Правительство Российской Федерации как субъект административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы «Правительство Российской Федерации как субъект административного права» является исследование органов исполнительной власти, в частности Правительства Российской Федерации, как субъектов административного права, а также проведение комплексного исследования порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации, порядок его работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Место Правительства Российской Федерации в системе Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………6

1.1.Разделение властей и Правительство Российской Федерации…………….6

1.2.Структура федеральных органов исполнительной власти…………………9

Глава 2.Структура Правительства Российской Федерации…………………..12

2.1.Состав Правительства Российской Федерации……………………………12

2.2.Порядок формирования Правительства Российской Федерации………...15

2.3.Срок полномочий и отставка Правительства РФ………………………….18

Глава 3.Концепция и полномочия Правительства Российской Федерации…21

3.1.Понятие концепции и полномочия Правительства РФ…………………...21

3.2.Функции Правительства РФ………………………………………………..25

3.3.Ответственность Правительства РФ и его членов………………………...28

Глава 4.Организация работы правительства и участие в законодательном процессе…………………………………………………………………………..31

4.1.Организация работы Правительства РФ…………………………………...31

4.2.Правительство Российской Федерации и законодательный процесс……35

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Правительство РФ как субъект административного права.docx

— 75.03 Кб (Скачать)

     Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства Российской Федерации. Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.

     Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности  не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, то есть занимается правотворчеством, при этом, не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.

     Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в  руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм  проявляется также в порядке  назначения должностных лиц федеральных  исполнительных органов. Правительство  РФ назначает на должность и освобождает  от должности всех должностных лиц  государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители  федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций  при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

     В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава 6 (ст.110–117). Другие полномочия Правительства нашли  свое закрепление в федеральных  законах и указах Президента Российской Федерации.  

    1. Система федеральных органов  исполнительной власти

     В Конституции Российской Федерации ничего не говорится о системе федеральных органов исполнительной власти.

     Органы  исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на:1

  • федеральные;
  • субъектов Федерации;
  • территориальные;
  • межтерриториальные.

     Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ №314 от 09.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из:

  • Правительства РФ;
  • федеральных министерств;
  • государственных комитетов РФ;
  • федеральных служб России;
  • российских агентств;
  • федеральных надзоров России.2

     Взаимосвязь различных звеньев федеральных  органов исполнительной власти можно  представить в виде следующей схемы: 
 
 
 

  Схема 1

   «Федеральные государственные органы исполнительной власти»

    

    

      

    

      

    Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации.

    Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления. 3

    Создание  федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществления Президентом РФ по предложению Председателя Правительства  РФ. Положения о федеральных органах  исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленных за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о  других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ.

     Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Назначения на должность  и освобождение от должности руководителей  федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров  и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    1. Состав  Правительства Российской Федерации

     В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции  РФ в состав Правительства входят:

  • Председатель Правительства РФ;
  • Заместители Председателя;
  • Федеральные министры.

     Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

     Президентом может быть введена должность  федерального министра, не являющегося  руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

     Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом  РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители — общее  их число определяется Президентом  РФ по его усмотрению.

     Так, например, в состав Правительства Черномырдина В.С. входило 10 заместителей Председателя, а в состав Правительства Кириенко С.Л. три заместителя.

     Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает  функции и полномочия, преобразованных  и вновь созданных федеральных  органов исполнительной власти, а  также уточняет положения о действующих  органах в целях обеспечения  или реализации государственной  политики в установленных сферах ведения.  

     Как правило, общая структура федеральных  органов исполнительной власти разрабатывается  и принимается при формировании Правительства РФ после выборов  Президента РФ, в дальнейшем она  только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

     В качестве постоянного органа Правительства  для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум  состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров  финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

     На  заседаниях Президиума рассматриваются  любые вопросы, относящиеся к  сфере деятельности Правительства,  и принимаются решения, в том  числе акты нормативного характера.

     Решения Президиума Правительства принимаются  большинством голосов от общего числа  его членов, издаются в форме постановлений  и распоряжений Правительства и  не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства  РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

     Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием  народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует  Комиссия Правительства по оперативным  вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства. В ее состав входят также другие заместители  Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для  организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных  функций Комиссии является обеспечение  контроля и проверки выполнения решений  Правительства министерствами и  ведомствами.

     Министры  осуществляют общее руководство  деятельностью своих министров, несут персональную ответственность  за выполнение, возложенных на министров  задач.

     По  их представлению Правительство  назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру  и штатное расписание центрального аппарата министров.

     В каждом министерстве и ведомстве  образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

     Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы  организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и  ведомства.

     Министерство  издает в пределах своей компетенции  на основе и во исполнении законодательства Российской Федерации приказы и  инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

     Вообще  министры Российской Федерации и  руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные  группы. Первая группа включает руководителей  тех министерств и ведомств, которые  в своей работе напрямую подчиняются  Президенту РФ в соответствии с его  конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной  службы безопасности, директор Федеральной  пограничной службы, директор Федеральной  службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки.

     Президенту  РФ также подведомственны Федеральная  служба железнодорожных войск, Федеральная  служба охраны, Федеральное агентство  правительственной связи и информации, Главное управление специальных программ, Государственная техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных министров.

     Подчинение  некоторых федеральных министров  Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают  участие в заседаниях Правительства  и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства  и несут коллективную ответственность  за деятельность Правительства РФ.

     Вторую  группу составляют руководители министерств  и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это  министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта, финансов и другие, а также руководители государственных комитетов, комиссий, служб и агентств, надзоров.  

Информация о работе Правительство Российской Федерации как субъект административного права