Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы «Правительство Российской Федерации как субъект административного права» является исследование органов исполнительной власти, в частности Правительства Российской Федерации, как субъектов административного права, а также проведение комплексного исследования порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации, порядок его работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Место Правительства Российской Федерации в системе Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………6
1.1.Разделение властей и Правительство Российской Федерации…………….6
1.2.Структура федеральных органов исполнительной власти…………………9
Глава 2.Структура Правительства Российской Федерации…………………..12
2.1.Состав Правительства Российской Федерации……………………………12
2.2.Порядок формирования Правительства Российской Федерации………...15
2.3.Срок полномочий и отставка Правительства РФ………………………….18
Глава 3.Концепция и полномочия Правительства Российской Федерации…21
3.1.Понятие концепции и полномочия Правительства РФ…………………...21
3.2.Функции Правительства РФ………………………………………………..25
3.3.Ответственность Правительства РФ и его членов………………………...28
Глава 4.Организация работы правительства и участие в законодательном процессе…………………………………………………………………………..31
4.1.Организация работы Правительства РФ…………………………………...31
4.2.Правительство Российской Федерации и законодательный процесс……35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………..
Порядок формирования Правительства Российской Федерации прописан в главе II Федерального конституционного закона №2 от 14.05.1997 года «О Правительстве Российской Федерации». Начинается формирование Правительства, конечно, с назначения его Председателя.
«Председатель
Правительства Российской Федерации
назначается Президентом
Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.
В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Также важно отметить, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, но никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать, ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.
Интересен вопрос о том, может ли Президент РФ взять на себя функцию Председателя Правительства РФ. В практике такой случай имел место в 1992 году, когда Президент Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 года это не предусматривает.
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены случаи с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:
Однако
Государственная Дума тоже связана
определенными сроками. Так в
соответствии с ч.3. ст.111 Конституции
РФ она обязана рассмотреть
По
поводу назначения главы Правительства
между Президентом РФ и Государственной
Думой могут возникать
После назначения председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.
Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.
В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.
Члены
Правительства не могут занимать
никакой другой должности в государственных
органах местного самоуправления, общественных
объединениях, не имеют права на
предпринимательскую
В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства пять лет.
Как
уже ранее было отмечено, в Конституции
предусмотрена возможность
Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.
Федеральным конституционным законом №2 от 14.05.1997 года «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, то есть все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.
Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно из них – заявление Правительства об уходе в отставку. Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:
«Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.
Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации»5.
Обычно
такое решение принимается на
заседании Правительства в
Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними.
Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.
При
выражении недоверия
Предложение
о выражении недоверия
Необходимо обратить внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение года после ее избрания. То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.
И
последнее основание отставки –
постановка Правительством перед парламентом
вопроса о доверии. Это может
быть связано с общим вопросом
– одобрением его программы –
либо с принятием конкретного
законопроекта. Если Дума в ответ
на инициативу Председателя выразит
недоверие Правительству, то реакция
Президента может быть двоякой: в
течение семи дней принять решение
об отставки Правительства или о
роспуске Государственной Думы и
назначении новых выборов. Трудно себе
представить, чтобы Председатель Правительства
РФ предпринял такую акцию без
согласия Президента РФ, но тогда ясно
и то, что она исходит из договоренности
о принятии Президентом в случае
вынесения Думой недоверия
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Понятие концепции и полномочия Правительства РФ
В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.
Правительство РФ в пределах своих полномочий:
Полномочия Правительства РФ закреплены в главе 3 Федерального конституционного закона №2 от 17.12.1997 года «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом.
Правительство осуществляет регулирования экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Без
заключения Правительства не могут
быть внесены в Государственную
Думу законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных
В
области государственных
Информация о работе Правительство Российской Федерации как субъект административного права