Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение становления классической школы менеджмента. Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные положения классической (административной) школы менеджмента;
рассмотреть основные положения концепции Файоля;
проанализировать идеи представителей классической школы менеджмента.
Введение ……………………………….…………………………………………4
Сущность и основные положения классической школы …………………….5
Принципы и постулаты классической (административной) школы ……… 8
2.1. Основные положения концепции Файоля …………………………………..8
2.2. Принципы управления Файоля ……………………………………………..15
Последователи классической школы ……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………………………………..30
правосудия. Работник, чувствующий к себе справедливое отношение, испытывает преданность фирме и старается трудиться с полной отдачей.
наиболее предпочтительными являются работники, которые держаться за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия.
только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Ф. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни, А. Рейли, А. П. Слоун.
Принципы построения формальной организации Л. Урвика.
Английский исследователь Л. Ф. Урвик – автор примерно сорока работ и многочисленных статей по вопросам организации и управления производством. Он внес значительный вклад в развитие классической школы управления. Особой внимание заслуживает его работа «Элементы администрации». Ряд лет Урвик был директором Международного института по управлению в Женеве, а затем вице – президентом Британского института управления.
Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность о составлении бюджета. Следует отметить, что указанные функции до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов [9, с.214].
Урвиком разработаны следующие принципы построения формальной организации, не утратившие своей актуальности до настоящего времени.
Урвик сформулировал основные принципы построения формальной организации. Особой внимание Урвик уделял соотношению полномочий (прав) и ответственности. В отличие от Файоля, который рассматривал ответственность изолированно, Урвик отмечал, что обязанности должны соответствовать полномочиям (правам) [7, с.123].
М. Вебер – проблемы лидерства
Одним из видных представителей классической школы, ее направления «человеческих отношений» является немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864 – 1920), который развивал свои взгляды примерно в одно время с Ф. Тейлором, поэтому его концепция включает в себя основные положения тейлоризма, в частности, то, что принято называть «организационным подходом».
Основное внимание в своих работах Вебер уделял изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Вебер различает три типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный, идеальный (или бюрократический).
Харизматический
тип организации возникает
Традиционный
тип организации
Идеальный
(бюрократический) тип организации
основан на специальном разделении
власти, обеспечивающем руководителя
возможность быть лидером в организации.
Бюрократический тип
По мнению Вебера, только бюрократический тип организации способствует достижению ею наибольшей эффективности производства, именно этому типу организации Вебер уделял значительное внимание в своей концепции [5, с.43].
Главное место в такой организации занимают различные «бюро», основные функции которых остаются неизменными и не зависят от перемещения и взглядов отдельных работников этих подразделений.
В своей основной работе «Теория социально – экономической организации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации». К ним относятся следующие:
Среди выделенных Вебером признаков организации положительной оценки заслуживают такие признаки, как необходимость разделения труда и его формальное закрепление, которые используются и в настоящее время. Вебер считал недопустимыми любые отступления от формально установленных структур, процедур, стандартов и правил. По его мнению, неформальные отношения не могут оказывать положительного действия на результаты деятельности организации. Впоследствии ученые пришли к выводу, что часто неформальные отношения способствуют эффективности деятельности организации.
По
Веберу, организация представляет собой
закрытую, жесткую модель, соответствующую
стадии машинного производства. Такой
организации соответствует
Вебер считал, что в организации должна быть хорошо разработанная система распределения власти. Он изучал различные механизмы власти, например власть, основанную на контроле и команде; экспертную власть. Однако, не сумев четко провести различия между ними, Вебер сформулировал систему власти, соответствующую «идеальному» типу бюрократии. В веберовской концепции организации отсутствовала личность, не было личностного начала и в межличностных отношениях.
Вебер и его последователями были разработаны такие важные принципы управления, как «склярный» принцип передачи команд и распоряжений по «склярной цепи», принципы «единство распоряжения», «исключение рутинных проблем» и др. все эти принципы в известной мере ограничивали власть руководителей над подчиненными, заставляли их действовать в рамках установленных процедур и правил. Права управляющих строго регламентировались должностными инструкциями, от которых они не могли отступать. Бюрократические модели построения организаций получили распространение в 1930 – 40-е гг. в дальнейшем увлечение использованием этих моделей привело к созданию громоздких управленческих структур, не отвечающих потребностям предпринимательства и требующих гибкости и оперативности управленческой работы [2,с.13].
Г.
Черч – структурные вопросы
Один из представителей классической школы – Г. Черч. В своей работе «Основы управления производством» он основное внимание уделял структурным вопросам производства и управления на предприятии, а также пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда, включая принципы его разделения, координации, вознаграждения и т. п. Однако в этой области он повторял других авторов и не внес в принципы организации труда ничего нового.
Черч пытался разработать основы управления любым производственным предприятием, т. е. предприятием вообще. Свои идеи Черч изложил в книге «Наука и практика управления» [5, с.130].
Черч делил весь производственный процесс на ряд функций, необходимых для осуществления конечной цели – производства продукта. «Производство, - писал он, - есть синтез проектирования, оборудования, распорядительства, учета и оперирования».
Проектирование определяет формы, размеры и свойства продукции, т. е. его задачей является проектирование конструкции изготовляемых изделий. В нашем понимании сегодня – это технологическая подготовка производства.
Функция оборудования включает в себя оснащения предприятия основными фондами – зданиями, сооружениями, оборудованием, механизмами, транспортными средствами и т. д., а также построение генерального плана предприятия, технику безопасности, размещение оборудования.
Под
распорядительством Черч понимал координирование
всех прочих функций, а также наблюдение
за их выполнением. К этой функции
он относил координирование
Учет есть функция отражения всего происходящего на предприятии. Черч выделял два вида учета: технический и счетоводный (бухгалтерский).
Задачей оперирования является осуществление самого процесса производства, т. е. превращение сырья и материалов в готовую продукцию. «Оперирование есть непосредственная техническая работа резки, штамповки, сверления, ткачества, плавки, сборки и т. д., исполняемая над материалами и трансформирующая их. Кроме этой непосредственной работы в определение ничего не входит». Основное внимание Черч уделял более глубокому изучению и анализу указанных функций. В каждой функции были выделены составляющие элементы и этапы ее осуществления. В функции проектирования были выделены следующие этапы: разложение проектируемой продукции на детали, наиболее удобные для осуществления процесса производства; выбор методов обработки каждой детали и операции, входящих в эту деталь; координация работ по проектированию продукции; экономия труда; выбор наиболее подходящих материалов; спецификация рабочих приемов; организация конструкторского бюро. Другими словами, в функцию проектирования Черч включал то, что в настоящее время понимается под технической подготовкой производства.
Информация о работе Принципы и постулаты классической (административной) школы