Понятие государственной службы и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание работы

Целью данной работы является детальное рассмотрение понятия государственной службы и ее видов . Для достижения данной цели передо мною стоят несколько задач, решив которые можно будет сформировать определённое представление о государственной службе, как об одном из видов службы, да и вообще, как о административно-правовом институте в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика государственной службы
1. Подходы к понятию государственной службы 4
2. Соотношение понятий: государственная служба и государственное управление 7
3. Соотношение понятий: государственная служба и исполнительная власть 8
2. Юридическая природа государственной службы
1. Правовое регулирование государственной службы 10
2. Субъект государственной службы 10
3. Стадии государственной службы 13
3. Виды государственной службы
1. Государственная гражданская служба 17
2. Военная служба 19
3. Правоохранительная служба 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

АП реферат.docx

— 66.56 Кб (Скачать)

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных  органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными  нормативными актами. Все это придает  государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления  государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

       Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

     Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.

     Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной  государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации.

     Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются Администрация  Президента РФ, Аппарат Правительства  РФ, аппараты Палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные  государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ (например, старший специалист 1 разряда прокуратуры Тяжинского района, ведущий специалист Тяжинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области).

     Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью  граждан на должностях государственной  гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные  должности субъекта РФ.

     Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого  субъекта РФ, поэтому для выяснения  правового положения государственной  службы каждого субъекта РФ следует  изучать и анализировать соответствующие  законы субъектов Федерации. Принимаемые  в субъектах Федерации законодательные  акты не должны противоречить Конституции  РФ и Федеральному закону «О системе  государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ. Как  правило, законы субъектов РФ о государственной (также и о муниципальной) службе соответствующих субъектов РФ фиксируют  важнейшие блоки государственно-служебных  вопросов и отношений. 

3.2. Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства. 
Она имеет высокую значимость для всего общества. Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение военной присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность4
Военная служба связана с риском для жизни военнослужащего и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословности подчинения требованиям командиров (начальников) в любых условиях. 
Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия. В соответствии с законом они имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. 
Эти и другие особенности военной службы определяют статус военнослужащих, предъявляют к ним повышенные требования, ограничивают ряд их прав и свобод. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военных, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. 
Прохождение военной службы заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей: участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, боевая подготовка и учеба, несение боевого дежурства (боевой службы), несение гарнизонной и внутренней службы, нахождение в служебной командировке, выполнение приказов и распоряжений командиров (начальников), оказание помощи органам внутренних дел по охране правопорядка, участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.п5
Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Указы Президента РФ, Постановления Правительства России, приказы министра обороны, другие нормативные акты и документы. 
В соответствии с установленной организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также системой их штатных должностей существуют следующие формы военной службы: военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба офицеров.

Порядок прохождения военной службы прапорщиками и мичманами в Вооруженных  Силах и других воинских формированиях  регламентирован Положением о порядке  прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. 
Военную службу прапорщики и мичманы проходят только по контракту. Данная категория военнослужащих может состоять на военной службе до 45-летнего возраста, после чего подлежит увольнению в запас. Если же прапорщики (мичманы) владеют одной из военно-учетных специальностей по специальному перечню, то с ними по необходимости и с их согласия может быть продлен контракт на основании существующего законодательства. 
На военную службу по контракту в качестве прапорщиков и мичманов принимаются лица в возрасте от 18 до 40 лет, в добровольном порядке на срок не менее 5 лет при первом заключении контракта. Последующие контракты могут заключаться на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания лица на военной службе. 
Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта. При этом прапорщик или мичман может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. 
 
К гражданам, поступающим на военную службу в качестве прапорщиков и мичманов, предъявляются определенные требования. Прежде всего они должны обязательно пройти медицинское освидетельствование. 
Кроме годности по медицинским показаниям поступающий на военную службу должен соответствовать требованиям по общеобразовательному цензу, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, требованиям по выполнению нормативов физической подготовки. 
Лицам, принимаемым на военную службу в качестве прапорщиков или мичманов, присваиваются соответствующие первичные воинские звания прапорщика или мичмана. 
Во время отбывания военнослужащим наказания в виде ограничения по военной службе или его ареста ему не может быть присвоено очередное воинское звание. 
Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы. 
Гражданам, пребывающим в запасе, очередное воинское звание может быть присвоено после прохождения ими военных сборов и сдачи зачетов. 
Прапорщики и мичманы могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за умышленное совершение1 ими преступления. А восстановление в звании допускается лишь после снятия с них судимости или ее погашения. 
Назначение прапорщиков и мичманов на должность производится приказом командира воинской части.

Военным законодательством установлен порядок  перемещения прапорщиков и мичманов из одной воинской части в другую, а также на высшие, равные и низшие должности внутри части. 
Перемещение их из одной воинской части в другую производится по следующим основаниям: по их ходатайствам по истечении срока, на который они приняты на службу, при наличии уважительных причин; по состоянию здоровья, если по заключению военно-врачебной комиссии выполнение ими обязанностей по занимаемой должности в данной местности противопоказано; по семейным обстоятельствам, когда членам семьи прапорщика или мичмана по заключению военно-врачебной комиссии проживание по месту его службы противопоказано; в связи с проведением организационных мероприятий, когда по месту службы нет вакантных должностей, соответствующих специальности, уровню подготовки или имеющемуся опыту работы прапорщика, мичмана. 
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Его перевод к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев: при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; при невозможности проживания членов его семьи в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). 
Если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа). 
При невозможности одновременного назначения супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не производится. 
Плановой замене подлежат военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации. 
Важным элементом прохождения военной службы прапорщиками и мичманами является увольнение их с военной службы. 
В соответствии с Федеральным законом оно производится по одному из следующих оснований: увольнение в запас; в отставку; увольнение с военной службы, если военнослужащему назначено наказание уголовного порядка. 
При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно. 
Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по истечении срока контракта о прохождении военной службы; по состоянию здоровья; в связи с лишением воинского звания; в связи с назначением наказания в виде лишения свободы; в связи с отчислением из военно-учебного заведения. 
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации; в связи с невыполнением им условий контракта; в связи с отказом в допуске к государственной тайне; в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно; по собственному желанию. 
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего; по состоянию здоровья; по семейным обстоятельствам; в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; в связи с избранием депутатом. 
Досрочное увольнение прапорщиков (мичманов) в соответствии со статьей 67 Дисциплинарного устава ВС РФ производится командующим армией, должностными лицами, ему равными и выше. 
Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. 
При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.
 
 
 

3.3. правоохранительная  служба

Правоохранительная  служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правоохранительная  служба характеризуется тем, что  она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических  мер воздействия. К ним принято  относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер  юридического воздействия важное место  отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных  законом пределах.

Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые в  ходе ее осуществления юридические  меры воздействия должны строго соответствовать  предписаниям закона. Только закон  может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко  определять ее содержания.

Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные служащие правоохранительных органов реализуют  свои полномочия в установленном  законом порядке, с соблюдением  определенных процедур.

Не менее  важным признаком правоохранительной службы является и то, что она  может осуществляться лишь в специально уполномоченных государственных органах, комплектуемых соответствующим  образом подготовленными служащими  – по большей части юристами. Организация и деятельность таких  государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в  том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных  вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых служащими правоохранительных органов решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений6.

Правоохранительная  деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно-исполнительной системы.

Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды