Предмет и метод административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей.

Содержание

Введение
1. Принцип разделения властей
2. Признаки исполнительной власти
3. Функции исполнительной власти
4. Публичное право и административное право
5. Предмет административного права
6. Метод и функции административного права
7. Система административного права
8. Источники административного права
9. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

План1.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

Исполнительную  власть можно трактовать в двух основных аспектах:

1) юридическом,  понимая под ней право и  возможность официальных руководителей  управлять кем-либо, подчинять своей  воле других людей, издавать  властные акты;

2) политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

Первый признак  исполнительной власти - ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость  от высшей власти.

Второй признак  исполнительной власти - ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его  исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляют органы исполнительной власти, имеющие дело с явлениями  жизни и выполняющие задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них - управления имуществом и общественными процессами.

Исполнительная  власть отличается систематической, непрерывной  деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и  развитие.

Исполнительная  власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно  организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных  предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью  правовых норм воздействует на граждан  и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства  осуществляет еще и правотворческую  деятельность (наказывает, разбирает  споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

Важный признак  исполнительной власти - наличие в  ее непосредственном ведении огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

Ведая огромными  ресурсами, исполнительная власть непосредственно  их не использует, не производит продукцию, не лечит, не учит. Она распоряжается  действиями людей, природными и иными  ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и  др. Исполнительная власть реализует  исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой  издается большое количество распоряжений - административных актов.

В непосредственном видении исполнительной власти находятся  вооруженные силы, в частности  армия, милиция, органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические  и правовые возможности для осуществления  внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность  самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения  в административном порядке - важная черта исполнительной власти.

Эти признаки содержания исполнительной власти - универсальность, предметность, принудительность, организующий характер - детерминируют ее организационную  форму - единую, большую по объему, иерархически построенную государственную систему. Единство многоуровневого механизма  исполнительной власти - важнейшая  основа единства государства.

Известно, что  и законодательная, и судебная власти не обладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих  звеньев вышестоящим. В отличие  от других властей исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие  звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

Исполнительная  власть выступает как вторичная  по отношению к представительным (законодательным) органам, которые  определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно  народом (президент, губернатор и т.д.). Издаваемые ими властные акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия органов и должностных  лиц системы исполнительной власти не могут противоречить закону, являются его исполнением.

В условиях правового  государства значительно изменяются объем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). В Российской Федерации огромные контрольные полномочия принадлежат также Президенту РФ, занимающему особое положение в российской системе разделения властей. 

3. Функции исполнительной  власти 

Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается  в качественном выполнении задач  и функций государственного управления.

Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления.

Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и  независимой от других ветвей государственной  власти, выполняет и собственные  функции, задающие основные направления  деятельности ее органов, которые реализуют  особые государственно-властные полномочия.

В данном случае исполнительная власть рассматривается  как политико-государственное явление, как средство обеспечения публичных  интересов.

Сущность функций  исполнительной власти выявляется и  посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие  основные функции современной исполнительной власти:

исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция  исполнения Конституции РФ, федеральных  законов субъектов РФ;

правозащитная функция, т.е. функция соблюдения и  защиты прав и свобод человека и  гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные  Конституцией РФ права и свободы  человека и гражданина, соблюдать, реализовывать  на практике, а в случае необходимости  защищать их;

социально-экономическая  функция, т.е. создание условий для  развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического  управления. Эту функцию можно  назвать обеспечительной, т.к она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

функция обеспечения  законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

регулирующая  функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления, такие как руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование  и т.д.;

нормотворческая функция, в соответствии с которой  органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных  актов, многие из которых подлежат государственной  регистрации в Министерстве юстиции  РФ;

охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Данная функция  исполнительной власти реализуется  посредством установленных законом  административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные  органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления. 

4. Публичное право  и административное  право 

Правовое регулирование  современных общественных отношений  обеспечивается нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственного устройства, институты гражданского общества, система  и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный  процесс, судебная система, международные  отношения.

Публичное право  направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства (всего  общества); частное право охраняет интересы отдельных лиц. В число  отраслей, составляющих систему частного права, входят гражданское, семейное, трудовое, торговое право и некоторые другие отрасли. Административное право как  отрасль публичного права определяется, прежде всего, своим предметом, т.е. системой государственно-управленческих отношений.

Современные политические и социально-экономические процессы значительно повышают роль государства  в решении общественных задач, обеспечении  прав и свобод граждан. В течение  последних 10 лет получила существенное развитие правовая система Российской Федерации, реформируются ее традиционные правовые образования, появляются новые  отрасли права и публично-правовые институты.

Публичное право  включает отрасли, в разной степени  связанные с правовым механизмом организации и функционирования самого государства и его органов: конституционное (государственное) право, административное право, уголовное  право, финансовое право, процессуальное право, судоустройство, международное  публичное право. Каждая отрасль  имеет специфический объект и  методы правового регулирования.

Публичное право  также распространяет свое действие на сферу организации и функционирования негосударственных учреждений - органов  местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной  власти. В современных региональных законодательствах содержатся обширные правовые образования, связанные с  публичным правом. Субъекты РФ обладают правом принятия региональных законодательных  актов, что устанавливается Конституций  РФ и уставами субъектов РФ.

Одной из самых  объемных отраслей публичного права  является административное право, которое  регулируют широкий круг вопросов организации  и деятельности системы органов  исполнительной власти, создания эффективной  государственной службы, обеспечения  законности в области функционирования исполнительной власти. Наряду с регулирующими административному праву присущи и административно - юрисдикционные методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, также применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные принудительные полномочия.

Административное  право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим  предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые  регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с уверенностью характеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей: словом в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей, например, конституционного, уголовного, финансового права.

Принципиально важный характер этой отрасли права  подчеркивает и главный метод  правового регулирования - императивный метод, метод властных предписаний. Поэтому административное право  считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного  метода регулирования, а с другой - обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как  физических, так и юридических  лиц от действий, решений и бездействия  административных органов. 

5. Предмет административного  права 

Между отраслями  российского права существуют основательные  различия. Важнейшее из них: предмет  регулирования, метод регулирования, принципы отраслевого регулирования, цели отрасли права, субъекты отрасли  права и отраслевых правоотношений, источники отрасли права, система  отрасли права.

Известно, что  отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по характеру  общественных отношений, которые они  регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли: метод регулирования, система  отрасли и др. Не случайно большинство  отраслей права получило название по особенности регулируемой совокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное, уголовно-процессуальное.

Информация о работе Предмет и метод административного права