Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ действующего законодательства и разработка предложений по совершенствованию методов и принципов регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг, направленного на повышение эффективности предпринимательства в этой сфере и экономики России в целом.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..........…….....................………...4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ .................................................….…..9
Роль инсайдеров в предпринимательской деятельности
на российском рынке ценных бумаг........................................................................9
1.2. Государственное регулирование деятельности инсайдеров..................................26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ С УЧЁТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА......................................................................................37
2.1. Опыт регулирования деятельности инсайдеров в зарубежных странах ..............37
2.2. Формирование методов и принципов регулирования деятельности
инсайдеров на российском рынке ценных бумаг...........................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………....……………………………………………...............…...77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………....................………...................80
ПРИЛОЖЕНИЯ
-Государство выступает
крупнейшим эмитентом и
-Государство является
крупнейшим владельцем ценных
бумаг российских организаций
и выступает крупнейшим
-В области развития
инфраструктуры рынка ценных
бумаг государство проводит
1. участие в финансировании развития инфраструктуры рынка; создании единого депозитария;
2. участие в других формах поддержки инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения инвестиций международных финансовых организаций.
-Обеспечение
-Государство содействует
развитию механизма
-Государство в лице
ФСФР осуществляет
Как отмечено в разделе 1.1. диплома, в рамках государственного регулирования рынка ценных бумаг и предотвращения на нем деятельности инсайдеров правительство России должно решить две основных задачи:
А) создать эффективную нормативную базу,
Б) наделить орган государственного регулирования рынка ценных бумаг более широкими полномочиями в сфере противодействия инсайдерской деятельности.
Международный опыт, показывает, что существует возможность эффективного противодействия инсайдерам. Однако большинство государств избрало путь именно разработки специальных законов, регламентирующих деятельность инсайдеров. Россия всё-таки тоже пошла по этому пути.
Рассмотрим нормативную базу, которая может быть использована в настоящее время в России для регулирования деятельности инсайдеров.
Самым главным законом, в настоящее время, регулирующим инсайдерскую деятельность является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"33
Рассматриваемым законом впервые установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (главным образом, финансовым). Ранее регулирование указанных отношений носило фрагментарный характер в актах Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка РФ (ЦБ РФ) (например, Официальное разъяснение ЦБ РФ от 17.12.2004 N 31-ОР "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков", п. 5.4 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 N 07-102/пз-н).
Закон об инсайдерской информации устанавливает:
- определение понятия инсайдерской информации;
- круг инсайдеров - лиц,
располагающих такой
- запреты на использование
данной информации при
- требования к ее раскрытию;
- требования по ведению
списков инсайдеров и
- полномочия ФСФР по
выявлению и предотвращению
Кроме того, в Законе об инсайдерской информации определены признаки и критерии действий, признаваемых манипулированием рынком; установлен запрет на манипулирование рынком, не ограниченный конкретным перечнем субъектов; предусмотрены полномочия ФСФР, которые распространяются также и на выявление фактов манипулирования рынком.
Закон об инсайдерской информации обязывает эмитентов, управляющие компании, организаторов торгов и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, а также назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такой охраны.
Помимо этого рассматриваемый Закон устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы в уголовный кодекс РФ и кодекс об административных правонарушениях РФ.
Если информация имеет коммерческую ценность, она именуется коммерческой тайной. При этом определение «коммерческий» не относится к содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду. Инсайдерская информация отличается и от служебной тайны, и от коммерческой, и от банковской, прежде всего тем, что всякая тайна не может быть достоянием неограниченного круга лиц. А инсайдерская – «подлежит обязательному раскрытию», но через некоторое, довольно короткое время.
В качестве распространителей инсайдерской информации выступают:
- эмитенты и управляющие компании;
- хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара;
- организаторы торговли,
клиринговые организации, а
- профессиональные участники
рынка ценных бумаг и иные
лица, осуществляющие в интересах
клиентов операции с
- лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления;
- члены совета директоров;
- федеральные органы
- имеющие доступ к инсайдерской
информации руководители
- информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации;
- лица, осуществляющие присвоение рейтингов;
- физические лица, имеющие
доступ к инсайдерской
В других законах, например в Законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», термины «инсайдерская информация» и «манипулирование рынком» понимаются в значении Закона N 224-ФЗ.
Необходимо отметить, что не вся информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, относится к инсайдерской. Факт наличия инсайдерской информации еще не является нарушением и посягательством на отношения участников рынка ценных бумаг. Реализовать потенциальную опасность, скрытую в инсайдерской информации, возможно при условии ее использования инсайдером.
В этом законе определяются и основные методы борьбы:
В деле борьбы с утечкой инсайдерской информации следует руководствоваться принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Прежде всего это дело службы внутренней безопасности. Вместе с тем ряд рекомендаций дан Федеральной службой по финансовым рынкам (информационное письмо от 27.01.2011 б/н) – в частности, к мерам защиты относятся:
- разработка и утверждение
порядка доступа к
- создание (определение, назначение) структурного подразделения (должностного лица), в обязанности которого входит осуществление контроля;
- обеспечение условий
для беспрепятственного и
Кроме того, необходимо:
- вести список инсайдеров;
- уведомлять лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список;
- передавать список инсайдеров
организаторам торговли, через которых
совершаются операции с
Также необходимо четко определить перечень информации, которая является инсайдерской. Залогом отсутствия фактов ее разглашения является определение порядка доступа к информации, кроме того, лица, имеющие доступ, должны быть ознакомлены с локальными актами, регулирующими доступ к информации, под роспись. Компания также должна обеспечить необходимые организационные и технические условия для соблюдения лицами, имеющими доступ к инсайдерской информации, установленного режима конфиденциальности. Например, необходимо вести журнал учета при работе с конфиденциальной информацией; иметь помещение, предназначенное для работы с конфиденциальной информацией; создать системы обеспечения информационной безопасности (программы защиты информации, коды доступы и пр.). Кроме того, должно быть наличие носителей конфиденциальной информации. Если, например, любой сотрудник компании может использовать флеш-накопитель и имеет доступ к конфиденциальной информации на сетевом ресурсе, то говорить о наказании инсайдера не приходится.
Таблица 4. Юридическая ответственность
Вид нарушения |
Правовая норма |
Наказание | |
Уголовная ответственность |
|||
Манипулирование рынком, то
есть умышленное распространение через
средства массовой информации, в том
числе электронные, информационно- |
Статья 185.3. Манипулирование Рынком34 |
Штраф – от 300000 до 500000 руб. или в размере зарплаты от 1 года до 3 лет либо лишение свободы до 4 лет со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового. Для группы лиц - штраф от 500000 до1000000 руб. или в размере зарплаты от 2 до 5 лет либо лишение свободы от 2 до 7 лет со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового | |
Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами |
Статья 185.6*. Неправомерное использование инсайдерской информации |
Штраф – от 300000 до 500000 руб. или доход от 1 года до 3 лет либо лишение свободы от 2 до 4 лет со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового. Умышленная передача информации другому лицу - штраф от 500000 руб. до 1000000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода от 2 до 4 лет либо лишение свободы от 2 до 6 лет со штрафом или без него с лишением права занимать должности или без такового | |
Административная |
|||
Неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния |
Статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации35 |
Штраф на граждан – от 3000 до 5000 руб. На должностных лиц - от 30000 до 50000 руб. или дисквалификация от 1 года до 2 лет. На юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее 700000 | |
Манипулирование рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния |
Статья 15.30. Манипулирование Рынком |
Штраф – от 3000 до5000 руб. На должностных лиц -от 30000 до 50000 руб. или дисквалификация от 1 года до 2 лет. На юридических лиц суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате манипулирования рынком, но не менее 700000 руб. |
Что же касается Гражданско-правовой ответственности, то статья 7 закона №224 предусматривает следующие гражданско-правовые последствия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком:
- лица, которые в результате
неправомерного использования
Следует отметить, что при применении данной нормы, а также ст. ст. 15.21, 15.30 КоАП РФ могут возникнуть сложности доказывания размера данных убытков, по меньшей мере, до момента утверждения ФСФР методических рекомендаций по их расчету;
- совершение операций, сопровождающихся
использованием инсайдерской
Исходя из последней нормы, можно сделать вывод, что к сделкам, совершенным с использованием инсайдерской информации и (или) являющимся манипулированием рынком, ст. 168 ГК РФ не применяется.
В целом можно назвать
позитивным принятие в 2010 году Закона
N 224-ФЗ, регулирующего вопрос распространения
инсайдерской информации. Также важно
то, что определен перечень лиц, ответственных
за распространение инсайда. В этот
перечень, в частности, включены федеральные
органы исполнительной власти, исполнительные
органы государственной власти, Банк
России, что позволяет говорить,
что нормы Закона распространяются
не только на внутрифирменное регулирование,
но и на внешних инсайдеров, в
том числе государственных
Еще одним позитивным моментом является усиление ответственности за распространение инсайдерской информации.
Со всеми его позитивными моментами есть и существенные недостатки.
Закон N 224-ФЗ не распространяется на работников, которые уволились из компании и разгласили информацию. А именно такой случай является очень распространенным: работника переманивает другая компания, он увольняется и распространяет информацию. Когда уволившийся сотрудник забирает с собой клиентскую базу, какие-то контакты – это тоже инсайд. Ни для кого не секрет, что сотрудник, которого в кризис потенциально увольняли или могли уволить (это классика), уходя с работы, может унести максимум информации. Компании же в этом случае нужно доказать, что данное физическое лицо имело доступ к инсайдерской информации. Вместе с тем в законодательстве, информационных письмах не определен перечень доказательств, которые могут служить подтверждением как доступа, так и разглашения информации, и судебная практика по данному вопросу не сформирована.