Оглавление
Введение 3
1. Теоретические
аспекты взаимодействия государственной
власти с органами местного
самоуправления 5
1.1 Полномочия
федеральных органов исполнительной власти 5
1.2 Полномочия
органов власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
в сфере дорожного строительства 14
2. Практика
взаимодействия государственной власти
и органов местного самоуправления Свердловской
области 18
2.1 Система
управления дорожным хозяйством в Свердловской
области 18
2.2 Предложения
по усовершенствованию механизмов государственного
и муниципального управления дорожным
хозяйством 22
Заключение 24
Список
использованной литературы 27
Введение
В
данной курсовой работе рассмотрим взаимодействие
государственной власти с органами
местного самоуправления на примере
решения дорожного строительства
в Свердловской области.
Отрасль
дорожного хозяйства обладает такими
специфическими особенностями, которые
обусловливают существенно более
высокую роль, и особенный характер
государственного регулирования, и
особенно финансирования, чем «обычные»
отрасли экономики, например, промышленность.
Если отсутствует концепция государственной
политики в отрасли, опирающаяся
на всесторонний учет таких отраслевых
особенностей, регулирование и финансирование
отрасли не может быть достаточно
эффективным.
Существенным
общим пробелом регулирования дорожного
хозяйства в Российской Федерации
на уровне, как федерации, так и
регионов является то, что в нормативных
актах и программных документах
экономической политики не определены
интегральные принципы, критерии и
пределы вмешательства в дела
отрасли. Вследствие этого управление
и финансирование дорожного хозяйства
осуществляется во многом стихийно, без
учета всех особенностей отрасли
и возможностей повышения эффективности
ее работы. Этим обусловлена актуальность
данной проблемы – взаимодействия
органов местного самоуправления с
органами государственной власти в
сфере дорожного строительства.
1.
В первую очередь, отсутствует
четкая единая трактовка особенностей
дорожной инфраструктуры, которые
обусловливают ту или иную
степень государственного вмешательства
и финансирования этой инфраструктуры,
роль государственной или муниципальной
собственности на объекты дорожного
хозяйства.
2.
Хотя существующее распределение
прав собственности и ведения
в отношении автодорог в целом отвечают
характеру дорожного хозяйства, в явном
виде нигде не определены базовые критерии
и границы государственного и муниципального
участия в обеспечении нормального развития
и условий эксплуатации дорожной инфраструктуры.
3.
Ввиду отсутствия таких четко
установленных критериев и границ,
не существует системы единых
принципов государственного управления
и финансирования дорожного хозяйства,
которые были бы приняты на
федеральном уровне и соблюдались
при регулировании отрасли региональными
и местными администрациями.
4.
Неразработанность системы принципов
управления и финансирования дорожного
хозяйства не позволяет выделить основные
направления и формы такого регулирования
и финансирования, разработать методы
и подходы к их эффективному использованию.
Целью
данной курсовой работы является анализ
взаимодействия органов местного самоуправления
с органами государственной власти в сфере
дорожного строительства.
Для
достижения данной цели необходимо решить
следующие задачи:
1.
Рассмотреть основные полномочия
взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления
в сфере дорожного строительства.
2.
Выявить ключевые проблемы и
перспективы отрасли дорожного
строительства.
3.
Проанализировать практику взаимодействия
органов государственной власти
и местного самоуправления на
примере Челябинской области.
4.
Выработать предложения по совершенствованию
механизмов управления дорожной
отраслью и взаимодействия органов
власти.
Предметом
исследования является анализ взаимодействия
органов местного самоуправления с
органами государственной власти.
Объектом
исследования является дорожное строительство.
1.
Теоретические аспекты
взаимодействия государственной
власти с органами
местного самоуправления
1.1
Полномочия федеральных
органов исполнительной
власти
В
соответствии со ст. 71 Конституции Российской
Федерации в ведении РФ находятся
вопросы становления основ федеральной
политики и федеральной программы
в области дорожного строительства
и развития транспортной сети.
В
соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 30 декабря 2010 г. №1038 Федеральным
органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим
управление в области транспортного комплекса
является Министерство транспорта РФ.1
Министерство
транспорта РФ осуществляет свою деятельность
как непосредственно, так и во
взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти; органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Министерство
транспорта РФ в соответствии с возложенными
на него задачами, осуществляет следующие
функции в области дорожного
хозяйства:
- организует
исполнение федерального бюджета в части
финансирования дорожного хозяйства,
включая средства Федерального дорожного
фонда Российской Федерации;
- выполняет
в установленном порядке функции по управлению
федеральными автомобильными дорогами
общего пользования и федеральным имуществом,
необходимым для обеспечения их функционирования;
- координирует
деятельность по развитию сети автомобильных
дорог общего пользования во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации; осуществляет
перспективное и текущее планирование
развития федеральной дорожной сети, совершенствование
системы обеспечения ее содержания;
- организует
совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации общественные работы в рамках
федеральных и региональных программ
дорожного строительства;
- рассматривает
и готовит заключения по вопросам строительства,
содержания и эксплуатации платных автомобильных
дорог общего пользования, объектов дорожного
сервиса на автомобильных дорогах общего
пользования, согласовывает их технические
и эксплуатационные параметры;
- осуществляет
контроль за соблюдением порядка пользования
федеральными автомобильными дорогами
общего пользования и правил их охраны;
- согласовывает
нормативные правовые акты федеральных
органон исполнительной власти, устанавливающие
правила пересечения или сближения автомобильных
дорог с трубопроводами, сетями и средствами
связи и электропередачи и другими сооружениями,
а также порядок эксплуатации железнодорожных
переездов, их открытия и закрытия;
- вносит предложения
о порядке использования земель, занятых
автомобильными дорогами общего пользования,
организует их рациональное использование
в целях привлечения дополнительных средств
для реализации дорожных программ и проектов,
согласовывает в установленном порядке
размещение в полосе отвода и придорожной
полосе федеральных автомобильных дорог
общего пользования сооружений и объектов;
- разрабатывает
и утверждает техническую классификацию
автомобильных дорог общего пользования,
готовит в установленном порядке предложения
по изменению и уточнению классификации
автомобильных дорог общего пользования
и перечней федеральных автомобильных
дорог общего пользования;
- организует
учет автомобильных дорог общего пользования,
учет интенсивности движение транспортных
средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного
состояния федеральных автомобильных
дорог общего пользования, информирование
пользователей о состоянии этих автомобильных
дорог;
- организует
ежегодное планирование работ на автомобильных
дорогах общего пользования, финансируемых
за счет средств федерального бюджета,
утверждает перечень объектов, в отношении
которых должны разрабатываться технико-экономические
обоснования, перечни, титульные списки
строек и проекты строительства объектов
дорожного хозяйства, финансируемых за
счет средств федерального бюджета, проводит
экспертизу проектно-сметной документации;
- участвует
в разработке и согласовании программ
ликвидации пересечений автомобильных
дорог общего пользования и железнодорожных
путей на одном уровне, рассматривает
вопросы долевого финансирования строительства
путепроводов в местах их пересечения;
- утверждает
по согласованию с Министерством внутренних
дел Российской Федерации и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти правила пропуска по автомобильным
дорогам общего пользования транспортных
средств со сверхнормативными нагрузками
на ось, массой и габаритами;
- уведомляет
в установленном порядке полномочные
органы государств, заключивших с Российской
Федерацией соглашения о международном
автомобильном сообщении, о правовых актах,
предусматривающих ограничение движения
по автомобильным дорогам или устанавливающих
нормативы допустимых весовых нагрузок
на ось и габаритов транспортных средств,
заблаговременно оповещает эти органы
о времени и маршрутах введения ограничения
движения по сезонно-климатическим условиям
на федеральных автомобильных дорогах
общего пользования;
- организует
взимание установленных неналоговых сборов
и платежей за проезд по федеральным автомобильным
дорогам общего пользования (в том числе
платы в счет компенсации ущерба от перевозки
тяжеловесных и крупногабаритных грузов)
и контроль за их целевым использованием;
- осуществляет
контроль за качеством проектирования,
строительства, реконструкции, ремонта
и содержания автомобильных дорог общего
пользования в части соблюдения установленных
требований, стандартов и норм, проводит
проверку деятельности организаций дорожного
хозяйства по выполнению законодательства
Российской Федерации, стандартов и иных
нормативных актов;
- участвует
непосредственно или через уполномоченные
Министерством организации в расследовании
причин аварий и разрушений автомобильных
дорог общего пользования и дорожных сооружений
на них;
- устанавливает
порядок определения размера платы за
проезд транспортных средств, осуществляющих
перевозку крупногабаритных и тяжеловесных
грузов, взимаемой в счет компенсации
ущерба, наносимого федеральным автомобильным
дорогам общего пользования и дорожным
сооружениям на них;
- выдает специальные
разрешения для пропуска по федеральным
автомобильным дорогам общего пользования
транспортных средств с крупногабаритными
и тяжеловесными грузами, осуществляющих
международные автомобильные перевозки;
В
настоящее время на федеральном
уровне реализуется федеральная
целевая программа «Модернизация
транспортной системы России (2002 –
2012 годы)», утвержденная Постановлением
Правительства России от 5 декабря 2009 г.
№848.
В
состав программы входит подпрограмма
«Автомобильные дороги», в соответствии
с которой в области модернизации
автомобильных дорог будет осуществлено:
- приоритетное
финансирование модернизации, ремонта
и содержания автомобильных дорог;
- развитие
сети местных автомобильных дорог для
обеспечения связи населенных пунктов
с дорожной сетью общего пользования и
решения социальных проблем сельского
населения;
- совершенствование
системы управления дорожным хозяйством
на федеральном и региональном уровнях;
- повышение
качества дорожных работ на основе внедрения
новейших достижений научно-технического
прогресса, опережающего развития отечественного
дорожного машиностроения и дорожно-строительной
индустрии, в том числе с привлечением
к решению этой проблемы предприятий оборонной
промышленности;
- развитие
рынка дорожных работ, повышение качественного
уровня конкуренции за счет более широкого
внедрения конкурсной системы предоставления
подрядов.
Целевыми
показателями подпрограммы являются (табл.
1):
Таблица
1
Целевые
показатели подпрограммы модернизации
автомобильных дорог, тыс. км.
Показатели |
2000 год |
2005 год |
2010 год |
Протяженность
автомобильных дорог общего пользования |
584,4 |
620 |
670 |
Протяженность
федеральных автомобильных дорог |
46,3 |
47 |
50 |
Протяженность
территориальных автомобильных
дорог |
538,1 |
573 |
620 |
Протяженность
многополосных автомобильных дорог |
4,3 |
5,7 |
8 |
Для
достижения поставленных в подпрограмме
целей должны быть осуществлены следующие
мероприятия (табл. 2):
Таблица
2
Мероприятия
по строительству и ремонту автомобильных
дорог
Показатели |
2002-2010 годы
– всего |
В том
числе |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006-2010 годы |
Строительство
и реконструкция автомобильных
дорог – всего |
72 |
6,3 |
6,3 |
7 |
7,7 |
44,7 |
в том
числе:
федерального
значения |
11 |
0,8 |
0,8 |
1 |
1,2 |
7,2 |
территориального
значения |
61 |
5,5 |
5,5 |
6 |
6,5 |
37,5 |
Ремонт
автомобильных дорог |
316 |
27,5 |
28,5 |
30 |
33,6 |
196,4 |
в том
числе:
федерального
значения |
48 |
3,5 |
3,5 |
4 |
5,6 |
31,4 |
территориального
значения |
268 |
24 |
25 |
26 |
28 |
165 |
Подпрограмма
включает в себя комплекс взаимоувязанных
и скоординированных мероприятий,
охватывающих основные аспекты деятельности
дорожного хозяйства Российской
Федерации. Система мероприятий
включает в себя 12 комплексных проектов.2