Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Рассматриваемые нами ниже понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина подразделяется на множество видов, которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также на нравственные и иные предписания.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение законности и дисциплины государственного правления.docx

— 76.19 Кб (Скачать)

Поэтому чрезвычайно важно  выделить социальные качества правовых отношений, которые они получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от основ права и законности. На этом фундаменте достигается стабильность и упроченность, уравновешенность и гармония, реализация прав и свобод, исполнение обязанностей и ответственность, гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность и очерёдность действий, поступков и поведения.

Сердцевиной правового порядка  является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, которые  во многом получают своё юридическое  оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности  гражданина и которые реализуются  в отношениях между ними, а также  во взаимосвязях с государством и  обществом. Поэтому характерные  черты правопорядка – это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовой материи и не учитывать  общесоциальные характеристики. Как составная часть общества, он несёт не себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.

Правопорядок выступает  сложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу в единстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной  стороны, устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и отношения, а с другой – существуют более  динамичные и многообразные проявления внешних отношений.

Правопорядок реализуется  в системе правовых структур, элементов  и процессов, существенных свойств  и признаков. В нём можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание.

Материальное содержание – это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения  и поведение их участников, взаимосвязь  с экономикой, политикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое  содержание следует рассматривать  как суммированный результат  государственной воли и интересов  всех участников правопорядка.

Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат:

а) реализованности прав и законности, проявляющейся в поведении всех участников правовых предписаний;

б) взаимосвязанной системы  правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка;

в) упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений и  связей.

Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она  выступает в качестве способа  существования правового порядка. Сюда следует отнести:

а) правовое оформление порядка  – внутреннюю организацию и внешнее  проявление;

б) все статистические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;

в) динамические процессы –  развитие, движение и изменения, отражённые в процессуальном праве; г) единичные, конкретные проявления в жизни, определённые правила поведения участников.

Содержание и формы  правопорядка находятся в единстве. В этом заключается источник его  жизненности и эффективности. Форма  менее подвижна и более консервативна, более устойчива и стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определённость. В  законах страны закрепляются все  вопросы, связанные с установлением, функционированием и поддержанием правопорядка.

Правопорядок не должное  или возможное, а фактическое  состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной  долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

Каковы же принципы правопорядка?

Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях, реализация которых  и обеспечивает определённость общественных отношений. Этим он отличается от системы  отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где  отсутствуют чёткие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень  велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая  основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений  и обеспечивается силой единой государственной  власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций  государства является охрана существующего  правопорядка.

Устойчивость. Возникающий  на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно устойчив и стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются  соответствующими правоохранительными  органами.

Единство. Характер организации  неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты  и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в  стране политических отношений.

2.2 СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА.

 

Правопорядок есть сложная  система с множеством взаимодействующих  элементов, совокупностью отношений  между ними и их свойствами, имеющими статистическую и динамическую характеристики.

В структуре правового  порядка выделяются следующие элементы:

1. Закреплённая юридическими  нормами правовая структура общества, куда включаются государство,  его органы, предприятия, организации  и учреждения; негосударственные  образования и общественные объединения,  граждане. Чётко определяется их  атрибутивный элемент: компетенция,  полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и  другие правовые свойства и  сферы возможных взаимодействий. Всё это оформляется правовым  статусом участников правопорядка: конституцией, законами, уставами, договорами.

Правовая структура закрепляет законами фактическую конституцию, т.е. строение общества. Здесь имеют  место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения  людей. Одни из них получают организованное оформление, другие – аморфны и  неорганизованны.

Первые объединения –  прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые – носят  признак временности, изменчивости и выступают как участники  правопорядка. Поэтому к участнику  правопорядка должны быть предъявлены  определённые требования: им могут  быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметь официальное  оформление в конституционных законах; каждый участник должен иметь чётко  определённое правовое состояние и  программу поведения, что определяется его правовым статусом.

Закон признаёт субъектами не только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина, который  только завтра родится; организацию, которую  собираются создать и которая  будет отнесена к категории юридического лица. Это одно обстоятельство. Другое состоит в том, что участниками правового порядка иногда выступают люди и организации, не оформленные в качестве субъекта права. Реальная жизнь богаче, чем правовые нормы, поэтому следует анализировать и фактических участников правопорядка.

Чёткая и строгая упорядоченность  взаимоотношений субъектов правопорядка и урегулированность взаимодействий между ними получают прямые выходы на практику, которой проверяется обоснованность социально-правовых функций каждого элемента в сфере правопорядка. Нужны жёсткие барьеры перед попытками отдельных звеньев  структуры брать на себя не свойственные им полномочия, так как дублирование не допустимо. Практика выявляет эти отклонения, а также пробелы в урегулированности отдельных сторон. Правовой вакуум в урегулированности общественных отношений нежелателен, ибо чаще всего он заполняется дезорганизующими факторами.

К сожалению, далеко не каждый элемент структуры имеет чёткую правовую определённость. Но все они  включены в систему правовых связей с различными функциональными нагрузками. И если некоторые из них не нуждаются  в жёсткой правовой стабильности (различные компании, советы, союзы), то всем необходима твёрдая правовая основа для их деятельности.

Как уже отмечалось, в  органической системе правовых связей не должно быть пробелов в функциональных взаимодействиях, да и нельзя создавать  временные структуры (комиссии, советы и пр.), подменяющие основные функции  государственных органов и учреждений. Это дезорганизует порядок и  выступает мощным дестабилизирующим  фактором.

В целях создания прочной  правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть (законодатель) обязана:

- определить перечень  участников правопорядка, их строгое  соподчинение, субординацию по юрисдикции  и функциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям  во всех сферах их взаимодействия;

- указать на их связи  и отношения, которые подвергаются  правовой регламентации, и установить  процедуру их осуществления;

- избрать правовые методы, средства и формы их регулирования,  определить нормативность всех  сторон в правопорядке, выявить  их характеристики.

Участники правопорядка признаются в качестве таковых государственной  властью. Ведущее звено – законодатель – находится в иерархической  взаимосвязи со всеми компонентами правопорядка, способствуя их правовому  оформлению. Правовой статус участников закрепляет их свойства и состояния (в том числе праводееспособность), определяет субординацию, соподчинение, корреляционные связи. Участники относительно свободны в выборе варианта своего поведения и принимаемого решения и несут ответственность за этот выбор.

2. Правовые отношения  и связи, последовательность их  возникновения, развития, изменения  и прекращения. В динамический  аспект взаимодействия элементов  структуры и их свойств включаются реализованность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков и действий субъектов, индивидуализированность и определённость отношений и связей, их законность и справедливость.

Все отмеченные гарантии получают своё оформление и выражение в  нормах процессуального законодательства.

Структурные отношения –  это связи между участниками  правопорядка и их свойства, которые  объединяются в целостное образование. Речь идёт не о механической совокупности, а о системе взаимосвязей, об иерархической  соподчинённости, организованности и упорядоченности, что придаёт правовому порядку необходимую целостность. В системе правоотношений участников и их свойств переплетаются количественные и качественные характеристики. Участники правопорядка взаимодействуют и по горизонтали, и по вертикали.

Право реализуется в жизни  не как конгломерат юридических  норм, а как взаимосвязанная совокупность, упорядоченная система институтов, отраслей, принципов права. Реальные отношения обуславливают систему  права. Совокупность правовых отношений  подлежит анализу в двух аспектах:

- статическом и пространственном как система отношений и их взаимодействий;

- в динамическом и временном как предопределённая последовательность, очерёдность, упорядоченность их возникновения, развития.

Эти взаимосвязи также  распределяются и по горизонтали, и  по вертикали. Статические и пространственные характеристики как бы раскрывают сиюминутное  состояние отношений и связей в определённых масштабных границах, это – «фотография» правопорядка.

Динамические и временные  параметры показывают, что отношения  и связи – не застывшая категория, а находится в развитии и имеет  временные пределы. Они постоянно  изменяются, возникают и прекращаются, уступая место новым. Необходимым  условием развития является последовательность, очерёдность, этапность. Каждый элемент имеет свои параметры. Несмотря на разнохарактерность названных элементов, они сводятся в единую целостную систему с определёнными свойствами. Например, законодательный порядок, порядок выборов, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, трудоустройства и т.п. Во всех этих юридических процессах просматриваются субъекты и отношения, их свойства, а также процедура, движение и развитие.

3. Атрибутивные элементы  правопорядка проявляются во  многом, но, прежде всего в упорядоченности  элементов структуры. Здесь регулируется  всё: участники и их отношения,  связи и свойства; методы воздействия  на отношения и поведение людей,  процедуры и процессы возникновения  и развития элементов. Вводится  многогранная и разносторонняя  правовая регламентация. Очень  часто атрибутивные элементы  закрепляются в правовых актах,  которые называются распорядком,  регламентом, процессом, протоколом  и т.п. Такая многосторонняя  урегулированность ведёт к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок кК монолитное образование.

Реальная жизнь и социальные отношения находят своё отражение  в системе права, оформленных  институтах, подотраслях и отраслях права. Они состоят из образцов – правовых нормативов, которые, реализуясь, упорядочивают реальные процессы. Правовая нормативность активно воздействует на социальную нормативность определённых жизненных сфер, создавая своеобразный распорядок, который в свою очередь влияет на процессы возникновения, изменения и прекращения отношений субъектов, свойств, определяет чёткую программу развития, решения жизненных ситуаций, разрешения конфликтов, использования правовых методов, восстановление нарушенного права. Например, правила внутреннего распорядка, трудовой распорядок, регламент работы парламента, судебный порядок, расписание движения транспорта и т.д. Всё это – разные уровни правовой упорядоченности.

Информация о работе Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение