Порядок наложения административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие административного наказания;
обозначить цели административного наказания;
рассмотреть систему и виды административных наказаний;
изучить порядок назначения административных наказаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
1. Понятие и цели административного наказания………………………….. 5
1.1 Понятие административного наказания……………………………… 5
1.2 Цели административного наказания………………………………….. 11
2. Система и виды административных наказаний………………………..…. 16
2.1 Система административных наказаний………………………………. 16
2.2 Виды административных наказаний………………………………….. 19
3. Порядок наложения административных наказаний……………………. …29
3.1 Принципы назначения административных наказаний………………. 29
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность………………………………………………………………… 32
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………………………………. .. 36
Список используемых источников……………

Работа содержит 1 файл

адм юрисдикция.docx

— 58.07 Кб (Скачать)
ify">     Из  данного определения с очевидностью вытекают все основные и характерные  признаки, которым должна отвечать дефиниция, раскрывающая данное образование  собственно как "систему административных наказаний".

     Первый  признак - общий и выражает логику системообразующих связей элементов  любой системы, в том числе  и административных наказаний. Виды административных наказаний как  элементы системы административных наказаний объединены и тем самым  находятся в объективно соединенном  состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют  субстанциональные особенности  их свойств и связей. Перечисленные  в Кодексе Российской Федерации  об административных правонарушениях  виды административных наказаний имеют  много общих черт, например единый порядок наложения, одни и те же цели применения, наконец, все они являются мерами административной ответственности  и устанавливаются государством.

     Второй  признак - структурно-иерархическое  единство. Система административных наказаний построена посредством  расположения различных видов наказаний  в определенном сравнительном порядке (в зависимости от степени их суровости). Подобно тому, как это сделано  в уголовном и трудовом праве, перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая  будет учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными  органами (должностными лицами), которые  будут налагать такие санкции.

     Последовательность  расположения административных наказаний  имеет как принципиальное, так  и утилитарное значение: дает возможность  уяснить, как надлежит оценивать  сравнительную суровость каждого  административного наказания законодателем  при дифференциации административной ответственности; указывает на то, какое  административное наказание может  предпочесть правоприменитель при  решении вопроса об адекватном выборе и гармоничном сочетании конкретных административных наказаний, оговоренных  в санкции статьи; помогает также  при необходимости решить вопрос об обратной силе нового закона и, что  самое ценное, значительно сужает судейско-административную дискрецию.

     Третий  признак - относительная самостоятельность. Система административных наказаний  проявляет свойство относительной  самостоятельной категории, обусловливающей  сравнительную автономность своего функционирования, степень которой  определяет уровень данной системы. В то же время сама по себе система  административных наказаний не имеет  прямого действия, и при рассмотрении конкретного дела и применении административного  наказания административно-юрисдикционный орган руководствуется санкциями  статей Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, избирая вид административного наказания, содержащийся в этой санкции. Административные наказания, перечисленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, являются мерами административной ответственности, им присущи специфические закономерности функционирования и каждый их вид имеет свои особенности, которые образуют присущую ему (и только ему) индивидуальность.

     Четвертый признак - относительная устойчивость. Система административных наказаний - относительно устойчивая правовая категория, в пределах которой допустимы  изменения свойств ее элементов - видов административных наказаний  и их связей. Отсюда следует также, что данная система носит не открытый характер, что не всегда тождественно, однако, выводу об исчерпывающем характере  перечня административных наказаний. Установленный законом перечень видов административных наказаний  является лишь показателем достигнутого государством уровня правового развития и имеет только формальную и относительную  ценность.

     Таким образом, из анализа рассмотренных  выше признаков можно прийти к  выводу о том, что в правовом (узком) понимании система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в  структуре административного принуждения  упорядоченная по критерию сравнительной  суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь  которых обусловлены единством  функционального назначения административного  наказания в административно-наказательной  политике государства. 

     2.2 Виды административных  наказаний 

     За  совершение административных правонарушений статья 3.2 КоАП РФ устанавливает следующие  виды административных наказаний:

     - предупреждение;

     - административный штраф;

     - конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     -  лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

     -  административный арест;

     - административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

     - дисквалификация;

     - административное приостановление  деятельности.8

     Иначе классифицировать административные наказания  можно следующим образом:

     По  юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление  деятельности. Эти наказания могут  применяться только в качестве основных.

     Административные  наказания, которые могут применяться  в качестве как основных, так и  дополнительных: конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства.

     По  уровню установления: устанавливаемые  на федеральном уровне: все виды административных наказаний;  устанавливаемые  на уровне субъекта РФ: предупреждение, административный штраф).

     По  характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном  уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения), меры по ограничению  отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

     По  процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие  физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация).

     По  характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения), меры, применяемые  только к физическим лицам (лишение  специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация). [9]

     Рассмотрим  каждое из административных наказаний  более подробно.

     Предупреждение  – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании  физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

     Предупреждение  применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших  незначительные нарушения установленных  правил, когда они не носят резко  выраженного антиобщественного  характера.

     Предупреждение  является административным наказанием и может повлечь наступление  определенных правовых последствий  только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано  иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

     От  предупреждения как меры административного  наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой  средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями. [4]

     Административный  штраф - денежное наказание, назначаемое  нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или  их полномочными представителями в  пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

     Нормы административного права предусматривают  штраф в двух формах: с указанием  пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием  размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве  случаев нормативные акты устанавливают  относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении  штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

     Кодексом  установлено, что административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.9

     Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Эта мера административного  наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых  из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

     Кодекс  устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными  предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная  продукция, орудия производства и сырье  за осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; радиоэлектронные средства или высокочастотные  устройства, средства связи, если на них  отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

     Исходя  из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что "никто не может быть лишен  своего имущества иначе как по решению суда", конфискацию как  вид административного наказания  могут применять только судьи.

     До  судебного решения должностные  лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом  полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что  все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья  и т.д.). В момент такого изъятия  не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в  ходе надлежащей процедуры, особенности  которой зависят от характера  возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений  прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

     Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется  за грубое или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более трех лет.10

     Лишение специального права применяется  чаще всего в отношении водителей  транспортных средств и предусматривается  Кодексом об административных правонарушениях  за грубые нарушения Правил дорожного  движения, например управление транспортными  средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, отказ  от прохождения медицинского освидетельствования, нарушение правил движения через  железнодорожные пути, нарушение  водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда  здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется  за нарушение правил охоты.

     Кодекс  относит применение рассматриваемого административного наказания к  компетенции различных органов. Лишение права на управление автотранспортом  и городским электротранспортом применяют судьи; права на управление тракторами, комбайнами и другими  самоходными сельскохозяйственными  машинами - органы госсельтехнадзора, на управление маломерными судами - органы государственной инспекции  по маломерным судам МЧС. Право назначать  административное наказание в виде лишения права охоты предоставлено  органам, осуществляющим государственный  надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение  специального права назначается  судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

Информация о работе Порядок наложения административных наказаний