Порядок наложения административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие административного наказания;
обозначить цели административного наказания;
рассмотреть систему и виды административных наказаний;
изучить порядок назначения административных наказаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
1. Понятие и цели административного наказания………………………….. 5
1.1 Понятие административного наказания……………………………… 5
1.2 Цели административного наказания………………………………….. 11
2. Система и виды административных наказаний………………………..…. 16
2.1 Система административных наказаний………………………………. 16
2.2 Виды административных наказаний………………………………….. 19
3. Порядок наложения административных наказаний……………………. …29
3.1 Принципы назначения административных наказаний………………. 29
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность………………………………………………………………… 32
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………………………………. .. 36
Список используемых источников……………

Работа содержит 1 файл

адм юрисдикция.docx

— 58.07 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………….....  3

1. Понятие и цели административного наказания…………………………..  5

     1.1 Понятие административного наказания………………………………  5

     1.2 Цели административного наказания………………………………….. 11

2. Система и виды административных наказаний………………………..…. 16

     2.1 Система административных наказаний………………………………. 16

     2.2 Виды административных наказаний………………………………….. 19

3. Порядок наложения административных наказаний……………………. …29

      3.1 Принципы назначения административных  наказаний………………. 29

      3.2 Обстоятельства, смягчающие и  отягчающие административную ответственность………………………………………………………………… 32

      3.3 Давностные сроки назначения  административного наказания и  срок их погашения……………………………………………………………………….  34

Заключение……………………………………………………………………. .. 36

Список используемых источников……………………………………………. 39 

 

      Введение 

     Актуальность  темы исследования. Взятый с принятием  Конституции РФ 1993 г. курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного  права, выработки качественно новых  подходов к проведению в жизнь  основных положений административной политики. Ныне проводимые реформы  в правовой системе государства  имеют целью достижение такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы  человека и гражданина, другие социально  значимые ценности были бы реально  действующими

     Административные  правонарушения самые распространенные из всех видов противоправных проявлений, что придает вопросу борьбы с  ними особую значимость. А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей  правовых запретов.

     Необходимо  отметить, что административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, вместе с тем содержит в себе предупредительную  и профилактическую направленность как к лицам, совершившим эти  правонарушения, так и к другим лицам (частная и общая превенция). При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов  и правопорядка. Административное наказание  как реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать  от иных мер административного принуждения - административно-предупредительных мер, а также мер административного пресечения

     Целью данной курсовой работы является максимально  полно показать специфику административного  наказания как выражения реакции  государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину  мер юридической ответственности  за нарушение правил административно-правового  характера.

     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. дать понятие административного наказания;
  2. обозначить цели административного наказания;
  3. рассмотреть систему и виды административных наказаний;
  4. изучить порядок назначения административных наказаний.
 

 

      1. Понятие и цели  административного  наказания 

     1.1 Понятие административного  наказания 

     Административное  наказание в соответствии с нормой ст. 3.1 КоАП РФ является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как  самим правонарушителем, так и  другими лицами. Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение  предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении  виновного дополнительными обязанностями  либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия  для привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания - кара, определенное возмездие за неблагоприятное  социальное поведение, имеющее своей  целью предупреждение совершения новых  правонарушений.

     Термин "административное наказание" обрел  свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием  Кодекса об Административных Правонарушениях  РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание".

     На  современном же этапе отказ законодателя от термина "административное взыскание" различными учеными-административистами  объясняется по-разному. Более развернуто объясняет причину смены терминов Д.Н. Бахрах, акцентируя внимание на том, что "новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и  близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты  этих видов ответственности", к  числу которых он относит: "применение карательных санкций за совершение правонарушения, составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости".

     Закон определяет административное наказание  как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения1. Из указанного определения можно выделить несколько признаков административного наказания, выводимых не столько путем текстуального прочтения, сколько путем логико-юридического, научного и системного осмысления:

     1) административное наказание есть  установленная государством мера  ответственности;

     2) административное наказание применяется  лишь за совершение административного  правонарушения;

     3) административное наказание может  быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении  административного правонарушения;

     4) административное наказание есть  кара, которая заключается в обусловленном  им лишении или ограничении  прав и свобод правонарушителя;

     5) административное наказание всегда  носит личный характер и не  должно затрагивать интересы  третьих лиц;

     6) административное наказание применяется  широким кругом органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях;

     7) административное наказание всегда  влечет последствие, при котором  нарушитель и после исполнения  административного наказания считается  подвергнутым такому наказанию.

     Все перечисленные признаки административного  наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует отметить, что  они носят условный характер, поскольку  связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно (особенно первый, второй, третий, четвертый и пятый).

     С содержательной же стороны административное наказание может считаться законно  установленным только в том случае, если законом зафиксированы так  называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают, по сути, на то, что административное наказание:

     1) устанавливается и применяется  государством в общественно значимых  интересах;

     2) применяется только от имени  государства;

     3) содержит четко определенный  объект (объекты) ограничений с  указанием количественных пределов (максимального, а в необходимых  случаях и минимального) вмешательства  в правовой статус нарушителя;

     4) выражает характер не какой-либо, а именно административной ответственности,  что, впрочем, обеспечивается  и рядом других присущих административным  наказаниям признаков.

     В сущности, административное наказание  как прерогатива государства  выражает прежде всего официальную  государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В  связи с этим административное наказание  есть государственное порицание  лица, совершившего административное правонарушение. Однако государственный  характер административного наказания  означает также и то, что оно  устанавливается и применяется  государством в общественно значимых интересах, т.е. в интересах хотя и государства, но проистекающих  из общественной необходимости.

     Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях определяет также  административное наказание как  меру ответственности - не всякой, а  именно административной. Указание на вид ответственности содержится в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому административное наказание служит "измерением" административной ответственности  лишь тогда, когда оно установлено государством за совершение именно административного правонарушения и включает ограничения прав и свобод лица, не выходящие за пределы минимально и максимально допустимого (общего) уровня административно-карательного воздействия. Выражая общие параметры административно-наказательного воздействия на правонарушителя, административное наказание выступает мерой, завершающей административное преследование, и итоговым показателем административной ответственности.

     Вторым  признаком административного наказания  является то, что оно применяется  лишь за совершение административного  правонарушения. Существенная особенность  данного признака заключается в  том, что он используется наряду с  таким основным институтом науки  административного права, как административное правонарушение.

     Административное  правонарушение и административное наказание - это понятия взаимозависимые  и взаимообусловленные, что не исключает  различия между ними. Административное правонарушение определяется административно-деликтным  законом в целях обеспечения  правильного и обоснованного  применения мер административной ответственности.

     Закон с необходимостью связывает с  правонарушением наказание; в понятии  правонарушения, по существу, подразумевается  его противоположность - наказание. То, что составляет содержание правонарушения, - нарушение субъективного и (или) объективного права - выступает одновременно основанием для наказания. В последнем - суть диалектической связи административного  правонарушения и административного  наказания. А они, будучи самостоятельными понятийными единицами административно-деликтного законодательства, таким образом, взаимодействуют  друг с другом в контексте административной ответственности, элементарными и  имманентными категориями которой  они же и выступают. Говоря иначе, ситуация, при которой у статьи, содержащей состав административного  правонарушения, отсутствовала бы связанная с ней санкция, просто немыслима, а о наличии административной ответственности не следует даже и говорить. Аналогичным образом ситуация оценивается и при обратной связи.

     Третьим признаком административного наказания  является то, что оно может быть применено только к лицу, признанному  виновным в совершении административного  правонарушения. В этом признаке административного  наказания реализуются такие  принципы административно-деликтного законодательства, как принцип законности2, принцип равенства перед законом3, принцип справедливости4 и, самое главное, принцип вины5.

     Суть  указанного признака в контексте  административного наказания состоит  в том, что административное наказание  может быть назначено при наличии  вины лица в совершении административного  правонарушения. Это значит, что  административное наказание назначается  лишь за те действия, которые предусмотрены  административно-деликтным законом  в качестве административного правонарушения; основанием применения к лицу административного  наказания является совершение им общественно  вредного деяния, содержащего все  признаки состава административного  правонарушения. Основным моментом является то, что лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью  доказана в установленном законом  порядке.

Информация о работе Порядок наложения административных наказаний