и т.д.

      Основными признаками специальных административно-правовых режимов является:

      - сфера их применения – сфера  деятельности публичной администрации,  в связи с выполнением органами  исполнительной власти и местного  самоуправления своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту;

      - предписания, образующие режимные  правила, как правило, состоят  из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц;

      - обязательными субъектами САПР  являются органы исполнительной власти;

      - при регулировании правоотношений, возникающих между населением  и публичной администрацией по  поводу соблюдения режимных правил  применяется административно-правовой  метод воздействия;

      - нарушение правил режима влечет за собой меры административного наказания и дисциплинарного взыскания.

      Во  всех специальных административно-правовых режимах следует различать две  взаимосвязанных стороны:

      - первая, содержательная, включает причины,  цели осуществления режима, его  организационные, экономические элементы, связанные с ним действия;

      - вторая, формальная или юридическая  сторона – это на какой срок, на какой территории устанавливается  режим, процедура его введения, отмены, изменения, система «режимных»  обязанностей и прав.

      Во  время САПР используется специальный административный инструментарий, который образует режимные приемы регулирования. Это:

      - во-первых, территория (объект) закрытого  административно-территориального  образования делится на определенные  взаимосвязанные между собой зоны, в которых действуют особые правила;

      - во-вторых, создаются специальные  постоянные или временные органы, на которые возлагаются обязанности  по применению административных  мер для обеспечения соблюдения  режимных правил, контроля процесса  реализации прав и обязанностей физическими и юридическими лицами;

      - в-третьих, создаются особые режимные  правила жизнедеятельности населения,  пребывания и передвижения по  режимной территории, пользования  имуществом, земельными участками, пропускной режим; правила введения хозяйственной деятельности. Это могут быть правила обращения с имуществом, запрещение отдельных видов деятельности, обязанности проведения охранных, защитных и спасительных мероприятий;

      - в-четвертых, закрепление правового  положения объекта (носителя режима) – особого статуса заповедника, закрытого административно-территориального образования, документа, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

      САПР  предоставляют органам власти возможность  эффективно действовать в различных  социальных ситуациях, обеспечивая реальное выполнение ими своих функций, а с другой стороны, являются правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций в этих ситуациях. Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому эти ограничения не должны быть чрезмерными и устанавливаться только законом.

      САПР  можно рассматривать как институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция  РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы и нормативные акты субъектов РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

      Таким образом, правовой режим тесно связан с юридическими нормами, объектами  особой деятельности, временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов.

      Отдельные виды специальных административно-правовых режимов будут рассмотрены более подробно.

 

       1.1. Режим чрезвычайного положения

 

      Наиболее  характерным с точки зрения выраженности всех основных черт и элементов административно-правовых режимов является режим чрезвычайного положения.

      В ст. 56 Конституции Российской Федерации  определено, что:

      - данный режим вводится для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя;

      - правовое регулирование режима чрезвычайного положения должно осуществляться федеральным конституционным законом;

      - в условиях режима чрезвычайного  положения могут устанавливаться  отдельные ограничения прав и свобод;

      - эти ограничения вводятся с  указанием пределов срока их действия;

      - режим чрезвычайного положения  может вводиться как на всей  территории Российской Федерации,  так и на части ее территории.

      Обстоятельства, при которых может  вводиться режим  чрезвычайного положения:

      - попытки насильственного изменения  конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

      - чрезвычайные ситуации природного  и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно - спасательных и других неотложных работ.

      В указе Президента обязательно должны быть указаны:

      - обстоятельства, послужившие основанием  для введения ЧП;

      - обоснование необходимости введения  ЧП;

      - границы территории, на которой  вводится ЧП;

      - силы и средства, обеспечивающие  режим ЧП;

      - перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

      - государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;

      - время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

      Срок действия ЧП, вводимого на всей территории страны, не может превышать 30 суток, а вводимого на части территории РФ – не более 60 суток. При необходимости продление установленных сроков действия режима ЧП производится указом Президента РФ.

      На  территории, на которой  введено ЧП, указом Президента РФ может  вводиться особое управление этой территорией  путем создания:

      - временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП;

      - федерального органа управления  территорией, на которой введено  ЧП.

      Органы  особого управления территорией  вправе издавать в пределах своих  полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП.

      Исходя  из вышеизложенного, можно прийти к  выводу, что режим чрезвычайного положения допускает использование как традиционных, так и особых административно-правовых мер. И требуется серьезное государственное отношение к ним, чего не наблюдалось в период драматических событий в Чечне в 1994-1997 гг. Как известно, указами Президента и постановлениями Правительства РФ были введены отдельные элементы чрезвычайного положения, к тому же весьма непоследовательно и с нарушением законности. Это дало основания Конституционному Суду РФ признать в 1995 г. часть из них не соответствующими Конституции.

 

       1.2. Режим военного положения

 

      Федеральный закон «Об обороне» (от 31.05.1996) также содержит элементы административно-правовых режимов обеспечения стабильности государства. Так, раздел V посвящен состоянию войны, военному положению, мобилизации, территориальной обороне, гражданской обороне. Каждое из этих государственных состояний вводится в конституционном порядке в соответствии с законом Президентом РФ с участием Совета Федерации.

      Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

      Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

      Период  действия военного положения начинается с даты и времени, установленных указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

      В период действия военного положения  могут в той мере, в какой  это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно -правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

      Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны, привлекаются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

      Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены:

      - обстоятельства, послужившие основанием  для введения военного положения;

      - дата и время, с которого  начинает действовать военное  положение;

      - границы территории, на которой  вводится военное положение.

      Указ  Президента Российской Федерации о  введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию  по каналам радио и телевидения, официальному опубликованию и передаче в кратчайшие сроки на утверждение  Совета Федерации.

      Вопрос  об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

Информация о работе Специальные административно правовые режимы