Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:06, реферат
Формирование новой российской государственности проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными его субъектами. Данный институт действует в аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.
Содержание
Введение 3
1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды 4
2. Сущность государственной службы 7
3. Государственная должность. Категории и группы должностей 8
4. Государственные служащие 12
5. Цели и задачи государственной службы 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА административного права
РЕФЕРАТ
«Понятие государственной службы и ее виды».
Выполнил студент V курса
Заочного отделения
Группы 5161
Саитов Н.М.
Проверил(а) ___________________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
Содержание
Введение 3
1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды 4
2. Сущность государственной службы 7
3. Государственная должность. Категории и группы должностей 8
4. Государственные служащие 12
5. Цели и задачи государственной службы 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Формирование новой российской государственности проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными его субъектами. Данный институт действует в аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.
Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы. Подавляющее большинство источников - акты Президента. Ни один федеральный закон не принят на основе Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", хотя в его тексте содержаться отсылочные нормы более чем к двадцати специальным федеральным законам.
Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства главным образом в интеллектуальном отношении. Недаром долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.
1. Понятие государственной службы. Ее уровни и виды
Понятие "служба" имеет несколько значений. Это может быть вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т. д. В. Даль рассматривал понятие "служба" не просто как вид работы или деятельности, а более широко. Он связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др[1].
Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т. д.
Особым видом службы является государственная служба. В широком смысле она представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. В статье 2 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Данное определение государственной службы, скорее всего, следует рассматривать в узком смысле. В нем отсутствует указание на служение государственных служащих обществу и государству. Это особенно актуально в условиях, когда государственные органы нередко отрываются от глубинных интересов большинства граждан и начинают работать преимущественно на себя.
Необходимо отметить, что вокруг понятия "государственная служба" продолжается научная дискуссия. В научной и учебной литературе можно найти десятки определений, что такое государственная служба[2]. Этот факт свидетельствует о сложности данного явления, невозможности охватить в одном понятии многообразие важнейших черт государственной службы, об особенностях восприятия государственной службы разными исследователями.
Государственная служба осуществляется, прежде всего в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, она может осуществляться и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных законодательством Российской Федерации и ее субъектов к государственной службе. Например, в ст. 9 Федерального закона "О естественных монополиях" указывается, что на работников органов регулирования естественных монополий распространяется правовой статус государственных служащих[3].
Государственная служба может быть рассмотрена во многих аспектах[4], в том числе:
- социальном - как профессиональное осуществление по поручению общества полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;
- политическом - как деятельность по разработке и реализации государственной политики, регулированию отношений между основными социальными группами и классами общества;
- правовом - как система правовых норм, устанавливающих государственные должности и их функции, регламентирующих процедуру поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, очерчивающих права, обязанности и ответственность государственных служащих и т. д.
- организационном - как совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей[5];
- социологическом - как практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов;
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и с учетом федеративного устройства российского государства, государственную службу подразделяют на два уровня:
- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
- государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов ( п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Государственная служба классифицируется на виды, что связано со специализацией содержания служебной деятельности и полномочиями конкретных государственных органов. Это может быть государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах прокуратуры, налоговых органах, таможенных органах, органах внутренних дел и т. д.
На взгляд некоторых специалистов, в настоящее время государственная служба Российской Федерации еще не представляет собой органически единого, сбалансированного и сплоченного института. Скорее всего государственную службу можно рассматривать как совокупность отдельных элементов, во многом слабо связанных между собой[6].
2. Сущность государственной службы
Представление о сущности государственной службы зависит от взглядов на государство. Если государство рассматривается как особым образом организованная власть, то государственная служба скорее всего будет представляться как служение государственным органам и лицам. Но если рассматривать государство как особым образом организованную жизнь людей, то на государственную службу следует смотреть как на служение обществу и государству.
Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения. Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть она имеет общесоциальный характер. Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий прежде всего интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер. В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть для нее присущи общесоциальная и классовая стороны сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.
Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина - с государством.
Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователями рассматривается как элемент механизма государственного управления[7].
Государственная служба призвана реализовать волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывая влияние на деятельность и поведение людей с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов. Опыт многих стран показывает, что государственная служба может быть превращена из простого регистратора сигналов извне в инициативную организацию, учитывающую изменяющиеся потребности граждан, способную действовать творчески, с размахом, конкурировать на равных с частным сектором в дешевизне, скорости и качестве исполнения одинаковых задач и т. д. В то же время следует "отказаться от наивного, в том числе теоретического оптимизма, что государство, государственная служба могут решить все проблемы". Дело в том, что общество имеет собственную логику развития.
3. Государственная должность. Категории и группы должностей
Практика организации совместной деятельности людей выработала формы упорядочения выполняемых ими задач путем разделения труда. Одной из форм разделения труда является должность - начальная универсальная форма организации людей, занятых преимущественно умственным трудом.
Государственная должность - это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Должности гражданской службы подразделяются на категории и (или) группы.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» (Глава 2) выделяют следующие категории должностей гражданской службы:
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды