Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:15, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть систему государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть история развития государственной службы в России;
дать понятие государственной службы;
определить виды государственной службы;
раскрыть принципы государственной службы;
Введение
1. История развития государственной службы в России…5
2. Понятие государственной службы…………………………….10
3. Виды государственной службы………………………………....14
4. Принципы государственной службы……………………….....22
Заключение………………………………………………………………….27
Литература…………………………………………………………………..28
Курсовая
Административное право
«Понятие, система и виды государственной службы»
Содержание
Введение
1. История развития
государственной службы в
2. Понятие государственной
3. Виды государственной службы………………………………....14
4. Принципы государственной службы……………………….....22
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В настоящее время в Российской
Федерации сложились
Однако государственная служба в Российской Федерации находится в кризисном состоянии, отмечает В.В. Воробьев1. Государственный аппарат, особенно его высшие эшелоны, разъедает коррупция.
Государственный аппарат является
важнейшим проводником реформ экономической
и политической системы, осуществляемых
сегодня в Российской Федерации.
Он традиционно оказывает серьезно
Современная практика общественного развития выдвинула на передний план проблемы становления и развития государственной службы.
Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.
Решение стоящих перед государственной властью задач в значительной мере зависит от организации и результативности труда чиновников, особенно руководителей государственных органов. С учётом сложившейся в стране ситуации, новизны и трудностей текущих и стратегических задач, их изменения, следует рассматривать как первостепенные и приоритетные проблемы кадрового обеспечения государственной службы Российской Федерации, управления её персоналом.
В этих условиях, подготовка кадров как важный фактор обеспечения позитивной стабилизации государственной службы приобретает особую политическую и практическую значимость Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается
Об этом убедительно свидетельствует российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») и государственной гражданской службе (ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.
Цель работы: рассмотреть систему государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объект исследования – система государственной службы РФ.
Структура курсовой работы состоит из: введения, четырех глав, заключения и списка литературы
1. История развития государственной службы в России
Отношение к государственной службе,
к её организации и
Зарождение государственной
В дальнейшем царская Россия имела детально разработанное законодательство о государственной службе. Основу данного правового института заложил Петр I, введя в 1722г. Табель о рангах - единую систему должностей и чинов. Это рубежное событие придало службе подлинно государственное предназначение, и в России впервые была сформирована единая государственная служба.
В него были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, отнесенных к 14 классам (рангам). Взамен разных служб, в том числе традиционных, все вновь введенные чины: воинские (подразделявшиеся, в свою очередь, на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные - были разбиты на 14 классов, или рангов, с низшего (14-го) до высшего (1-го). Каждый чиновник должен был пройти определенные ступени бюрократической лестницы, если удовлетворяло качество его службы. При этом профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель устанавливал сроки службы в определенных чинах. Принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника.
Табель о рангах был задуман и учрежден в рамках и контексте широкой и комплексной реформы всего Российского государства, и, прежде всего, тех его составных частей, которые обозначались термином «государственный». Например: установление в городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского управления (1721), создание практически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империи.
В течение второй четверти 18 в. Табель о рангах выступал как регулятор государственной службы. Он просуществовавший до ноября 1917г., имел глубокий смысл, способствуя упрочнению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством.
Во второй половине 18 в., при Екатерине - II система, заложенная Петром - I продолжает совершенствоваться. Принят ряд документов, которыми дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией. Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества было введение в середине 60-х годов 18 в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий.
В гражданскую службу постепенно вносились изменения и дополнения, особенно много после отмены крепостного права в 1861 году и проведения известных реформ Александра II (1855-1881гг.). Гражданская служба получила свою линию развития и итоговое (можно сказать, «вершинное») закрепление в обобщенном законодательстве 1896 года. Тогда был утвержден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя: Устав о службе по определению от Правительства; Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и др. В данных документах еще больший крен был сделан в сторону так называемого гражданского общества, когда чиновник должен был оказывать услуги подданным.
Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую. К началу 20 в. в европейской России было 575 тыс. чиновников, и их содержание составляло 13,36% расходной части бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей наиболее развитых государств, а в Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.
После Октябрьской революции 1917 г.
были подписаны декреты «Об
При этом в советский период не было выработано полноценной правовой базы государственной службы. Система должностей и чинов была заменена партийно - государственной номенклатурой, просуществовавший весь советский период. Детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России.
О правовой регламентации государственной службы говорилось очень мало. Порядок комплектования должностей государственных служащих был определен в конституциях, законах о советах министров и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные решать вопросы комплектования должностей государственных служащих. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году было принято «Временное положение о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», которое лишь частично регламентировало государственно-служебные отношения. Основная регулятивная нагрузка легла на Кодекс законов о труде, а к нему примыкали различные постановления и распоряжения о требованиях к отдельным категориям служащих, о порядке аттестации, нормативные акты отдельных министерств и ведомств в виде типовых ли примерных должностных инструкций.
В Российской Федерации становление
правового института
В настоящее время действующее законодательство о государственной службе характеризуется дальнейшей детализацией нормативно-правового регулирования. Были приняты в 2003 году Федеральный закон N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", в 2004 году Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другие законодательные акты, регулирующие институты государственного управления. Кроме того существует федеральная программа “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации” рассчитанная на 2009 - 2013 годы. Цель Программы - создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
2. Понятие государственной службы
Государственная служба представляет
собой весьма сложный комплексный
социально-политический и организационно-правовой
институт, характеризующийся
Издавна в России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности оказывать услугу, защищать интересы.
Предполагалось, что служба имеет не только материальные измерения в виде времени службы либо произведенных продуктов. Она заключается в духовной, идейной, ценностной обязанности того, кому служат, и того, кто служит. Более того, - в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу.
В настоящее
время многие ученые смотрят на государственную
службу шире и предлагают ее понимание
как государственно-правового
В полной мере отражает все стороны и сущность государственной службы понятие, предложенное учеными Российской академии государственной службы: «государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу».2
Информация о работе Понятие, система и виды государственной службы