Понятие государственной службы и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие государственной службы; рассмотреть виды государственной службы; рассмотреть принципы государственной службы; рассмотреть проблему реформирования государственной службы

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Актуальность  выбранной темы очевидна. В настоящее  время в Российской Федерации  сложились конституционные основы государственной службы как механизма  государственного управления страной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

    Однако  государственная служба в Российской Федерации находится в кризисном  состоянии, отмечает В.В. Воробьев.1 Государственный аппарат, особенно его высшие эшелоны, разъедает коррупция.

    Государственный аппарат является важнейшим проводником реформ экономической и политической системы, осуществляемых сегодня в Российской Федерации. Он традиционно оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни.

    Современная практика общественного развития выдвинула на передний план проблемы становления и развития государственной службы.

    Только  сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

    Решение стоящих перед государственной  властью задач в значительной мере зависит от организации и  результативности труда чиновников, особенно руководителей государственных  органов. С учётом сложившейся в стране ситуации, новизны и трудностей текущих и стратегических задач, их изменения, следует рассматривать как первостепенные и приоритетные проблемы кадрового обеспечения государственной службы Российской Федерации, управления её персоналом.

    В этих условиях, подготовка кадров как важный фактор обеспечения позитивной стабилизации государственной службы приобретает особую политическую и практическую значимость. Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается.

    Об  этом убедительно свидетельствует российское законодательство о системе государственной службы2 и государственной гражданской службе3. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.

    Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие государственной службы; рассмотреть виды государственной службы; рассмотреть принципы государственной службы; рассмотреть проблему реформирования государственной службы

    Объект  исследования - государственная служба как деятельность.

    Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением государственной службы как деятельности.

    Методологические  основы исследования. При рассмотрении данной темы использовались следующие методы:

    Теоретические метод - изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение,

    Метод обобщения - данный метод позволяет сделать выводы по результатам работы в целом,

    Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Применялись - сравнительно-правовой анализ, статистический анализ.

    Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

    Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

    Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

    Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

    Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

    Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

   Теоретическая значимость исследования. Данная  тема стала предметом исследования известных ученых Воробьев В.В, А.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах,  Ю.Н. Старилов,  С.В. Манохин, А.В. Гусев, Н.М. Казанцев, Е.Е. Столярова, Н.В. Новоселова, Д.М. Овсянко и др.

   Практическая значимость курсовой работы. Основные выводы, сделанные в курсовой,  могут быть направленных на изучение проблем развития гос службы в России, в решений вопросов реформирования системы государственной службы.

   Структура работы состоит из введения, основного материала, состоящего из двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I: Понятие и виды государственной службы. 
 

1.1. Понятие государственной  службы

    Государственным служащим принадлежит важнейшая  роль в решении таких задач, как  управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.

    Круг  и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы  государственной службы, предопределяются условиями (предпосылками) возникновения и реализации государственно-служебных отношений. Это, прежде всего, означает, что до решения вопросов, связанных с замещением должности и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо определить систему органов государственной власти и внутреннюю (организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, установить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.)4

    Правовые  нормы регламентируют и вопросы  прохождения службы: поступление  на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственной службы.

    Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных  отношений является определение  конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать им квалификационные разряды.

    Важный  элемент работы с кадрами государственных органов - осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляется в законах, других нормативных правовых актах, посредством которых и претворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины.

    Во  взгляде на сущность государственной  службы существует три точки зрения.

    • Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.
    • Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.
    • В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности.

    Последний взгляд связан с тем, что государственная  служба выполняет общие задачи, которые  затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.5

    Государственная служба выступает как институт, связывающий  государство с обществом, гражданина с государством.

    Государственная служба обеспечивает управление общественными  делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного управления.

    Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового  регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.

    Государственная служба рассматривается учеными  и в контексте обсуждения более  общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности.6

    Однако  лишь в немногих научных публикациях  авторы пытаются обобщить опыт нормативного регулирования государственно-служебных  отношений в Российской Федерации. Между тем потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства о государственной службе и главных направлений реформирования государственной службы давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множество проблем организации и функционирования российской публичной службы. Вопросы государственной и муниципальной службы в том или ином виде анализировались Конституционным Судом РФ.

    До  последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия  «государственная служба». В юридической  литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.

    Если  раньше под государственной службой  подразумевалось выполнение служащими  любых должностных обязанностей в каких бы то ни было государственных  организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»7, государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    • Российской Федерации;
    • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;
    • субъектов Российской Федерации;
    • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
    • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
    • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
 

    Деятельность  лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, вышеуказанным Федеральным законом не регулируется.8

    Таким образом, в соответствии с действующим  законодательством государственная  служба представляет собой основанную на законе деятельность служащих государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства. 

Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды