Правовые вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела

Автор: b****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Практически в каждой правовой норме, предусматривающей административную ответственность в области таможенного дела, в качестве субъекта административного правонарушения могут выступать юридические лица. Вместе с тем, институт административной ответственности юридических лиц, хотя и получил в КоАП РФ законодательное закрепление, но вызывает неоднозначные оценки, как со стороны представителей науки, так и практических работников. КоАП РФ в основном разрешил проблемы, связанные с декодификацией законодательства об административных правонарушениях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Квалификация административных правонарушений в области таможенного дела 5
1.1. Нарушение таможенных правил и таможенный контроль 5
1.2. Административная юрисдикция таможенных органов 7
Глава 2. Правовые вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела 17
2.1. Содержание и особенности главы 16 КоАП РФ 17
2.2. Вина юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела 22
2.3. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях в таможенной сфере 29
2.4. Международное таможенное сотрудничество в области привлечения к административной ответственности 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Административная ответственность в сфере таможенного дела.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

     Актуальность  исследования. Социально-экономические преобразования в России затронули буквально все стороны ее жизни и, прежде всего, экономику и соответствующие ей социально-экономические и правовые институты. Не стала исключением и административная ответственность, призванная охранять общественные отношения. Исторические и законодательные изменения в первую очередь коснулись экономики, и, естественно, современное российское деликтное законодательство должно было отреагировать на угрозы новым общественным отношениям.

     Именно  поэтому действующий КоАП РФ 2001 г., по сравнению со своим предшественником образца 1984 г., приобрел совершенно иное содержание. Целью защиты посредством мер административной ответственности, наряду с конституционными правами и свободами человека и гражданина, стали экономические интересы физических и юридических лиц.

     Исходя  из оценки современной административной деликтности, законодатель значительно расширил возможности административно-юрисдикционной защиты экономических отношений Российской Федерации. Действующий КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушения в области охраны собственности (гл. 7), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15) и в области таможенного дела (гл. 16). Опасность такого рода правонарушений очевидна, их совершение ставит под угрозу интересы собственников – государства, организаций, физических лиц, снижает уровень экономической безопасности страны. Их особенностью также является и то, что субъектами административных правонарушений часто выступают юридические лица. Государство устанавливает определенные правила поведения в таможенной, внешнеторговой, валютной и финансово-кредитной сферах, предусматривает запреты на совершение деяний, нарушающих такие правила. Однако рост объема соответствующей судебной практики свидетельствует только о том, что нарушения установленных правил не являются редкостью.

     Следует специально указать, что если представители  уголовного права давно и всерьез  занимаются проблемами применения уголовно-правовых норм и не только сформулировали теоретические  основы, но и сформировали собственно теорию квалификации преступлений, то представители административного права ограничиваются рассмотрением отдельных аспектов квалификации административных правонарушений.

     Практически в каждой правовой норме, предусматривающей  административную ответственность в области таможенного дела, в качестве субъекта административного правонарушения могут выступать юридические лица. Вместе с тем, институт административной ответственности юридических лиц, хотя и получил в КоАП РФ законодательное закрепление, но вызывает неоднозначные оценки, как со стороны представителей науки, так и практических работников. КоАП РФ в основном разрешил проблемы, связанные с декодификацией законодательства об административных правонарушениях. По-прежнему требуют совершенствования и уточнения вопросы, связанные с определением подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, нуждаются в конкретизации определения и термины отдельных статей КоАП РФ и ТК РФ.

     Цель  исследования: рассмотреть вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела.

 

Глава 1. Квалификация административных правонарушений в области таможенного дела

1.1. Нарушение таможенных  правил и таможенный  контроль

     В научной литературе высказываются различные точки зрения в плане отнесения таможенных органов к системе правоохранительных органов РФ.

     Одни  авторы, основываясь на законодательстве, определяют их как правоохранительные органы1, другие, не объясняя своих позиций, придерживаются иного мнения2.

     Правоохранительная  деятельность таможенных органов – деятельность, осуществляемая с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела. Одним из основных направлений такой деятельности является борьба с преступлениями и административными правонарушениями, которая должна осуществляться на основе принципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев.

     Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния выступает юридическая ответственность.

     Административная  ответственность – это один из видов юридической ответственности, установленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)3 и, в соответствии с ним, в законах субъектов РФ и состоящий в претерпевании лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий назначенных административных наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП РФ4.

     Таможенный  контроль и административная ответственность  за нарушение таможенных правил призваны обеспечить строгое выполнение всех видов таможенных режимов, а также полноту и своевременность уплаты всех видов таможенных платежей. Таможенный режим представляет собой совокупность закрепленных в юридических нормах правил, регулирующих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     Важнейшей составной частью таможенного дела является таможенный контроль, который  призван проверять соблюдение действующих  правил лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России, выявлять соответствие таможенных операций действующему таможенному законодательству, его конкретным юридическим нормам. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, а при вывозе с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается же таможенный контроль в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе в момент пересечения таможенной границы.

     Статья 180 Таможенного кодекса РФ предусматривает  многочисленные и разнообразные  формы таможенного контроля. Он может  осуществляться в форме проверки документов и сведений, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, учета товаров и транспортных средств, устного опроса, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, а также в иных формах, не противоречащих правовым актам.

     Личный  досмотр — исключительная форма, он проводится по решению начальника таможенного органа при наличии  достаточных данных полагать, что  находящийся в зоне таможенного  контроля гражданин скрывает при  себе товары, являющиеся объектами таможенного нарушения.

     В процессе и в результате осуществления  таможенного контроля, в связи  с выявленными нарушениями таможенных правил, таможенные органы и их должностные  лица могут применять различные  средства и меры административного  принуждения: пресекательные средства (приостановление операций по счетам, изъятие товаров или наложение на них ареста, личное задержание граждан, применение физической силы, оружия); восстановительные меры (неуплаченные таможенные платежи взыскиваются ими с организаций и бесспорном порядке, независимо от времени обнаружения факта неуплаты, да еще с ежедневным начислением пени); применение административных наказаний за совершение таможенных административных правонарушений.

     В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2-16.22 КоАП РФ. Рассматривать дела об этих правонарушениях от имени представляемого ими органа вправе: председатель ГТК России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и их заместители, начальники таможен и их заместители, начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами. При этом виновные в совершении административных правонарушений в таможенной сфере физические и юридические лица подлежат административной ответственности по нормам и правилам КоАП РФ.

1.2. Административная юрисдикция таможенных органов

     Следует отметить, что административная ответственность  является важным механизмом регулирования жизнедеятельности современного общества, так как с помощью этого института осуществляется защита общественных отношений в области таможенного дела.  

     Под условиями административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела следует рассматривать обстоятельства, явления, факторы, особенности обстановки, создающие возможность возникновения (или прекращения) оснований административной ответственности, как базовой, фундаментальной категории. Условия в данном случае создают благоприятную (неблагоприятную) обстановку, выступают в роли катализатора, убыстряя или замедляя процесс. Их наличие может способствовать возникновению, например, возможности или намерения совершить административное правонарушение, а также создать причинную обусловленность наступления (или прекращения)  явления.

     Исследование  условий административной ответственности  юридических лиц как субъектов  административной ответственности  затрагивает необходимость изучения специфики субсидиарного заимствования  гражданско-правовых конструкций административным правом. Это позволяет затронуть вопросы концепции междисциплинарного публично-правового познания и обозначить ряд проблем субсидиарного заимствования терминов, а также создать комплекс мер по усовершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

     В настоящее время формирование Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства и активизация деятельности по вступлению во Всемирную торговую организацию определяют основные цели, задачи и направления развития таможенных органов РФ. В результате активного обновления таможенного законодательства значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

     Реформированию  подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     Специфика системы административной юрисдикции таможенных органов заключена также в ее структуре. Структуру административной юрисдикции таможенных органов РФ можно определить как устройство и внутреннюю форму системы, выступающих как единство устойчивых взаимосвязей между составляющими ее элементами (подсистемами). Составные части (элементы, подсистемы) административной юрисдикции таможенных органов образованы сферами (подсистемами) трех взаимодействующих систем (институциональной, нормативно-правовой и функционально-структурной) и одновременно являются составными частями последних.

     Составляющими элементами административной юрисдикции являются: подсистема таможенных органов (их подразделений), осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, и подсистема правовых актов, закрепляющих функции таможенных органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, а также регулирующих административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов.

     Производство по делам о нарушении таможенных правил как составная часть административной юрисдикции таможенных органов представляет собой особый вид административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, направленный на разрешение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела и применение административно-принудительных мер на основе административно-деликтных процессуальных норм.

     Производство по делам о нарушении таможенных правил — это самостоятельный вид административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, обладающий присущими ему признаками, назначением, обособленностью нормативной регламентации и системой таможенных органов.

     Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов как государственно-властная деятельность состоит в применении закона к нарушениям правовых предписаний. Нарушение таможенных правил является наиболее распространенным видом противоправного посягательства на урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения. Однако существующее в теории таможенного права понятие нарушения таможенных правил является малоразработанным, хотя, несомненно, выступает как комплексное явление, включающее в себя ряд взаимосвязанных элементов.

Информация о работе Правовые вопросы административной ответственности в сфере таможенного дела