Принципы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

   обязанность  оплатить проезд, войдя в пассажирский  транспорт). 

   2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в  воздержании субъекта от

   совершения  запрещенных действий (например, запрет  переходить улицу на

   красный  свет). 

   3. Использование.  При использовании субъект сам  принимает решение,

   пользоваться  ему предоставленным правом или  нет (например, если гражданин

   имеет  право заниматься охотой, он может  не пользоваться этим правом,

   однако  передать свое право охотиться  другому лицу нельзя). 

   4. Применение. Состоит в принятии компетентными  органами (упра-вомоченными

   лицами) юридически властных решений  на основе действующих административных

   норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации  газового оборудования

   служба  городского газового хозяйства  имеет право применения санкций  к

   нарушителям). 

   Нормы  административного права обязательны  для всех лиц, на которых

   направлено  их действие. В случае несоблюдения  норм административного права

   наступает  административная ответственность. 

    3. Административная  ответственность 

   наступает  при наличии административного  проступка. 

   Административный проступок  - это посягающие на общественный порядок

   противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или

   бездействия,  которые запрещены административным  законодательством

   (например, Кодексом об административных  правонарушениях). 

   Административная  ответственность в Российской  Федерации наступает для

   граждан,  достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16

   лет ответственность  несут родители или опекуны  правонарушителя. К лицам от

   16 до 18 лет  административные взыскания применяются в соответствии с

   Законом  РФ "Об основах системы профилактики  безнадзорности и

   правонарушений  несовершеннолетних" от 26 июня 1999 года  № 120-ФЗ (в ред.

   от 13 января 2001 года). 

   Военнослужащие  и сотрудники ОВД в ряде  случаев за административный

   проступок  несут дисциплинарную, а не административную  ответственность.

   Например, если гражданин задержан в  нетрезвом состоянии, к нему  будет

   применено  административное взыскание, а  военнослужащий за аналогичный

   проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях

   военнослужащие  несут административную ответственность  наряду с

   гражданскими  лицами (например, за нарушение правил  дорожного движения,

   правил  охоты и рыболовства, таможенных  правил и т. д.). 

   Административное  право предусматривает такое  понятие, как вина без вины.

   Например, руководитель автопредприятия несет  административную

   ответственность,  если водитель этого предприятия  будет признан виновным в

   совершении  дорожно-транспортного происшествия. 

   Административная  ответственность не может применяться: 

   1) при  крайней необходимости (в данном  случае лицо не несет

   административной  ответственности, но не освобождается  от материальной

   ответственности  перед третьими лицами); 

   2) в случае  состояния невменяемости лица  в момент совершения

   правонарушения; 

   3) если  правонарушение имело незначительные  вредные последствия или вовсе

   не имело  их; 

   Административная  ответственность иностранцев и  лиц без гражданства

   наступает  на общих основаниях, кроме случаев,  когда правонарушитель

   пользуется  дипломатической неприкосновенностью.  Вопрос об административной

   ответственности  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом от

   административной  юрисдикции Российской Федерации в соответствии с

   федеральными  законами и международными договорами  Российской Федерации и

   довершившего  на территории Российской Федерации  административное

   правонарушение, разрешается в соответствии с  нормами международного права. 

   Субъектами  административной ответственности  могут быть как физические

   лица, так  и коллективные образования. Актом,  устанавливающим

   административную  ответственность физических лиц,  является Кодекс об

   административных  правонарушениях (КоАП). Законодательство об

   административных  правонарушениях коллективных субъектов  не кодифицировано. 

   Мерой  ответственности за административное  правонарушение является

   административное  наказание. 

   Виды  административных наказаний: 

    1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в

       официальном порицании физического  или юридического лица.

       Предупреждение выносится в письменной  форме. 

   2. Административный  штраф  является денежным взысканием  и может выражаться

   в величине, кратной: 

   1) минимальному  размеру оплаты труда (без учета  районных коэффициентов),

   установленному  федеральным законом на момент  окончания или пресечения

   административного  правонарушения (далее - минимальный  размер оплаты

   труда); 

   2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания

   или пресечения  административного правонарушения; 

    3. сумме  неуплаченных налогов, сборов, подлежащих  уплате на момент

       окончания или пресечения административного  правонарушения, либо сумме

       незаконной валютной операции. 

   Размер  административного штрафа не  может быть менее одной десятой

   минимального  размера оплаты труда и не  может превышать двадцать пять

   минимальных  размеров оплаты труда - для  граждан, для должностных лиц -

   пятьдесят  минимальных размеров оплаты  труда, для юридических лиц  - одну

   тысячу  минимальных размеров оплаты  труда. 

   Административный  штраф за нарушение законодательства  Российской Федерации

   о внутренних  морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе,

   об исключительной  экономической зоне Российской  Федерации,

   антимонопольного, таможенного, валютного законодательства  Российской

   Федерации,  а также законодательства Российской  Федерации о естественных

   монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о

   государственном  регулировании производства и  оборота этилового спирта,

   алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  налагаемый на должностных лиц  и

   юридических  лиц, может быть установлен  с превышением размеров, указанных в

   предыдущем  абзаце, но не может превышать  для должностных лиц двести

   минимальных  размеров оплаты труда, для  юридических лиц - пять тысяч

   минимальных  размеров оплаты труда. 

   Размер  административного штрафа, исчисляемого  исходя из стоимости предмета

   административного  правонарушения, а также исходя  из суммы неуплаченных

   налогов,  сборов, не может превышать трехкратный  размер стоимости

   соответствующего  предмета, суммы неуплаченных налогов,  сборов. Сумма

   административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в

   соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 

   3. Возмездное  изъятие - мера административного  нарушения, состоящая в

   принудительном  изъятии предмета, который являлся  орудием правонарушения.

   Изъятый  предмет реализуется с передачей  вырученной суммы бывшему

   собственнику  за вычетом расходов по реализации  изъятого предмета.

   Возмездное  изъятие охотничьего оружия, боевых  припасов и других

   дозволенных  орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для

   которых  охота или рыболовство является  основным законным источником

   средств  к существованию. 

    4. Конфискация  - принудительное безвозмездное  изъятие предмета,

       явившегося орудием совершения  административного правонарушения.

       Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное  использование чужого товарного

       знака предусматривает конфискацию  предметов, содержащих незаконное

       воспроизведение товарного знака.  Конфискация должна осуществляться  в

       соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не

       может быть лишен своего имущества  иначе как по решению суда. 

   5. Лишение  специальных прав  (права управления  транспортным средством,

   права  охоты и т. д.) - применяется  за грубое или систематическое нарушение

   порядка  пользования этих прав. Срок лишения  специального права не может

   быть  менее одного месяца и более  двух лет. Лишение права управления

   транспортными  средствами не применяется к  инвалидам, за исключением

   случаев  управления в состоянии опьянения. 

   Лишение  специального права в виде  права управления транспортным  средством

   не может  применяться к лицу, которое пользуется  транспортным средством в

   связи  с инвалидностью, за исключением  случаев управления транспортным

   средством  в состоянии опьянения, уклонения  от прохождения в установленном

   порядке  медицинского освидетельствования  на состояние опьянения, а также

   оставления  указанным лицом в нарушение  установленных правил места

   дорожно-транспортного  происшествия, участником которого он являлся. 

   Лишение  специального права в виде  права охоты не может применяться  к

   лицам,  для которых охота является  основным законным источником  средств к

Информация о работе Принципы административного права