Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:23, реферат
Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.
------------------------------
<1> Российская
газета. 2006. N 95.
гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ч. 1 ст. 16);
в свою очередь,
если гражданин указал в обращении
заведомо ложные сведения, расходы, понесенные
в связи с рассмотрением
Вместе с тем
в некоторых случаях
Ряд принципов является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.
В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как принцип презумпции невиновности (на наш взгляд, далеко не бесспорный принцип применительно к административному праву о чем подробнее будет сказано при рассмотрении его источников), принцип федерализма, в том числе реализуемый через установление единства системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей, принцип признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы, определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в некоторых случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.
Возвращаясь к
административно-правовому
назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.
Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:
перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
формулировка
и содержание принципов не должны
рассматриваться в качестве некоей
догмы. Их большинство имеет исключения,
которые тем не менее лишь подчеркивают
общее правило, содержащееся в природе
принципа. Например, исключениями из принципа
гласности являются режим государственной
тайны, использование органами исполнительной
власти, наделенными соответствующими
полномочиями (органами федеральной службы
безопасности, федеральной службы охраны),
сочетания гласных и негласных методов
работы. Оговорки есть и в отношении принципа
равенства перед законом. Так, статьей
1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства
перед законом применительно к административной
ответственности за совершение административных
правонарушений, тем не менее предусмотрено,
что особые условия применения мер обеспечения
производства по делу об административном
правонарушении и привлечения к административной
ответственности должностных лиц, выполняющих
определенные государственные функции
(депутатов, судей, прокуроров и иных лиц),
устанавливаются Конституцией РФ и федеральными
законами. Важно лишь, чтобы любое отступление
от общего правила, сформулированного
принципом, имело под собой не только правовое,
но и в не меньшей степени моральное обоснование.
Иными словами, исключений не может быть
слишком много, в противном случае существует
риск утраты самого принципа.
Источники административного
права:
1. Конституция
Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ
записано:
\\\"Порядок деятельности
определяется
федеральным конституционным
3. Федеральные
законы, содержащие нормы
4. Указы
Президента РФ, относящиеся к
предмету административно-
регулирования.
5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам
государственного
управления.
6. Кодифицированные
акты (Кодекс РФ об
30 декабря
2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года)
- КоАП).
7. Приказы
и постановления министерств
и ведомств.
8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов
Российской
Федерации.
9. Распоряжения
и постановления органов
городских
и районных администраций).
10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий
(учреждений).
11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной)
руководителей подразделений
Субъекты
административного права:
1. Федеральные
органы исполнительной власти.
2. Органы
местного самоуправления.
3. Предприятия
и учреждения (государственные и
негосударственные).
4. Общественные
объединения (организации).
5. Государственные
служащие (должностные лица).
6. Граждане.
Принципы
административного управления:
1. Принцип
подчиненности и
органов
управления вышестоящим.
2. Принцип
участия населения в
государством
через свободные
органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через
общественные
организации, трудовые
другие
массовые мероприятия, не
3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная
деятельность
административных органов
основе
закона и во имя исполнения
закона.
4. Принцип
федерализма проявляется во
и региональными органами
системе законодательства.
Система
административного права.
Административное
право делится на общую и
особенную части.
Общую
часть административного права
составляют нормы, регулирующие:
1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие
определенных
прав и обязанностей);
2) правовые
основы организации и
(аппарата
государственного управления);
3) административно-правовой
статус негосударственных
4) порядок
применения норм
органы
или должностные лица могут
применять нормы
какова
компетенция этих органов и т. д.).
Особенная
часть административного
пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного
права
составляют нормы,
1) обеспечение
безопасности граждан,
основном составляют содержание Кодекса об административных
правонарушениях);
2) организационно-хозяйственную
деятельность государственной
(эти нормы
в основном содержатся во
других
подзаконных актах);
3) социально-культурную
и благотворительную
регулирующие
деятельность отделов
защиты
малоимущих граждан, фондов
бедствий
и т. д.);
4. деятельность государственной администрации по организации и
осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с
другими странами.
2.Административно-правовые
характеризуются
тем, что в обязательном порядке одной
стороной этих
отношений
выступает орган (субъект)
соответствии
с возложенными на него
полномочия.
Наличие властных полномочий (т. е. обладание
исполнительно-
необходимым
условием возникновения
Особенности
административно-правовых
1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если
хотя бы один из них не
наделен властными
другому. При этом согласие
другой стороны не обязательно,
сторона, к которой
власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.
Поэтому административные