Правовые вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела

Автор: b****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Практически в каждой правовой норме, предусматривающей административную ответственность в области таможенного дела, в качестве субъекта административного правонарушения могут выступать юридические лица. Вместе с тем, институт административной ответственности юридических лиц, хотя и получил в КоАП РФ законодательное закрепление, но вызывает неоднозначные оценки, как со стороны представителей науки, так и практических работников. КоАП РФ в основном разрешил проблемы, связанные с декодификацией законодательства об административных правонарушениях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Квалификация административных правонарушений в области таможенного дела 5
1.1. Нарушение таможенных правил и таможенный контроль 5
1.2. Административная юрисдикция таможенных органов 7
Глава 2. Правовые вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела 17
2.1. Содержание и особенности главы 16 КоАП РФ 17
2.2. Вина юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела 22
2.3. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях в таможенной сфере 29
2.4. Международное таможенное сотрудничество в области привлечения к административной ответственности 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Административная ответственность в сфере таможенного дела.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, Верховный Суд РФ невольно взял на себя функцию законодателя: определять подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам о нарушениях таможенных правил.

     Совершенно  справедливо высказывание А.Б. Лисюткина о том, что «…ошибки, допускаемые в пределах официального нормативного толкования, препятствуют правильному применению норм права»11.

     В ходе решения вопроса о подведомственности рассмотрения дел о НТП следует  помнить, что существует еще одно исключение из общего правила.

     Дела  о НТП, административная ответственность за совершение которых установлена статьями главы 16, перечисленными в частях 1, 2 ст. 23. 1 КоАП РФ, и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

     Согласно  части 1 ст. 29. 5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

     Если  по делу проводилось административное расследование, оно рассматривается судом (или таможенным органом) по месту нахождения таможенного органа, его проводившего. Это общее правило, закрепленное в части 2 ст. 29. 5 КоАП РФ.

     Согласно  статье 28. 3 КоАП РФ таможенные органы рассматривают  дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями частями 1 и 3 ст. 16. 1, ст. 16. 2 – 16. 23 КоАП РФ.

     От  имени таможенных органов дела рассматривают: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители (руководитель ФТС, его заместители); начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов — только дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

     Таким образом, законодатель разграничивает территориальную и должностную подведомственность дел о НТП между таможенными органами.

     В целях организации ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил в структуре таможенных органов созданы и функционируют соответствующие подразделения.

     Подведомственность  дел о нарушениях таможенных правил тесно связана с квалификацией деяния: ошибка в этом вопросе может привести к передаче дела на рассмотрение в некомпетентный орган, и, как следствие, — к нарушению прав невластных участников производства по делу.

     Примечательно, что ФТС России не осуществляет нормотворчество по вопросам квалификации по делам об административных правонарушениях, однако принимает методические рекомендации в виде писем. Не стоит заблуждаться насчет юридической силы таких рекомендаций: они не являются нормативными правовыми актами. Однако практика таможенных органов складывается так же, как и в судебной системе: любое разъяснение ФТС России воспринимается как руководство к действию. Следует признать высокий профессиональный уровень содержащихся в подобных рекомендациях разъяснений. Подобное мнение разделяют Верховный и Высший Арбитражный суды РФ.

     Так, например, Постановление Пленума  Верховного Суда РФ, разъяснившее особенности применения главы 16 КоАП РФ, основано на методических рекомендациях ФТС России о квалификации дел о нарушениях таможенных правил.

     Поскольку отдельные статьи главы 16 КоАП РФ корреспондируют с нормами ст. 15. 25 «Нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования», а таможенные органы вправе возбуждать дела по составам данной статьи, ФТС России разъясняет особенности квалификации административных правонарушений такого рода. Представляется, что по данному вопросу следует издать отдельный правовой акт, принятый совместно Федеральной таможенной службой и Минфином России, в ведении которого находится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (орган валютного контроля, применяющий меры административной ответственности за «валютные» правонарушения). Это позволит оперативно решать вопросы толкования, избежать проблем внесудебного правоприменения положений Особенной части КоАП РФ.

2.4. Международное таможенное  сотрудничество в  области привлечения  к административной  ответственности

     В странах Таможенного Союза, единственными  актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях ( КоАП РФ ; КоАП РК ; КоАП РБ ). В данных нормативных правовых актах содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.

     В случае возбуждения дела об административном правонарушении возможность производства таможенного оформления товаров законом существенно ограничивается.  

     Согласно  требованиям статьи 199 ТК ТС ( см. также  ст. 154 ТК ТС ) при изъятии или аресте вещественных доказательств по административному  делу до завершения производства по нему выпуск товаров не осуществляется. Как правило, изъятие (арест) товаров таможенными органами производится в тех случаях, когда данные предметы имеют существенное значение в процессе доказывания совершения лицом административного правонарушения и установления его вины (например, сохранили на себе следы нарушения), а также когда санкцией соответствующей статьи КоАП РФ предусмотрена конфискация предметов и (или) орудий совершения правонарушения. При этом в соответствии с статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должен быть решен вопрос об изъятых (арестованных) товарах.  

     В случае же возбуждения дела о нарушении  таможенных правил, когда товары не изъяты и не арестованы в установленном порядке, таможенное оформление и выпуск товаров может быть осуществлен лишь по решению начальника таможенного органа, должностным лицом которого было возбуждено дело.  

     В соответствии со статьей ТК ТС , в  случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается. В рассматриваемой ситуации, если вступившим в силу постановлением по административному делу не предусматривается конфискация товаров, помещенных под таможенную процедуру, действие процедуры в отношении них возобновляется автоматически. Если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением таможенной процедуры и допущенное нарушение влечет невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, процедура должна быть завершена в установленном порядке в течение 15 дней после дня вступления в силу итогового решения по делу о нарушении таможенных правил (вступает в силу после истечения десяти суток со дня вручения или получения привлекаемым к ответственности лицом копии постановления).  

     Согласно  положениям статьи 170, главы 21 ТК ТС и  правилами приказа ФТС РФ от 06.04.2011 N 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" по истечению предельного срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС, а таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В этом случае, согласно п. 4 ст. 145 ТК ТС, расходы по хранению задержанных товаров возмещаются декларантом, а если декларирование товаров не производилось - собственником товаров, а если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицом, во владении которого товары находились на момент задержания товаров (далее в настоящей главе - декларант или иные лица). Когда такие лица не установлены, расходы по хранению задержанных товаров возмещаются за счет средств бюджета государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.

     Порядок возмещения расходов по хранению задержанных  товаров определяется законодательством  государства-участника таможенного  союза, таможенным органом которого задержаны товары. расходы по хранению задержанных товаров возмещаются декларантом, а если декларирование товаров не производилось - собственником товаров, а если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицом, во владении которого товары находились на момент задержания товаров (далее в настоящей главе - декларант или иные лица). Когда такие лица не установлены, расходы по хранению задержанных товаров возмещаются за счет средств бюджета государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары. Порядок возмещения расходов по хранению задержанных товаров определяется законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.

     Вместе с тем, в случае истечения срока временного хранения товаров при непринятии лицом мер по таможенному оформлению и выпуску товаров в совершенном деянии могут содержаться признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16 КоАП РФ В случае возбуждения такого дела, находившиеся на временном хранении товары, в отношении которых не приняты меры по таможенному оформлению или по выпуску, являются предметами административного правонарушения и подлежат изъятию (аресту). Согласно ст. 148 ТК ТС, невостребованные товары в течение месяца (24 часов - для скоропортящихся продуктов, а запрещенные к ввозу - в течение трех суток (ст. 146 ТК ТС)), подлежат реализации, а в случаях предусмотренных п.3 ст. 148 - уничтожению или иному использованию товаров в соответствии с законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары. Из сумм, полученных от реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 148 ТК ТС, удерживаются в первую очередь суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день задержания этих товаров, во вторую очередь - расходы по транспортировке, хранению товаров и иные расходы, связанные с реализацией этих товаров (п.1 ст. 149 ТК ТС). Таможенные органы уведомляют декларанта или иного лица о наличии сумм от реализации товаров, подлежащих возврату. Для получения денежных средств лицу необходимо обратиться в таможенный орган в течение трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации на счета таможенных органов, в порядке, установленном законодательством государства-участника таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары (п.3 ст. 149 ТК ТС).

     При непринятии по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении решения о конфискации предметов, в отношении таких товаров  должны осуществляться действия, указанные  в части 3 статьи 29.10 КоАП РФ .

 

Заключение

     Интеграция  российской экономики в систему  мировых хозяйственных связей и  увеличение числа участников внешнеторговой деятельности, снижение их независимости  от государства явились причинами  активного использования института  административной ответственности юридических лиц. Формирование института административной ответственности юридических лиц в области таможенного дела в России было обусловлено изменением концептуальных подходов к государственному управлению и спецификой новых таможенно-правовых отношений в данной сфере деятельности.

     Статистика  административных правонарушений в  области таможенного дела характеризуется  постоянным увеличением количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях.

     Под административным правонарушением в сфере таможенного дела следует понимать противоправное, виновно совершенное физическими или юридическими лицами, обладающими признаками общего либо специального субъектов, деяние, то есть действие либо бездействие, направленное на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации (и Таможенного союза), включая порядок применения таможенных режимов (таможенных процедур), порядок их таможенного оформления и контроля (совершения таможенных операций), а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за совершение которого предусматривается ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Предложения по совершенствованию законодательства регламентирующего привлечение юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела заключаются в создании  комплекса теоретических наработок в данной области, что создает базу для дальнейшего развития таких важных понятий, как условия и основания административной ответственности, а также усовершенствования действующего законодательства Российской Федерации.

     Исследуя  практические вопросы деятельности таможенных органов России, следует обратить внимание на такой важный аспект, как необходимость более активного внедрения и использования  информационных технологий. Значимость данного вопроса подчеркнута в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Информация о работе Правовые вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела