Принципы и постулаты классической (административной) школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение становления классической школы менеджмента. Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные положения классической (административной) школы менеджмента;
рассмотреть основные положения концепции Файоля;
проанализировать идеи представителей классической школы менеджмента.

Содержание

Введение ……………………………….…………………………………………4
Сущность и основные положения классической школы …………………….5
Принципы и постулаты классической (административной) школы ……… 8
2.1. Основные положения концепции Файоля …………………………………..8
2.2. Принципы управления Файоля ……………………………………………..15
Последователи классической школы ……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ классическая школа менеджмента.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

                        СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение      ……………………………….…………………………………………4

  1. Сущность и основные положения классической школы  …………………….5
  2. Принципы и постулаты классической (административной) школы ……… 8

    2.1. Основные положения концепции Файоля    …………………………………..8

    2.2. Принципы управления Файоля     ……………………………………………..15

  1. Последователи классической школы    ……………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………        28

Список  литературы      ……………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           
 
 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

     Любая область деятельности человека –  медицина, культура, образование, техника  и т.д. -  имеет свою историю.

     Знать прошлое - значит понимать настоящее  и иметь реальную возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела особая необходимость.

     Общее размышление об истории имеет  актуальное значение и в понимании  истории управления, в том числе одного из современных его типов – истории менеджмента.

     Знание  истории управления играет большую  роль в формировании профессионального  сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков  стратегического и широкомасштабного  мышления.

     Знание  истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это  совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее  были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере  развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным. Данная курсовая работа посвящена изучению классической (административной) школы менеджмента, возникновение которой связано главным образом с именем Анри Файоля (1825—1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в.В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо», которая в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французских концернов. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление».

     Важную  роль в развитии идеи этой школы  сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие  деятельность организаций с точки  зрения широкой перспективы и  пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.

     Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

     Анализ  прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

       Целью курсовой работы является изучение становления классической школы менеджмента. Задачи курсовой работы:

  1. изучить сущность и основные положения классической (административной) школы менеджмента;
  2. рассмотреть основные положения концепции Файоля;
  3. проанализировать идеи представителей классической школы менеджмента.

    При написании данной курсовой работы использовались публикации ученых, научные труды  экономистов – историков, материалы  периодической печати и т.д. 
     
     
     
     
     

     
  1. Сущность  и основные положения классической школы
 

     Классическая, или, как её ещё называют административная школа, школа в управлении развивалась  в период с 1920 по 1950 г.   Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841 – 1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер -  практик, один из основоположников теории управления.

     Представители классической школы  менеджмента занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Это объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы, и которого называют отцом менеджмента, на протяжении 30 лет (1888 – 1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна. Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) он превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время Первой мировой войны [3, с. 21].

     Основные  положения административной школы.

     Предложенная  Файолем  классификация принципов  управления способствовала упорядочиванию управленческого процесса. Файоль подчеркивал  универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Он считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на происшедшие за последние десятилетия изменения. Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии – администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия. Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По его мнению, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

     Особое  внимание Файоль уделил составлению  прогноза и плана. Он указал на необходимость  краткосрочного и долгосрочного  планирования в каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства. Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества в большей или меньшей степени нуждается в знании принципов административной деятельности.

     Таковы  основные положения административной школы Файоля. Главным в ней  Файоль считал сам метод анализа  и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу  подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным положением для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Министерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице [11, с. 44].

     Файоль  ставил задачу - научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

     Особое  внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен следующий перечень качеств:

  • здоровье и физические качества;
  • ум и интеллектуальные способности;
  • моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т. д.);
  • хорошее общее образование;
  • способность управлять людьми (предвидение, умение разработать план действий, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
  • знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
  • подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия [15, с.85].
 
 
 
 
 
 
 
     
  1.   Принципы и постулаты административной школы в управлении
  2.      
  3. Основные  положения концепции Файоля

     Административные  операции – умение управлять персоналом

     Представители классической школы считали главной задачей своей деятельности совершенствование управления организацией в целом. Файоль и другие представители классической школы относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

     Наряду  с вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего классическая школа занималась разработкой общих принципов управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху [13, с.28].

     А. Файоль в своих исследованиях  исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

     Основным  трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 году и переизданная в СССР (1923 г.) с предисловием А. К. Гастева.

     В основе концепции Файоля лежало положение  о том, что во всяком предприятии  имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам  труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения стали предметом исследований Файоля, т. е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которая включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  1. техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);
  2. коммерческую (закупка, продажа, обмен);
  3. финансовую (привлечение капиталов, эффективное управление ими);
  4. охранную (охрана собственности физических лиц);
  5. учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
  6. административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

     Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением, однако далеко не все шесть групп операций  стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести выше перечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал. Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

Информация о работе Принципы и постулаты классической (административной) школы