Противодействие инсайдерской деятельности как метод укрепления финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ действующего законодательства и разработка предложений по совершенствованию методов и принципов регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг, направленного на повышение эффективности предпринимательства в этой сфере и экономики России в целом.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..........…….....................………...4

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ .................................................….…..9
Роль инсайдеров в предпринимательской деятельности
на российском рынке ценных бумаг........................................................................9
1.2. Государственное регулирование деятельности инсайдеров..................................26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ С УЧЁТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА......................................................................................37
2.1. Опыт регулирования деятельности инсайдеров в зарубежных странах ..............37
2.2. Формирование методов и принципов регулирования деятельности
инсайдеров на российском рынке ценных бумаг...........................................................69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………....……………………………………………...............…...77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………....................………...................80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом инсайдерская информация Щетинин.docx

— 406.16 Кб (Скачать)

-Государство выступает  крупнейшим эмитентом и заемщиком  на рынке ценных бумаг и  оказывает прямое влияние на  его количественные и качественные  характеристики.

-Государство является  крупнейшим владельцем ценных  бумаг российских организаций  и выступает крупнейшим продавцом  на рынке корпоративных ценных  бумаг.

-В области развития  инфраструктуры рынка ценных  бумаг государство проводит активную  политику поддержки инфраструктурных  проектов, включающую в себя:

1. участие в финансировании развития инфраструктуры рынка; создании единого депозитария;

2. участие в других формах поддержки инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения инвестиций международных финансовых организаций.

-Обеспечение макроэкономической  политики, стимулирующей приток  иностранных инвестиций, в том  числе за счет большей прозрачности, стабильности и ликвидности рынка.

-Государство содействует  развитию механизма саморегулирования  рынка ценных бумаг - созданию  и развитию саморегулирующих  организаций (НАУФОР, НФА, АУВЕР,  ПАРТАД и др.).

-Государство в лице  ФСФР осуществляет лицензирование  профессиональных участников рынка  ценных бумаг и видов их  деятельности. До 1996г. лицензировались  виды инвестиционных институтов (инвестиционный консультант, финансовый  брокер, инвестиционная компания, инвестиционный  фонд). С 1996г. в связи с выходом  постановления ФКЦБ №22 от 19.12.1996г.  лицензируются виды деятельности  профессиональных участников РЦБ:  брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая, деятельность по  управлению ценными бумагами, ведению  реестра (как исключительный вид  деятельности), организации торговли.32

Как отмечено в разделе 1.1. диплома, в рамках государственного регулирования рынка ценных бумаг и предотвращения на нем деятельности инсайдеров правительство России должно решить две основных задачи:

А) создать эффективную  нормативную базу,

Б) наделить орган государственного регулирования рынка ценных бумаг  более широкими полномочиями в сфере противодействия инсайдерской деятельности.

Международный опыт, показывает, что существует возможность эффективного противодействия инсайдерам. Однако большинство государств избрало путь именно разработки специальных законов, регламентирующих деятельность инсайдеров. Россия всё-таки тоже пошла по этому пути.

Рассмотрим  нормативную  базу, которая может быть использована в настоящее время в России для регулирования деятельности инсайдеров.

Самым главным законом, в  настоящее время, регулирующим инсайдерскую деятельность является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"33

Рассматриваемым законом впервые установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (главным образом, финансовым). Ранее регулирование указанных отношений носило фрагментарный характер в актах Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка РФ (ЦБ РФ) (например, Официальное разъяснение ЦБ РФ от 17.12.2004 N 31-ОР "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков", п. 5.4 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 N 07-102/пз-н).

Закон об инсайдерской информации устанавливает:

- определение понятия  инсайдерской информации;

- круг инсайдеров - лиц,  располагающих такой информацией;

- запреты на использование  данной информации при совершении  сделок, в том числе через третьих  лиц, путем рекомендаций на  ее основе;

- требования к ее раскрытию;

- требования по ведению  списков инсайдеров и предоставлению  сведений о совершенных ими  сделках, которые являются необходимыми  для предотвращения и выявления  соответствующих правонарушений  в данной сфере;

- полномочия ФСФР по  выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием такой  информации.

Кроме того, в Законе об инсайдерской информации определены признаки и критерии действий, признаваемых манипулированием рынком; установлен запрет на манипулирование  рынком, не ограниченный конкретным перечнем субъектов; предусмотрены полномочия ФСФР, которые распространяются также  и на выявление фактов манипулирования  рынком.

Закон об инсайдерской информации обязывает эмитентов, управляющие  компании, организаторов торгов и  других лиц принять правила доступа  к инсайдерской информации в целях  охраны ее конфиденциальности, а также  назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такой охраны.

Помимо этого рассматриваемый  Закон устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его  требований, в том числе вводя  новые составы в уголовный кодекс РФ  и кодекс об административных правонарушениях РФ.

Если информация имеет  коммерческую ценность, она именуется  коммерческой тайной. При этом определение  «коммерческий» не относится к содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду. Инсайдерская информация отличается и от служебной  тайны, и от коммерческой, и от банковской, прежде всего тем, что всякая тайна не может быть достоянием неограниченного круга лиц. А инсайдерская – «подлежит обязательному раскрытию», но через некоторое, довольно короткое время.

В качестве распространителей  инсайдерской информации выступают:

- эмитенты и управляющие  компании;

- хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара;

- организаторы торговли, клиринговые организации, а также  депозитарии и кредитные организации,  осуществляющие расчеты по результатам  сделок, совершенных через организаторов  торговли;

- профессиональные участники  рынка ценных бумаг и иные  лица, осуществляющие в интересах  клиентов операции с финансовыми  инструментами;

- лица, которые владеют  не менее чем 25% голосов в  высшем органе управления;

- члены совета директоров;

- федеральные органы исполнительной  власти, исполнительные органы государственной  власти, Банк России;

- имеющие доступ к инсайдерской  информации руководители федеральных  органов исполнительной власти;

- информационные агентства,  осуществляющие раскрытие или  предоставление информации;

- лица, осуществляющие присвоение  рейтингов;

- физические лица, имеющие  доступ к инсайдерской информации  на основании трудовых и гражданско-правовых  договоров.

В других законах, например в Законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке  ценных бумаг», термины «инсайдерская  информация» и «манипулирование рынком» понимаются в значении Закона N 224-ФЗ.

Необходимо отметить, что  не вся информация, составляющая служебную  или коммерческую тайну, относится  к инсайдерской. Факт наличия инсайдерской информации еще не является нарушением и посягательством на отношения  участников рынка ценных бумаг. Реализовать  потенциальную опасность, скрытую  в инсайдерской информации, возможно при условии ее использования  инсайдером.

В этом законе определяются и основные методы борьбы:

В деле борьбы с утечкой  инсайдерской информации следует руководствоваться  принципом «спасение утопающих  – дело рук самих утопающих». Прежде всего это дело службы внутренней безопасности. Вместе с тем ряд  рекомендаций дан Федеральной службой  по финансовым рынкам (информационное письмо от 27.01.2011 б/н) – в частности, к мерам защиты относятся:

- разработка и утверждение  порядка доступа к инсайдерской  информации, правил охраны ее  конфиденциальности;

- создание (определение,  назначение) структурного подразделения  (должностного лица), в обязанности  которого входит осуществление  контроля;

- обеспечение условий  для беспрепятственного и эффективного  осуществления созданным (определенным, назначенным) структурным подразделением (должностным лицом) своих функций.

Кроме того, необходимо:

- вести список инсайдеров;

- уведомлять лиц, включенных  в список инсайдеров, об их  включении в такой список;

- передавать список инсайдеров  организаторам торговли, через которых  совершаются операции с финансовыми  инструментами.

Также необходимо четко определить перечень информации, которая является инсайдерской. Залогом отсутствия фактов ее разглашения является определение  порядка доступа к информации, кроме того, лица, имеющие доступ, должны быть ознакомлены с локальными актами, регулирующими доступ к информации, под роспись. Компания также должна обеспечить необходимые организационные  и технические условия для  соблюдения лицами, имеющими доступ к  инсайдерской информации, установленного режима конфиденциальности. Например, необходимо вести журнал учета при  работе с конфиденциальной информацией; иметь помещение, предназначенное  для работы с конфиденциальной информацией; создать системы обеспечения  информационной безопасности (программы  защиты информации, коды доступы и  пр.). Кроме того, должно быть наличие  носителей конфиденциальной информации. Если, например, любой сотрудник  компании может использовать флеш-накопитель и имеет доступ к конфиденциальной информации на сетевом ресурсе, то говорить о наказании инсайдера не приходится.

Таблица 4. Юридическая ответственность

Вид нарушения

Правовая норма

Наказание

Уголовная ответственность

   

Манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через  средства массовой информации, в том  числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет), заведомо ложных сведений

Статья 185.3.

Манипулирование

Рынком34

Штраф – от 300000 до 500000 руб. или в размере зарплаты от 1 года до 3 лет либо лишение свободы  до 4 лет со штрафом или без  него с лишением права занимать должности или без

такового.

Для группы лиц - штраф от 500000 до1000000 руб. или в

размере зарплаты от 2 до 5 лет  либо лишение свободы от 2 до 7 лет  со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового

Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами

Статья 185.6*.

Неправомерное

использование

инсайдерской

информации

Штраф – от 300000 до 500000 руб. или доход от 1 года до 3 лет либо лишение свободы от 2 до 4 лет со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового.

Умышленная передача информации другому лицу  -  штраф от 500000 руб. до 1000000 руб. или в размере зарплаты или

иного дохода от 2 до 4 лет либо лишение свободы от 2 до 6 лет

со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового

Административная ответственность

   

Неправомерное использование инсайдерской

информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого

деяния

Статья 15.21.

Неправомерное

использование

инсайдерской

информации35

Штраф на граждан – от 3000 до 5000 руб. На должностных лиц  -

от 30000 до 50000 руб. или

дисквалификация от 1 года до 2 лет. На юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного

использования инсайдерской информации, но не менее 700000

Манипулирование

рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния

Статья 15.30.

Манипулирование

Рынком

Штраф – от 3000 до5000 руб.

На должностных лиц  -от 30000 до 50000 руб.  или дисквалификация от 1 года до 2 лет. На  юридических лиц суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате манипулирования

рынком, но не менее 700000 руб.


Что же касается Гражданско-правовой ответственности, то статья 7 закона №224 предусматривает следующие гражданско-правовые последствия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком:

- лица, которые в результате  неправомерного использования инсайдерской  информации и (или) манипулирования  рынком понесли убытки, вправе  требовать возмещения от лиц,  в результате действий которых  такие убытки были причинены  .

Следует отметить, что при  применении данной нормы, а также  ст. ст. 15.21, 15.30 КоАП РФ могут возникнуть сложности доказывания размера  данных убытков, по меньшей мере, до момента утверждения ФСФР методических рекомендаций по их расчету;

- совершение операций, сопровождающихся  использованием инсайдерской информации  и (или) являющихся манипулированием  рынком, не является основанием  для признания их недействительными  (п. 8 ст. 7).

Исходя из последней нормы, можно сделать вывод, что к  сделкам, совершенным с использованием инсайдерской информации и (или) являющимся манипулированием рынком, ст. 168 ГК РФ не применяется.

В целом можно назвать  позитивным принятие в 2010 году Закона N 224-ФЗ, регулирующего вопрос распространения  инсайдерской информации. Также важно  то, что определен перечень лиц, ответственных  за распространение инсайда. В этот перечень, в частности, включены федеральные  органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти, Банк России, что позволяет говорить, что нормы Закона распространяются не только на внутрифирменное регулирование, но и на внешних инсайдеров, в  том числе государственных чиновников. В число инсайдеров включены эмитенты и управляющие компании; хозяйствующие  субъекты, занимающие доминирующее положение  на рынке определенного товара в  границах РФ; организаторы торговли; клиринговые  организации, а также депозитарии  и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных  через организаторов торговли. То есть законодатель определил довольно широкий круг лиц, ответственных за распространение инсайдерской информации.

Еще одним позитивным моментом является усиление ответственности  за распространение инсайдерской информации.

Со всеми его позитивными  моментами есть и существенные недостатки.

 Закон N 224-ФЗ не распространяется на работников, которые уволились из компании и разгласили информацию. А именно такой случай является очень распространенным: работника переманивает другая компания, он увольняется и распространяет информацию. Когда уволившийся сотрудник забирает с собой клиентскую базу, какие-то контакты – это тоже инсайд. Ни для кого не секрет, что сотрудник, которого в кризис потенциально увольняли или могли уволить (это классика), уходя с работы, может унести максимум информации. Компании же в этом случае нужно доказать, что данное физическое лицо имело доступ к инсайдерской информации. Вместе с тем в законодательстве, информационных письмах не определен перечень доказательств, которые могут служить подтверждением как доступа, так и разглашения информации, и судебная практика по данному вопросу не сформирована.

Информация о работе Противодействие инсайдерской деятельности как метод укрепления финансовой системы Российской Федерации