Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение становления классической школы менеджмента. Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные положения классической (административной) школы менеджмента;
рассмотреть основные положения концепции Файоля;
проанализировать идеи представителей классической школы менеджмента.
Введение ……………………………….…………………………………………4
Сущность и основные положения классической школы …………………….5
Принципы и постулаты классической (административной) школы ……… 8
2.1. Основные положения концепции Файоля …………………………………..8
2.2. Принципы управления Файоля ……………………………………………..15
Последователи классической школы ……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………………………………..30
Пять обязательных общих функций Файоля
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретным предприятием (организацией).
Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельности по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п.
Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.
предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десть лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления.
Основное место в предвидении отводиться разработке программ действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.
Для разработки программы действий необходимо знание:
Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:
понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятие необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии [1, с.18].
Управление людьми (социальный организм) включает следующие
обязанности:
Все указанные обязанности являются справедливыми и в настоящее время. Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.
выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.
По
Файолю, руководитель, исполняющий
функции распорядительства
Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управлении (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами: 1) с распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления; 2) тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.
На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать; координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением. Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д. [17, с.118].
распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий.
Ответственность
представляет собой обязательство
выполнять задания и
Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (право) должны соответствовать ответственности.
соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушении дисциплины к работникам могут применяться санкции.
Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.
получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.
Сформулировав этот принцип, Файоль пошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителем.
Интересы
одного работника или группы работников
должны быть направлены на выполнение
интересов всего предприятия
и не должны превалировать над
ними. В случае возникновения противоречий
в интересах задачей
определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которые зависят от его размеров и конкретных условий деятельности.
Информация о работе Принципы и постулаты классической (административной) школы