Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, контрольная работа
Рассматриваемые нами ниже понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина подразделяется на множество видов, которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также на нравственные и иные предписания.
Акты, регламентирующие процессы и развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это - законы и нормативные акты отраслевого процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать и классифицировать, но они все имеют юридическую форму, высокую степень формализованности, нормативность регулирования, иерархическую соподчинённость, обладают юридической силой, отвечают требованиям законности и обоснованности.
2.3 ФУНКЦИИ ПРАВОПОРЯДКА.
Не случайно законность и правопорядок рассматривается как фундамент нормальной жизнедеятельности общества и функционирования государственной власти, как основа демократии. Но это одна сторона. Другая – проявляется во взаимоотношениях с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей, это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и ещё одно выражение – деятельность, направленная на сохранение своей качественной определённости как необходимого условия выполнения социального назначения.
Исходя из этого, можно выделить три основные функции правопорядка.
Первая функция –
В окружающей социальной среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, культурные и иные факторы. Правовой порядок испытывает не себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на неё. Он не только приспосабливается к реальности, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, он упорядочивает важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая определённое место в больших системах и испытывая на себе их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию их стабилизации, упрочения. Благотворное влияние среды усиливает это обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные влияния на него.
Вторая функция – упрочение внутренних связей и отношений. Эта функция направлена во внутрь и затрагивает область взаимодействия целого и составных частей, она призвана свести различные уровни упорядоченности в единую систему. Внутренние аспекты функции многообразны: субординация и иерархическая соподчинённость, свойства и состояния субъектов, программа их поведения и функционирования; правовые отношения, процессы, связи во времени и пространстве, корреляционные взаимодействия прав и обязанностей субъектов.
Данная функция определяет
автономное поведение системы, сущностные
признаки. От неё зависит целостность
и организованность сложного механизма
и упорядоченность
Третья функция –
Социальная среда, в которую
входит и правопорядок, обязана его
поддерживать и укреплять путём
совершенствования законов, упрочения
дисциплины и организованности, улучшения
правовой деятельности правоохранительных
органов, судебной системы, прокурорского
надзора и т.д. Но она может
и разрушать его правовым нигилизмом,
субъективизмом и волюнтаризмом
принимаемых решений, коррумпированностью,
злоупотреблениями, преступностью, анархизмом,
правовым невежеством и т.п. Правопорядок
противостоит этим негативным явлениям
и должен постоянно укрепляться,
сохраняя свои позитивные цели и функции.
Это обуславливает деятельность
каждого звена системы, особенно
ведущих структур, постоянно заниматься
совершенствованием как единственным
средством выживания и
Таким образом, из всего выше перечисленного можно вывести одно обобщённое понятие правопорядка.
Правопорядок – состояние
упорядоченности регулируемых правом
общественных отношений в результате
последовательного
3. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА.
Очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению прав и интересов граждан (организаций). Это подчёркивает то, что «законность» и «правопорядок» близки друг другу, они обычно в юридической литературе используются в одном ряду.
В любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, входят все представители порабощённых классов и, как правило, значительная часть господствующего класса, причём соответствующее требование последовательно поддерживается принудительной силой государства. Тем самым подавляющее большинство населения в условиях всех общественно-экономических формаций и всех политических режимов вынуждено действовать в соответствии с существующим законодательством. Вместе с тем в конкретных исторических условиях, при различных политических режимах какая-то часть господствующего класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Здесь возможны различные варианты, которые зависят от политического режима, формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и правовой, состояния правового регулирования и проч. Но это не влияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности.
Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находится в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.
Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в её качественных параметрах. Речь идёт не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определённых их качественных характеристиках.
Законность выступает
своеобразным правовым средством в
руках государственной власти и
народа по установлению и поддержанию
правопорядка. Это условие его
функционирования, которое определяет
все существенные характеристики правопорядка
как состояния общественной жизни.
Данное свойство отчётливо проявляет
себя в сопоставлении с его
противоположностями, такими как преступность,
правонарушения, злоупотребления, противозаконные
нормативные и
Таким образом, при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то обстоятельство, что все эти моменты отвечают определённым требованиям, обладают качеством законности. В этом заключается одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.
Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.
Важно иметь ввиду следующие обстоятельства:
- во-первых, нельзя добиться
правопорядка иными способами,
кроме совершенствования
- во-вторых, укрепление законности
закономерно и неизбежно
- конкретное содержание
правопорядка зависит от
4. ДИСЦИПЛИНА.
4.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Слово – «дисциплина» означает:
«определённый порядок
Дисциплина – важнейший
фактор общественной жизни. Она необходима
для жизнедеятельности
Особенность дисциплины в
том, что она предполагает инициативное,
ответственное отношение к
Дисциплина органично
связана не только с нормами права,
но и с нормами морали, нравственности,
предполагает корректное, вежливое поведение
служащих и др. Например, ссора, взаимное
оскорбление сотрудников
Вопрос о демократии и
дисциплине всегда остаётся актуальным,
потому что в повседневной жизни
их оптимальное соотношение
Демократия – величайшая
ценность цивилизации, потенциал которой
далеко не раскрыт, не выявлены все
возможности. При этом возникает
вопрос, абсолютная ли эта ценность.
Долгие годы в обществе сама мысль
о демократии вообще отвергалась, возвеличивалась
только классовая социалистическая
демократия. Теперь проявляется другая
крайность, когда даже осторожные предложения
о пределах демократии, о необходимости
сочетать её с организованностью, государственной,
трудовой дисциплиной, дисциплиной
поставок и т.д., порядком в обществе
вызывают протест и оцениваются
как возвращение к
Таким образом, речь идёт о
дисциплине свободной, сознательной, важнейшим
проявлением которой служит самодисциплина,
заключающаяся не только в осознании
необходимости точного и
Функционально-аксиологическая
характеристика дисциплины показывает,
что общественная дисциплина – важнейший
фактор ускорения социального
Дисциплина, будучи средством организации социальных связей, в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина – это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни. Причём дисциплина необходима в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и должна найти своё полноценное проявление в разных отраслях современного российского права.
Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.
Информация о работе Понятие законности, правопорядка и дисциплины. Их соотношение