Принципы и постулаты классической (административной) школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение становления классической школы менеджмента. Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные положения классической (административной) школы менеджмента;
рассмотреть основные положения концепции Файоля;
проанализировать идеи представителей классической школы менеджмента.

Содержание

Введение ……………………………….…………………………………………4
Сущность и основные положения классической школы …………………….5
Принципы и постулаты классической (административной) школы ……… 8
2.1. Основные положения концепции Файоля …………………………………..8
2.2. Принципы управления Файоля ……………………………………………..15
Последователи классической школы ……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ классическая школа менеджмента.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Рассматривая  функцию оборудования, Черч отмечал, что организация нового производства требует продумывания таких вопросов, как организация складов, определение, сколько и каких материалов, полуфабрикатов и готовой продукции будет на них храниться. Одновременно определялось количество элементов труда, которое будет проходить через обработку. Это, по мнению Черча, давало возможность установить виды необходимого оборудования для обработки намеченного количества предметов труда его пропускную способность. Далее, как и в отношении функции проектирования, Черч намечал этапы осуществления функции оборудования.

     Функцию распорядительства Черч рассматривал с двух сторон: со стороны установки  и со стороны административной. Установка  создает определенную схему обязанностей, административная – подбирает людей, которые должны будут исполнять обязанности, и организует их работу. Этой функции Черч уделял наибольшее внимание, подробно описывал содержание составляющих ее элементов и этапов. Аналогично рассматривались и функции учета и оперирования. В своей книге Черч изложил общие принципы организации управления предприятием, уделив особой внимание проектированию структуры производства и управления, а также работе аппарата управления предприятием. Особое значение Черч предавал анализу и синтезу, который он называл «основными орудиями» управления. Им разработаны основы системного анализа как составного элемента науки управления. Разработанные Черчем теоретические положения не утратили актуальности и в настоящее время. Кроме того, они сыграли заметную роль в период становления науки об организации управления производством.

     Принципы  организации Дж. Муни и А. Рейли

     Заметный  вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли. В 1939 году ими была опубликована работа «Принципы организации», в которой они дали общее определение понятию организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно, прежде всего, считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников. Выполнение основной задачи требует безукоснительного соблюдения таких принципов организации, как склярный (т. е. иерархия власти), функциональный (разделение труда по функциям) и координация.

     На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующаяся на четырех главных принципов:

  1. четкое функциональное разделение труда;
  2. передача команд и распоряжение по «склярной цепи» сверху вниз;
  3. единство распорядительство («никто не работает более чем на одного босса»);
  4. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

     Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и поныне. Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой – либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.

     В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента[6, с. 140]. 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая другая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим.

     Выбранная тема курсовой работы актуальна в  настоящее время, так как для  анализа современного менеджмента  необходимо знание истории развития менеджмента.

             В данной курсовой работе проведен анализ классической (административной) школы в управлении, представители которой, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения эффективности как за счет совершенствования управления, так и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала.

     Основатели  административной школы менеджмента руководствовались задачей создания универсальных принципов управления, следование которым позволяет достичь максимального эффекта деятельности любого предприятия. Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели. Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством. Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне «Основных принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. Принципы процесса – это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу. Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Однако даже специальное образование вряд ли поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия. Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности [6,с.70]. Помимо А. Файоля представителями административной школы являлись Л.Урвик, М. Вебер, Д.Муни, Г. Черч и др. Описанный Вебером идеальный тип организации вызван появлением особого социального слоя бюрократии, специализирующегося на управлении. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки менеджера. Очевидно, что и доныне многие успешные компании и индивидуальные предприниматели для эффективной работы малых и крупных предприятий используют принципы, разработанные более ста лет назад представителями административной школы менеджмента. В этом и состоит незаменимый вклад А. Файоля и его последователей в развитие науки управления.

                                   
 

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бреддик У. Менеджмент в организации. – М.: Инфра-М, 1997. – 344с.
  2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: – М.: Триада, 1997. – 300с.
  3. Веснин В. Р. Менеджмент для всех: – М.: – Знание, 1994. – 173с.
  4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: – М.: Гардарика, 1998 – 226с.
  5. Галькович Р.С., Набоков В. И. Менеджмент.– М.: ИНФРА,

    1998. – 184с.

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: Юнити, 1995. –  480с.
  2. Гребцова В. Е. Менеджмент для студентов колледжей. –

Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 282с.

  1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.:

     Мастерство, 2002. – 360с.

  1. Колесник М.А. Менеджмент: конспект лекций. – М.: Приор,

    2000. – 192с.

  1. Комаров М. А. Менеджмент: – М.: ЮНИТИ, 1998. – 238с.
  2. Котлер Ф.Ю. Менеджмент: экспресс – курс. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 450с.
  3. Максимцов М. М, Игнатьева А. В. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 213с.
  4. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. – М.: Дело, 1996. – 416с.
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704с.
  6. Мескон М. Х. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275с.
  7. Семенова И.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  8. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента: – М.: Прогресс, 1992 – 187с.
  9. Якокка Л. В. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991. – 384 с.

Информация о работе Принципы и постулаты классической (административной) школы