Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Работа содержит 1 файл

Административка к.р.посл.версия.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
 

     1.Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации. Образовательные программы. Формы получения 
образования. Образовательные учреждения.
 

     Система образования. 

     Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Как указано  в ст. 8 ФЗ «Об образовании» система  образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Таким образом, в настоящее время российская система образования включает в  себя три подсистемы (или три элемента системы):

- содержательная подсистема;

- функциональная  подсистема 

- организационно-управленческая  подсистема. 

  Образовательные программы.

     Образовательная программа представляет собой перечень требований (предметов, навыков, знаний, объема учебной нагрузки и т.д.), которые  необходимо соблюсти для получения образования определенного уровня. Эти требования полностью основаны на государственном образовательном стандарте соответствующего уровня и не могут быть мягче, чем предусмотренные стандартом.

     В Российской Федерации существует 2 вида образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. В зависимости от вида существенным образом различаются структура и содержание образовательной программы, требования к организации учебного процесса, типы учреждений, которые реализуют образовательную программу данного уровня, государственные и локальные органы, ответственные за реализацию образовательной программы и многое другое.

     Независимо  от вида все образовательные программы  в России подразделяются на основные и дополнительные. Главное отличие состоит в том, что у дополнительных образовательных программ нет стандартов. Задачей этих программ, как правило, является более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.

     Содержание  образовательной программы того или иного уровня зависит не только от адресата данной программы (возраста обучающегося, его психического развития, состояния здоровья), но и от государственной образовательной политики, которая во многом отражает уровень социально-экономического развития общества и государства. Содержание профессиональных программ в большей степени, чем общеобразовательных, зависит от такого фактора, как спрос на рынке труда на специалистов определенного профиля. Указанное различие определяется разницей в предназначении общеобразовательных и профессиональных программ.

     Общеобразовательные программы представляют собой систему  знаний, умений и навыков, овладение  которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое  для полноценной жизнедеятельности  в современном обществе. Предполагается, что овладев общеобразовательной программой в полном объеме, человек будет способен самостоятельно жить в обществе и в состоянии сделать осознанный выбор профессиональной образовательной программы.

     Подобно государственным образовательным стандартам образовательная программа состоит из 3 компонентов: федерального, регионального, локального.

     Для успешного освоения основной образовательной  программы, как общеобразовательной, так и профессиональной, обучающийся  обязан в полном объеме изучить все обязательные предметы, которые составляют ядро соответствующей программы.

     Формы получения образования.

     Возможность получать образование в различных  формах является важной гарантией конституционного права каждого на образование. Многообразие форм получения образования позволяет личности осваивать образовательные программы с учетом ее потребностей и возможностей, позволяет преодолеть различного рода сложности на пути к получению образования, которые могут быть связаны с возрастом человека, его материальным положением, состоянием здоровья, занятостью и т.д.

     Форма получения образования представляет собой способ организации образовательного процесса.

     Законодатель  допускает возможность получения  образования в следующих формах, каждая из которых есть особый способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ:

1) очная  форма;

2) очно-заочная  (вечерняя) форма;

3) заочная  форма;

4) семейное  образование;

5) самообразование;

6) экстернат;

7) смешанная  форма получения образования, предполагающая сочетание нескольких из вышеперечисленных форм.

При этом для всех форм получения образования  в пределах конкретной основной общеобразовательной  или основной профессиональной образовательной  программы действует единый государственный образовательный стандарт.

     В образовательном учреждении образование  организуется по следующим очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам.

Основным  критерием разграничения этих трех форм получения образования в  образовательном учреждении является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т.д.

     Особо следует отметить обозначившуюся в  последнее время тенденцию активизации  такой разновидности организации  образовательного процесса, как дистанционное обучение. Быстрое распространение дистанционного образования, стимулируемое развитием информационных технологий и Интернета, представляет собой дополнительную гарантию реализации права на образование, содействуя получению образования инвалидами, лицами, проживающими в отдаленных, труднодоступных или малонаселенных районах, отбывающих наказание в местах лишения свободы и т.д.

     Вне образовательного учреждения образование  может быть получено в следующих  формах: в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

     Семейное  образование представляет собой  организацию образования в семье  силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. В форме семейного  образования могут осваиваться  общеобразовательные программы.

     Другой  формой получения образования вне  образовательного учреждения является самообразование, предусматривающее  самостоятельное освоение обучающимся  образовательной программы.

     Самообразование может повлечь за собой юридически значимые последствия в сочетании с экстернатом.

     Экстернат - это еще одна форма получения  образования вне образовательного учреждения, предусмотренная комментируемым Законом. Но, как и в случае с семейным образованием, экстернат тесным образом связан с деятельностью образовательного учреждения.

     Экстернат представляет собой аттестацию лиц, осваивающих образовательную программу  самостоятельно.Следует отметить, что  экстернат возможен как в системе  общего, так и в системе профессионального  образования.

     Образовательные учреждения.

     Согласно  Закона об образовании образовательной  организацией является некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее образовательный  процесс, то есть реализующее одну или  несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с п. 5 ст. 33 Закона об образовании права юридического лица у образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательной организации. Признаки юридического лица определены в ст. 48 ГК РФ. Выступая в качестве юридического лица образовательная организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

     С точки зрения форм собственности  на имущество образовательных организаций  такие организации подразделяются на государственные, федеральные или  находящиеся в ведении субъектов  Российской Федерации (государственная собственность); муниципальные (муниципальная собственность); негосударственные (собственность граждан и (или) юридических лиц).

     К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (например, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

     Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 
 

     2.Органы государственного управления образованием. Основные функции и задачи органов государственного управления образованием.

     Министерство  образования и науки РФ (Минобрнауки  России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства  от 15 июня 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

     Министерство  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

     Минобрнауки России самостоятельно принимает следующие  нормативные правовые акты:

- о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

- положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

- формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии о международными договорами Российской Федерации;

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

Информация о работе Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации