Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, контрольная работа
Рассматриваемые нами ниже понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина подразделяется на множество видов, которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также на нравственные и иные предписания.
В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).
Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:
1. дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
2. она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
3. связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
4. это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
5. целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок.
4.2 ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п. Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства)
Государственная дисциплина
связана с выполнением
Основные свойства права
– нормативность, определённость, системность,
динамизм, гарантированность государством
– позволяют использовать его
в качестве непрерывно действующей
системы типовых масштабов
Правовые нормы, составляющие объективную основу государственной дисциплины, создают характерный для неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственной дисциплины, должен проявляться в соответствующем стимулирующем воздействии на поведение людей, коллективов и общества в целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических и экономических сторонах общественных отношений.
Таким образом, дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину только тогда, когда правовые нормы неуклонно и повсеместно претворяются в жизнь, а их предписания воплощаются в правомерном поведении, что обеспечивает чёткое функционирование организаций, более эффективные при тех же ресурсах производственную и иную коллективную деятельность. Именно на основе правомерного поведения субъектов права достигается управляемое единство действий, устанавливаются в обществе государственная дисциплина и правопорядок.
Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.
Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.
В новом более многогранном
и сложном качестве предстаёт
в нынешних условиях и финансовая
дисциплина, которая связана с
бюджетным процессом, денежным обращением,
банковской деятельностью, кредитами,
инвестициями, оплатой труда, пенсионным
обеспечением, таможенными пошлинами
и иными явлениями социально-
В условиях многоукладной экономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства.
Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.
Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, всё больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования – есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).
Что касается трудовой дисциплины,
то она в современных условиях
не может считаться чисто
Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса.
Практика показывает, что дисциплина не складывается сама по себе. Более того, ослабление внимания к проблемам дисциплины ведёт к снижению её уровня. Комплексный подход к укреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдение факторов, которые влияют на её состояние. К ним относятся экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры.
Ответственность играет положительную роль в упрочении дисциплины и предполагает осудительную реакцию коллектива, общества, государства на факты недисциплинированного поведения.
Человек, обладающий обострённым чувством ответственности, не только способен предвидеть последствия своих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точки зрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимы сознательные дисциплина и организованность. Безответственность – основа недисциплинированности.
4.3 СООТНОШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ И ПРАВОПОРЯДКОМ.
Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко).
С другой стороны, они не совпадают по своему объёму. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п.» (А.Б. Венгеров).
Думается, всё обстоит как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.
Это признаётся и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что грубым однократным нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов».
Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчёркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах.
Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания.
Дисциплина представляет собой условие развития демократии, расширение которой, консолидация всех сил, стремящихся к переменам в обществе, к его обновлению, требуют её сочетания с высокой организованностью, законностью, правопорядком.
Законность, следовательно,
можно рассматривать как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотренные нами правовые категории показали, что они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Они формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определённость. Но всё это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.
Законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченная система правовых отношений.
Законность – реализующее право правовое качество нормативных и правореализационных актов; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.
Право, законы – юридическая
основа правопорядка; законность –
средства его установления; правопорядок
– результат осуществления
Единственное, что осталось отметить в конце, учитывая постоянные перепады настроения в государственной и общественной жизнедеятельности в условиях существующего в нашей стране демократического режима, то, что подлинная демократия невозможна без законности, дисциплины и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления.
В свою очередь законность,
дисциплина и правопорядок не будут
социально-ценными (т.е. не будут приносить
людям пользу) без демократических
механизмов, институтов и норм, с
помощью которых можно
Укреплению законности, дисциплины и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; В свою очередь, законность, дисциплина и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии
Информация о работе Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение