Современная демократическая система государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы являются теоретические аспекты организации государственного управления в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы государственного управления, ее функции;
- изучить государственное управление в России;
- охарактеризовать систему органов государственной власти;
- изучить методы государственного регулирования экономики;
- выявить механизм регулирования социальной сферы государства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты организации государственного управления в России 6
1.1 Понятие системы государственного управления, ее функции 6
1.2 Система органов государственной власти 14
2 Современная демократическая система государственного управления в РФ 22
2.1 Административная реформа исполнительной власти 22
2.2 Политико-территориальная структура государственного управления в РФ 29
2.3 Государственная служба 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46

Работа содержит 1 файл

кур.раб. система гос.управления.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Функции государства  реализуются как функции государственного управления с помощью системы и аппарата управления. Функции государства и государственного управления  являются тождественными, но не идентичными понятиями. Государственное управление предполагает активное воздействие на управляемые объекты. Каждую функцию управления можно разложить на подфункции.  Для их реализации создаются необходимые организационные структуры, по своему воздействующие на систему с помощью планирования, организации дела, регулирования, координации, контроля, стимулирования и других рычагов.

Управленческие ресурсы  могут быть рационально использованы при наличии ясной, реалистической, мобилизующей цели преобразований, сильной воли у государственного аппарата к ее достижению. Поэтому наиболее ответственной функцией государства и государственного управления является стратегическое планирование.

Долгосрочная стратегия определяет, в рамках какой системы, куда и какими путями пойдет развитие страны, под каким флагом каких убеждений и ценностей. Микростратегия формулирует выбор применительно к отдельным направлениям экономической, социальной и духовной жизни.

Стратегия придает осмысленность всем функциям управления и государственной политике. Она раскрывает среднесрочную и долгосрочную перспективы, ориентирует на решение ключевых задач, от которых зависит возможность общественного прогресса.

Стратегическое планирование реализуется в различных прогнозных и плановых документах: краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития страны, комплексные программы реформирования отдельных сфер, отраслей; перспективные финансовые планы, концепции решения важнейших народно-хозяйственных проблем.

Плановое управление объективно необходимо. И не только потому, что рынок никогда не достигнет  стадии саморегулирования, а потому, что он плану не противостоит, и  для рыночной экономики порядок  лучше хаоса, анархии. При правильно  организованном планировании  план вполне согласуется с частной инициативой, становится суммой инициатив, очищенных от вероятных ошибок и рисков.

В ряде отраслей большую актуальность приобретает долгосрочное планирование. В ближайшие 5-10 лет предстоит  обновить большую часть газопроводов, подвижного состава и другого оборудования, иначе техногенные катастрофы станут нормой. И нужно уже сейчас строить соответствующие заводы по металлообработке, готовить кадры, расширяя финансовую базу. Опыт нефтяной промышленности показывает, что частные компании не могут выступать координаторами развития отрасли2. Это под силу только государственному органу, обладающему стратегическим видением.

Большую актуальность приобретает  политическое прогнозирование и  планирование. Мощные государственные и научные центры выполняют самые ответственные задания органов власти. Политический прогноз базируется на идеологии, концепции развития политической  системы или отдельно взятого общественного движения. Политик должен уметь предсказывать, что произойдет завтра, через неделю, месяц, год, а затем объяснить, почему предсказание сбылось.

Еще одной функцией является реформирование общественного устройства.

Под реформой понимается имеющие системный, структурный, политический характер изменения, осуществляемые государством на основе законов и других нормативных актов. Имеется в виду переход к более совершенному порядку с помощью механизма государственного управления, самоорганизации и коллективного взаимодействия.

С 1992 года в Российской Федерации принято около 100 указов Президента РФ, подготовленных в Гарвардском институте международного развития, по вопросам рыночной экономики, приватизации, рынка капиталов, законодательства. При их разработке широко использовались рекомендации зарубежных организаций, специалистов, ученых.

В результате Россия стала  страной с крайне либеральной  идеологией, страна погрузилась в  продолжительный всеобщий социально-экономический  кризис: деградируют научно-техническая  сфера и высокотехнологические  отрасли промышленности, экономика функционирует за счет материальной базы, созданной в советское время. Реформы отбросили страну на десятки лет назад (не достигнут уровень 1990 г., в то время как Китай за 15 лет почти утроил ВВП). «Стратегия развития Российской Федерации на период до 2010 года» не стала прорывной, не открыла новых горизонтов.

В предложенной стратегии  очевидны три противоречия:

  1. Между провозглашением целей и недооценкой роли государственного механизма в их достижении.
  2. Между предложенными темпами прироста (5% в год) и темпами прироста, необходимыми для достижения уровня среднеразвитых стран, которые определены Президентом РФ как удвоение ВВП за 10 лет (8%).
  3. Между провозглашением сокращения дифференциации доходов населения  и сохранением несправедливого распределения национального дохода; между либеральным (ориентир стратегии) и социальным (норма Конституции РФ) государством.

Таким образом, вся история России является поиском варианта лучшего устройства общества, доктрины существования и процветания государства. Наиболее видные экономисты-рыночники Запада не рекомендовали для России радикальный путь реформ по какой-либо готовой модели. По мнению Д.Сакса, в России «характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Страна, несомненно, создаст свою собственную российскую модель экономики, даже если примет законодательство, идентичное законодательству другой страны»3.

1.2 Система органов государственной власти

 

 Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов  РФ (рис.1).



 


 

 

 

 

 


 



 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура  федеральных органов власти

 

 

Действуют также организации, не входящие непосредственно в систему  органов государственной власти, но  выполняющие разнообразные  государственные и общественные функции; к ним относятся прокуратура, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Общественная палата и др.

В большинстве демократических государств во главе исполнительной власти стоит президент (или премьер-министр). К основным полномочиям Президента РФ согласно Конституции РФ относятся следующие (ст. 83):

    • назначение с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ;
    • право председательства на заседаниях Правительства РФ;
    • принятие решения об отставке Правительства РФ;
    • представление Государственной думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также постановка вопроса об освобождении от должности;
    • назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ заместителей Председателя и федеральных министров;
    • представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ;
    • внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
    • назначение судей других федеральных судов;
    • формирование и руководство Советом Безопасности РФ;
    • утверждение военной доктрины РФ;
    • формирование Администрации Президента РФ;
    • назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;
    • назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
    • назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Бицефальность исполнительной власти в РФ выражается в том, что, как правило, Президент РФ непосредственно руководит двумя основными исполнительными органами: административным аппаратом и правительством.

В Российской Федерации в ведении  Президента РФ находится также руководство  полномочными представителями Президента в федеральных округах. Основными их задачами являются:

  • организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
  • организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
  • обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
  • представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Федеральное Собрание Российской Федерации  - это представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (один от законодательной и один от исполнительной власти). В целом Совет Федерации состоит из 178 человек4.

Компетенцию Совета Федерации  составляют следующие вопросы:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • значение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума избирается населением сроком на четыре года. Всего в думе 450 депутатов. К числу полномочий Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Главная сфера деятельности Федерального Собрания - законотворчество. Основные процедуры принятия законов прописаны в Конституции РФ, где установлено, что федеральные законы принимаются во взаимодействии трех государственных органов - Государственной думы, Совета Федерации и Президента РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, также федеральным судам по вопросам их ведения.

Первоначально федеральные  законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего количества депутатов и затем передаются в течение пяти дней в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать его, после чего подлежит обнародованию. Если же Президент отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон.

Особую процедуру принятия имеют федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон также в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Исполнительная ветвь государственной власти имеет более сложную структуру, это самая многочисленная по составу ветвь государственного управления. В России в органах исполнительной власти насчитывается около 500 тыс. человек.

Информация о работе Современная демократическая система государственного управления в РФ