Понятие и виды государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат - это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

Содержание

Введение
История создания государственной службы в России
Понятие государственной службы
2.1. Государственные должности
3. Принципы государственной службы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды государственной службы.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  различать государственную службу как деятельность, с одной стороны, и как совокупность норм права, т.е. правовой институт государственной  службы, с другой.

     Анализируя  ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» можно выделить следующие признаки государственной службы:

     1. профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая но основе специальных знаний и навыков;

     2. в процессе осуществления деятельности происходит реализация компетенции государственных органов,

     3. деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

     4. деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности.

     5. деятельность должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

     Государственная служба осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Понятием государственного органа в настоящее время государственная служба законодательно отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функционирования государственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий и объединений. Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти. На практике возник вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой.

     Государственная должность - должность в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. В этом определении выражены характерные признаки государственной должности:

     1. принадлежность ее только государственному органу;

     2. объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;

     3. оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом или бюджетами субъектов Федерации;

     4. государственный служащий за действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

           2.1. Государственные  должности

     Государственные должности подразделяются на категории  «А», «Б» и «В». Понятием государственные должности категории «А» охватываются должности двух видов:

     а) государственные должности Российской Федерации; они устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории РФ.

     б) государственные должности субъектов  Российской Федерации, которые устанавливаются  конституциями, уставами и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов.

     Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством РФ порядке, замещаются путем назначения для того, чтобы непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Полномочия лиц, занимающих патронажные должности, прекращаются с окончанием срока пребывания лица на государственной должности категории «А», деятельность которого они непосредственно обеспечивали.

     Государственные должности категорий «Б» и «В» являются государственными должностями государственной службы. Перечень государственных должностей категорий «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих».

     В соответствии с действующим законодательством, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма, выделяются следующие  виды государственной службы:

     федеральная государственная служба, находящаяся  в ведение РФ;

     государственная служба субъектов РФ, находящаяся  в их ведении.

     Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных  органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

     Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе.

     Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и других органах, т.е. специализированные виды государственной службы.

     Общепризнанным  является подразделение государственной  службы на два вида:

     гражданскую и милитаризованную (например, военная  служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба). Гражданская служба может быть:

    1. общефункциональной - осуществление государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации субъекта РФ, министерствах);
    2. специальной - реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала (например, деятельность в аппарате судов, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте).

     Однако, подразделение гражданской государственной  службы на основе наличия специфики  функций весьма условно, т.к. вся  система государственных органов, в особенности органов исполнительной власти, базируется на принципе отраслевого построения. 

    1. Принципы  государственной  службы
 

     Принципы  государственной службы - это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института. И принципы эти именно правовые, т.е. нормативно закреплены и прослеживаются во всех правовых источниках, регулирующих данную сферу. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность государственно-служебных отношений.

     В литературе имеются разные подходы  к классификации принципов государственной  службы. Можно выделить из всего  комплекса принципов те, которые  относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственной службой. Д.Н. Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям:

     законность;

     демократизм;

     профессионализм.

     Существует  выделение конституционных и  организационно-функциональных принципов  государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления).

     Конституционные принципы обусловлены положениями  Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

     С точки зрения организации и функционирования государственной службы ее принципы можно разделить на две группы:

     принципы  организации государственной службы;

     принципы  ее практического функционирования.

     В зависимости от занимаемого места  в структуре правового регулирования  института государственной службы можно ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» закрепляются основные принципы государственной службы.

     Принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав (развивает положение ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Этот принцип иначе называют принципом законности. Этот принцип является всеобщим.

     Принцип приоритета прав и  свобод человека и  гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод. В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и сущность деятельности государственных служащих.

     Принцип единства системы  государственной  власти, разграничения  предметов ведения  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Государственная служба представляет собой множество государственных должностей, учреждаемых в единой системе органов государственной власти. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации - в совместном ведении РФ и ее субъектов.

     Принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной власти. В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей.

     Каждый  вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами, и при  этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

     Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Закрепленное в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ положение соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966т. (вступил в силу 23 марта 1976 г.), в соответствии, с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 

     Принцип обязательности для  государственных  служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое название - принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. Этот принцип определяет следующие важнейшие положения:

     1. принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими;

     2. эти решения должны быть законными, т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий и должны не противоречить закона.

Информация о работе Понятие и виды государственной службы