Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть систему исполнительной власти в Российской Федерации, дать определения органов исполнительной власти на различных уровнях и раскрыть их полномочия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать общую характеристику исполнительной власти в России; рассмотреть структуру системы органов исполнительной власти РФ.
Введение
Вопрос
об исполнительной власти является одним
из труднейших вопросов правовой науки.
Реальные характеристики этой ветви
власти отражают состояние государственности
в данный момент в целом, позволяют
оценить потенциал и
Объектом исследования является комплекс общественных отношений складывающихся в процессе функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предметом данного исследования является роль и место системы органов исполнительной власти в современном государстве, взаимодействие исполнительной власти с другими ветвями государственной власти.
Цель данной работы рассмотреть систему исполнительной власти в Российской Федерации, дать определения органов исполнительной власти на различных уровнях и раскрыть их полномочия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать общую характеристику исполнительной власти в России; рассмотреть структуру системы органов исполнительной власти РФ.
Методологическую основу исследования составили современные методы научного познания, в том числе такие общенаучные методы, как диалектико-материалистический, исторический, анализ и синтез. Частнонаучные методы представлены системно-структурными и сравнительными методами. Методологической основой для выработки понятий и определений служили законы формальной логики.
Проблема
изучения правового статуса
В данной курсовой работе были использованы труды следующих авторов: Н.М.Конин, М.П.Петров, Л.Л.Попова, Д.Н.Бахрах, Б.Н.Габридчидзе, а также нормативные документы: Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Научная
новизна исследования заключается в том,
что впервые предпринята попытка системного
подхода к конституционно-правовому и
функциональному анализу деятельности
исполнительной власти. Новый Основной
закон государства внес существенные
изменения в легитимную основу исполнительной
власти России по сравнению с Конституцией
РСФСР 1978 г.
I Общая характеристика исполнительной власти в России
1.1. Понятие
и основные признаки
Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г. установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную1, данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное управление" ввела в оборот понятие "исполнительная власть". И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление, как о самой исполнительной власти, так и о реализующих её органах. Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти2.
Что
касается, например, республик, входящих
в состав РФ, то они самостоятельно
устанавливают систему
В уставах краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.
Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит упоминания об "исполнительных органах", о "государственных органах управления". А Указ Президента РФ "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" ст. 17 марта 1997 г. характеризует субъекты исполнительной власти как "органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление"3.
Очевидно, что во всех случаях речь идёт об одном и том же, а именно - о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных органах, в чью компетенцию входит практическая реализация её задач, функций и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно - об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти»4.
Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое название) органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. По мнению Г.Б.Романовского «в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа, она наиболее приближена к народу. Как отмечает профессор Д.Н. Бахрах, "она (исполнительная власть. - Прим. автора) необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности»5.
При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие особенности.
К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие моменты:
Управление представляет собой, таким образом, родовой знак исполнительной власти, так как она и осуществляется главным образом в форме управления по средствам многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление – это исполнительная власть в действии, явление ее подвластным управляемым субъектам.
При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие особенности.
Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
К этому следует добавить некоторые особенности проявления самостоятельности органов исполнительной власти. Имеется в виду, прежде всего значительный объем президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а так же недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.
Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ