Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.
1.Понятие
и основы организации
системы образования
в Российской Федерации.
Образовательные программы.
Формы получения
образования. Образовательные
учреждения.
Система образования.
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.
Как указано в ст. 8 ФЗ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Таким образом, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):
- содержательная подсистема;
- функциональная подсистема
- организационно-управленческая
подсистема.
Образовательные программы.
Образовательная программа представляет собой перечень требований (предметов, навыков, знаний, объема учебной нагрузки и т.д.), которые необходимо соблюсти для получения образования определенного уровня. Эти требования полностью основаны на государственном образовательном стандарте соответствующего уровня и не могут быть мягче, чем предусмотренные стандартом.
В Российской Федерации существует 2 вида образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. В зависимости от вида существенным образом различаются структура и содержание образовательной программы, требования к организации учебного процесса, типы учреждений, которые реализуют образовательную программу данного уровня, государственные и локальные органы, ответственные за реализацию образовательной программы и многое другое.
Независимо от вида все образовательные программы в России подразделяются на основные и дополнительные. Главное отличие состоит в том, что у дополнительных образовательных программ нет стандартов. Задачей этих программ, как правило, является более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.
Содержание образовательной программы того или иного уровня зависит не только от адресата данной программы (возраста обучающегося, его психического развития, состояния здоровья), но и от государственной образовательной политики, которая во многом отражает уровень социально-экономического развития общества и государства. Содержание профессиональных программ в большей степени, чем общеобразовательных, зависит от такого фактора, как спрос на рынке труда на специалистов определенного профиля. Указанное различие определяется разницей в предназначении общеобразовательных и профессиональных программ.
Общеобразовательные
программы представляют собой систему
знаний, умений и навыков, овладение
которыми обеспечивает всестороннее развитие
и воспитание личности, необходимое
для полноценной
Подобно государственным образовательным стандартам образовательная программа состоит из 3 компонентов: федерального, регионального, локального.
Для успешного освоения основной образовательной программы, как общеобразовательной, так и профессиональной, обучающийся обязан в полном объеме изучить все обязательные предметы, которые составляют ядро соответствующей программы.
Формы получения образования.
Возможность получать образование в различных формах является важной гарантией конституционного права каждого на образование. Многообразие форм получения образования позволяет личности осваивать образовательные программы с учетом ее потребностей и возможностей, позволяет преодолеть различного рода сложности на пути к получению образования, которые могут быть связаны с возрастом человека, его материальным положением, состоянием здоровья, занятостью и т.д.
Форма
получения образования
Законодатель
допускает возможность
1) очная форма;
2) очно-заочная (вечерняя) форма;
3) заочная форма;
4) семейное образование;
5) самообразование;
6) экстернат;
7) смешанная форма получения образования, предполагающая сочетание нескольких из вышеперечисленных форм.
При этом для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
В образовательном учреждении образование организуется по следующим очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам.
Основным критерием разграничения этих трех форм получения образования в образовательном учреждении является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т.д.
Особо
следует отметить обозначившуюся в
последнее время тенденцию
Вне образовательного учреждения образование может быть получено в следующих формах: в форме семейного образования, самообразования и экстерната.
Семейное
образование представляет собой
организацию образования в
Другой формой получения образования вне образовательного учреждения является самообразование, предусматривающее самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы.
Самообразование может повлечь за собой юридически значимые последствия в сочетании с экстернатом.
Экстернат
- это еще одна форма получения
образования вне
Экстернат
представляет собой аттестацию лиц,
осваивающих образовательную
Образовательные учреждения.
Согласно
Закона об образовании образовательной
организацией является некоммерческое
юридическое лицо, осуществляющее образовательный
процесс, то есть реализующее одну или
несколько образовательных
С
точки зрения форм собственности
на имущество образовательных
К
образовательным относятся
Государственный
статус образовательного учреждения (тип,
вид и категория образовательного учреждения,
определяемые в соответствии с уровнем
и направленностью реализуемых им образовательных
программ) устанавливается при его государственной
аккредитации.
2.Органы государственного управления образованием. Основные функции и задачи органов государственного управления образованием.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 15 июня 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Минобрнауки России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
- положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии о международными договорами Российской Федерации;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;
Информация о работе Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации