Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа
В данных условиях начинают применяться комплексы специальных государственно-управленческих и административно-правовых мер – административно-правовые режимы. Главная цель режимов – предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере общей безопасности страны. Необходимость применения административно-правовых режимов относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.
Введение 3
Глава1. Понятие и правовое регулирование административно-правовых 4
режимов 4
1.1 Режим чрезвычайного положения 11
1.2 Режим военного положения 14
1.3 Режим чрезвычайной ситуации (особый режим) 18
1.4 Режим закрытых административно - территориальных образований 21
Заключение 24
Библиографический список :
Министерство образования и науки РФ
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Региональный институт педагогического образования и дистанционного
обучения
Курсовая
работа
Специальные
административно-правовые
режимы
Выполнила: студентка гр.431 Ш
Дюрягина
Оксана Сергеевна
Проверил: преподаватель к.и.н.
Рудометова
Ирина Владимировна
Шумиха 2011 год
Во
многих государствах имеются законы
и другие нормативные правовые акты,
которые начинают действовать лишь
при наступлении определенных обстоятельств.
К ним относятся события
В
данных условиях начинают применяться
комплексы специальных
Изучение нормативных правовых документов показывает, что регламентация административно-правовых режимов еще не отлажена должным образом. В тематических законах, указах, постановлениях не всегда четко выделяются и фиксируются элементы того или иного режима. Подчас не выявлены специальные или дополнительные полномочия государственных органов в связи с реализацией того или иного режима. В ряде случаев для административно-правовых режимов нужны как общие регулирующие акты, так и специфические.
Поэтому в данной курсовой работе на основании действующего законодательства рассматривается понятие, сущность, классификация и содержание наиболее важных специальных административно-правовых режимов: чрезвычайного и военного положения, чрезвычайной ситуации, охраны государственной границы, закрытого административно - территориального образования.
В
сфере государственного управления
широкое распространение
Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами особой деятельности (оборот наркотических веществ, эксплуатация автотранспортных средств, ввоз и вывоз культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов.
Режимы могут быть межотраслевыми, т.е. урегулированными несколькими отраслями права (законности, предпринимательства и др.) и отраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми и др.)
Правовой
режим – очень широкое
Понятие режима несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.
Д.Н. Бахрах понимает административно-правовой режим как «...определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, когда субъекты правоотношений занимают юридически неравное положение». По его мнению, обязывания и запреты выражают юридическую энергию государственного органа, который допускает широкий спектр дозволений и льгот.
И здесь в полной мере не выявляется специфика административно-правовых режимов, поскольку они как бы сливаются в общее русло регулирования. В то же время автор, выделяя режимы территорий, отдельных объектов и документов, видов деятельности, делает акцент на их «чрезвычайном», «экстраординарном» характере.
Назначение административно-правовых режимов – регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся:
-
правовые акты и нормы,
-
уполномоченные
- детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений;
-
строгая система контроля и
ответственности за
-
более широкое применение
-
наличие специальных
Административно-правовые режимы регулируются двояким образом. Они либо являются составной частью более общих тематических законов и подзаконных актов, либо выражаются в специальных актах. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии конкретно-оперативных распорядительных указаний, приказов и распоряжений.
Классификация административно-правовых режимов
Связанные
с преодолением негативных ситуаций,
административно-правовые режимы разделяются
в своем действии: по времени, пространству,
кругу субъектов
Существуют
административно-правовые режимы, которые
имеют предупредительную направленность
и характеризуются непрерывным действием
на ограниченной территории в отношении
более или менее постоянного круга субъектов
административного права. Это, в частности,
режим Государственной границы Российской
Федерации или закрытого административно-
Административно-правовые
режимы можно различать по территориальному
критерию: общегосударственные (секретности
и др.), региональные (закрытого административно-
По времени действия режимы могут быть постоянные и временные, ситуационные (например, чрезвычайного положения). В ряде случаев можно различать режимы по объектам деятельности: заповедников, ядов, валюты.
В зависимости от порядка их введения можно также делить их на централизованные и децентрализованные.
Во
всех специальных административно-
По критерию цели согласно классификации, предложенной Ю.А. Тихомировым, режимы можно разделить на три большие группы:
Первая группа – административно-правовые режимы для обеспечения стабильности государства (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности).
Вторая группа включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т.д.).
Третья группа режимов содержит учетно-легализующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к разрешенным видам деятельности.
Очевидно, что правовые режимы определенных видов деятельности могут изменяться. Так, например, визовый режим пересечения границы России и других государств может стать безвизовым и наоборот.
Разновидностью правовых режимов являются специальные административно-правовые режимы (САПР), действующие в сфере публичного права и служащие целям обеспечения конституционной безопасности России.
Основные
задачи специальных административно-
-
обеспечение конституционной
-
обеспечение функционирования
-
определения порядка
-
установление порядка
-
обеспечение прав граждан и
организаций в условиях
- нормализация обстановки, восстановление правопорядка;
-
создание условий для
САПР устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта. Это достигается при помощи следующих средств:
-
дополнительные запреты,
-
специальные административные
- разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнение хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает его нецелесообразным;
Информация о работе Специальные административно правовые режимы