Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные полномочия взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере дорожного строительства.
2. Выявить ключевые проблемы и перспективы отрасли дорожного строительства.
3. Проанализировать практику взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Челябинской области.
Введение 3
1. Теоретические аспекты взаимодействия государственной власти с органами местного самоуправления 5
1.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти 5
1.2 Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства 14
2. Практика взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области 18
2.1 Система управления дорожным хозяйством в Свердловской области 18
2.2 Предложения по усовершенствованию механизмов государственного и муниципального управления дорожным хозяйством 22
Заключение 24
Список использованной литературы 27
По вопросам дорожной деятельности к компетенции органа исполнительной власти Свердловской области могут быть отнесены другие полномочия, переданные Свердловской области федеральными органами исполнительной власти по договорам и соглашениям.
Компетенции
органов исполнительной власти Свердловской
области, осуществляющие управление дорожной
деятельностью определяется законодательством
Российской Федерации, настоящим Законом
и положением об указанном органе, утверждаемым
Губернатором Свердловской области.
2.
Практика взаимодействия
государственной
власти и органов
местного самоуправления
Свердловской области
2.1
Система управления
дорожным хозяйством
в Свердловской
области
В
табл. 1 приводятся данные официальной
статистики об общей протяженности
дорог и о протяженности
Таблица 1
Протяженность автомобильных дорог в Свердловской области с твердым покрытием (км)
Наименование | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Изменение с 2004по 2007 г. | Изменение с 2007 по 2010 г. |
Протяженность автодорог с тв. покр. | 15150 | 15861 | 15132 | 15042 | 15032 | 14170 | 13971 | 4,69% | -11,92% |
в т.ч. дорог общего пользования | 6835 | 7872 | 8000 | 8029 | 8108 | 8137 | 8065 | 15,17% | 2,45% |
Таблица 2
Протяженность
и структура автомобильных
Челябинской области общего пользования
по тех. категориям, 2007–2010
Показатели | Ед. изм. | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Протяженность по категориям: | |||||
I | км | 38 | 44 | 47 | 51 |
II | км | 457 | 451 | 448 | 439 |
III | км | 1491 | 1531 | 1531 | 1573 |
IV | км | 5373 | 5414 | 5770 | 5678 |
V | км | 18 | 18 | 222 | 403 |
Структура по категориям: | |||||
I | % | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
II | % | 6,2 | 6,0 | 5,6 | 5,4 |
III | % | 20,2 | 20,5 | 19,1 | 19,3 |
IV | % | 72,8 | 72,6 | 72,0 | 69,7 |
V | % | 0,2 | 0,2 | 2,8 | 4,9 |
В
приводимой ниже таблице (табл. 3) перечислены
органы власти, отвечающие за состояние
дорожного хозяйства в
Таблица 3
Органы
власти, отвечающие за состояние дорожного
хозяйства
в Свердловской области (в том числе –
по отдельным регионам)
Орган управления | |
Челябинская область | Главное управление дорожного хозяйства |
г. Челябинск | Управление транспорта, связи и благоустройства |
г. Магнитогорск | Управление благоустройства |
Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между различными организациями в секторе дорожного хозяйства.
В Главном управлении по дорожному хозяйству Свердловской области работает 130 человек. Большинство — это инженеры, специалисты с высшим, специальным образованием. В структуру организации входит три управления.5
Во-первых, это управление содержания дорог. Его считаем основным, так как оно обеспечивает постоянное, ежедневное содержание дорог области. Это подразделение дает диагностику состояния дорог и формирует планы по развитию всей ремонтной сети.
Во-вторых, финансовое управление. Оно обеспечивает финансирование подрядчиков.
В-третьих, это управление по имуществу. Оно управляет имуществом, которое находится в аренде у подрядчиков. Управление следит за тем, насколько эффективно это имущество используется подрядчиками, решает вопросы его пополнения. В состав управления, кроме того, входит плановый отдел проектно-экспертный отдел, ряд иных технических служб.
Динамика и структура доходов территориального дорожного фонда за 2007-2010 гг. представлена в таблице 4.
Доходная часть бюджетов ТДФ исполнена во всех исследуемых периодах. Доходную часть бюджета ТДФ 2010 года с предполагаемой долей исполнения 98 и с учетом погрешности экстраполяции также можно считать исполненной.
Таблица 4
Плановые и фактические доходы ТДФ Челябинской области (тыс. руб.)
Год | Запланировано к поступлению | Фактически поступило | Факт/План |
2007 | 1 556 890 | 1 587 208 | 102 |
2008 | 2 541 908 | 2 623 547 | 103 |
2009 | 3 014 272 | 4 733 594 | 157 |
2010 | 3 286 928 | 3 223 038 | 98 |
Сведения о расходах бюджета г. Екатеринбурга на дорожное хозяйство сведены в таблицу.
Наглядным
примером финансирования дорожного
хозяйства в муниципальных
Таблица 8
Расходы
на дороги г. Екатеринбург в период 2007-2010
годы (млн. руб.)
Виды работ | 2007 | 2008 | 2009 | 9 мес. 2010 |
1. Строительство дорог | 44,8 | 41,3 | 203,8 | 78,7 |
2. Капитальный ремонт дорог | 16,2 | 49,7 | 125,4 | 45,7 |
3. Содержание дорог | 38,6 | 40,8 | 68,0 | 108,9 |
4. Приобретение дорожной техники | 5,2 | 3,9 | 19,6 | 19,7 |
5.Проектно-изыскательские работы | 0,1 | 0,8 | 2,9 | 2,0 |
Итого | 104,9 | 136,5 | 419,7 | 255,0 |
Как видно из таблицы, расходы на дорожное хозяйство г. Екатеринбурга характеризуются устойчивым ростом. Причем, в 2009 году этот рост особенно заметен и составляет 307. Такой рост был обеспечен увеличением всех составляющих расходов на дорожное хозяйство. Динамика доли расходов на строительство в общей сумме дорожных расходов имеет колебательный характер в исследуемом периоде: 42 в 2007 году, потом уменьшение до 30 в 2008 году и рост до 49 в 2009 году.
Доля дорожных расходов в общей сумме расходов бюджета также растет: от 6 в 2007 году до 11 в 2009 году.
Таким образом, для территорий местного самоуправления проблема источников бюджетного финансирования является несравненно более острой – здесь последние налоговые меры так и не создали никаких «специализированных» налоговых источников для осуществления расходов на дорожное хозяйство. Поэтому в обеспечении финансов для поддержания и развития дорожной инфраструктуры большинство муниципалитетов полагаются на общее субсидирование субъектами РФ и лишь отчасти – на собственные доходы.6
Для исправления такого положения, реформа финансирования дорожного хозяйства в отношении источников налоговых доходов должна обеспечить, помимо дальнейшей оптимизации существующих налогов и сборов, о которой было сказано выше, ввести дополнительные источники, увязанные с использованием дорог для субъектов РФ и, в первую очередь, для муниципалитетов.
Одним
из таких важных источников могли
бы стать сборы с большегрузного
грузового транспорта, дифференцированные
по показателям грузоподъемности транспортных
средств или другим подобным показателям
и, если удастся, разработать соответствующую
эффективную систему контроля, зависящие
от объемов перевозок такими средствами
по данному региону.
2.2
Предложения по усовершенствованию
механизмов государственного
и муниципального управления
дорожным хозяйством
На
основании вышеизложенного, можно
сформулировать следующие рекомендации
по совершенствованию системы
1. Для повышения информационной прозрачности следует сформулировать и официально принять требования к опубликованию данных о состоянии дорог с достаточной степенью детализации, по возможности совместимые с используемыми в мировой практике.
2. Необходимо четко разделить административные и хозяйственные функции, а также устранить дублирование функций между различными организациями.